Условия реализации доступной среды инклюзивного образования в вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 09.03.2017

Статья просмотрена: 534 раза

Библиографическое описание:

Сапрыкина, Л. А. Условия реализации доступной среды инклюзивного образования в вузах / Л. А. Сапрыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40290/ (дата обращения: 17.12.2024).



В последнее время интеграционные процессы стали всё более широко охватывать различные группы студентов, имеющих отклонения в развитии. Ранее, в советское время, в образовательных учреждениях преобладала бесконтрольная интеграция, со временем появился уровень одного образовательного учреждения, а в настоящее время образование приобретает всё более разные модели интегрированного или инклюзивного обучения.

В процессе развития инклюзивного образования в вузах начинает преобладать принцип «Равные и разные», что дополняется понятием «качество доступности». Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Суть его заключается в том, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вместе со своими сверстниками, становятся полноправными членами коллектива, развиваются в соответствии с возможностями и приобретают перспективу участия в жизни общества. [1, с.104]. Интеграция — (лат. integration-восстановление, восполнение от integer — целый), сторона процесса становления, результатом чего является объединение ранее разнородных частей в целое. [2].

Однако, существенным различием инклюзивного подхода от интегрированного является качественное реформирование социально-педагогических условий, основанных на кардинальном преобразовании учебно-воспитательного процесса, создание единого социально-образовательного окружения, а также стремление членов современного общества к личностным и профессиональным переменам для лиц с ОВЗ.

Социализация — (от лат. socialis–общественный), процесс усвоения человеческим индивидуумом определенной системой знаний, норм и ценностей, обретение социальных характеристик мышления и поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. [3]. Сущностью инклюзивного образования в вузе является совместное обучение студентов с ОВЗ с другими студентами в соответствии с общими требованиями к процессу, качеству и результату образования. Актуальность данного вопроса заключается в привлечении людей с определёнными физическими особенностями в социальное окружение. В связи с этим, в настоящее время одной из основных проблем перед социумом, государством, и перед системой образования является формирование условий, обеспечивающих доступность и качество получаемого образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Доступная среда в инклюзивном образовании — основное требование в развитии ВУЗов.

Итак, основными направлениями в развитии «включенного» образования должны являться:

I. Организационные мероприятия по формированию информации по категориям студентов:

‒ анализ контингента обучающихся студентов вуза в начале учебного года;

‒ формирование учетных данных по студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;

‒ ведение личных дел на каждого студента-инвалида;

‒ осуществление контроля за сроками действия справок об установлении инвалидности;

‒ назначение выплат (социальной стипендии и материальной помощи), предусмотренной законодательством РФ и законом «Об образовании», в соответствии со статусом обучающихся.

II. Психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья:

‒ индивидуальная работа психолога со студентами данной категории;

‒ адаптация студентов с ОВЗ посредством проведения тренингов;

‒ обучение, направленное на командообразование.

III. Лечебно-оздоровительные мероприятия:

‒ физическая культура по спец.программе;

‒ посещение спортивно-оздоровительных комплексов вуза;

‒ консультации медицинских работников вуза.

IV. Культурные мероприятия во внеучебной деятельности:

‒ проведение мероприятий с участием «медийных личностей» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

‒ вовлечение студентов с ограниченными возможностями здоровья в культурную и спортивную жизнь ВУЗа.

V. Развитие и формирование толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья:

‒ привлечение волонтеров (из числа студентов) для помощи студентам-инвалидам, в том числе при передвижении по территории ВУЗа;

‒ волонтерство студентов в организации учебного процесса инклюзивного обучения;

‒ участие студентов-волонтеров в культурно-массовых мероприятиях, организованных для студентов-инвалидов;

‒ проведение круглых столов и тематических мероприятий, направленных на образование толерантной социокультурной среды;

‒ информирование о достижениях студентов-инвалидов на сайте ВУЗа.

Таким образом, для реализации данных направлений ВУЗам необходимо приложить немало усилий, чтобы организовать подходящие условия инклюзии каждому отдельному студенту. Вместе с тем, всё же можно вести речь о перспективных линиях деятельности в условиях осуществления высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Алехина, C. B. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Текст] / C. B. Алехина, В. К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «наша новая школа». М., 2010. -С. 104–116
  2. Большой энциклопедический словарь. Гл.ред. Ярцева В. Н. М.: Науч. изд-во «Большая Рос.энциклопедия», 2000
  3. Философский энциклопедический словарь. Гл.ред. Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н. и др. М.: Советская энциклопедия, 1983
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, III, инклюзивное обучение, лицо, мероприятие.


Похожие статьи

Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Актуальность внедрения технологий электронного правительства в администрации г.Владивостока

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа

Похожие статьи

Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности развития готовности педагогов ДОО к работе в инклюзивной группе

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Актуальность внедрения технологий электронного правительства в администрации г.Владивостока

Влияние образовательной среды на сохранение профессионального здоровья педагога в ДОУ

Реализация программы дополнительной профессиональной подготовки в контексте инклюзивного образовательного пространства в условиях профессионально-педагогического колледжа

Задать вопрос