В последнее время интеграционные процессы стали всё более широко охватывать различные группы студентов, имеющих отклонения в развитии. Ранее, в советское время, в образовательных учреждениях преобладала бесконтрольная интеграция, со временем появился уровень одного образовательного учреждения, а в настоящее время образование приобретает всё более разные модели интегрированного или инклюзивного обучения.
В процессе развития инклюзивного образования в вузах начинает преобладать принцип «Равные и разные», что дополняется понятием «качество доступности». Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Суть его заключается в том, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вместе со своими сверстниками, становятся полноправными членами коллектива, развиваются в соответствии с возможностями и приобретают перспективу участия в жизни общества. [1, с.104]. Интеграция — (лат. integration-восстановление, восполнение от integer — целый), сторона процесса становления, результатом чего является объединение ранее разнородных частей в целое. [2].
Однако, существенным различием инклюзивного подхода от интегрированного является качественное реформирование социально-педагогических условий, основанных на кардинальном преобразовании учебно-воспитательного процесса, создание единого социально-образовательного окружения, а также стремление членов современного общества к личностным и профессиональным переменам для лиц с ОВЗ.
Социализация — (от лат. socialis–общественный), процесс усвоения человеческим индивидуумом определенной системой знаний, норм и ценностей, обретение социальных характеристик мышления и поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. [3]. Сущностью инклюзивного образования в вузе является совместное обучение студентов с ОВЗ с другими студентами в соответствии с общими требованиями к процессу, качеству и результату образования. Актуальность данного вопроса заключается в привлечении людей с определёнными физическими особенностями в социальное окружение. В связи с этим, в настоящее время одной из основных проблем перед социумом, государством, и перед системой образования является формирование условий, обеспечивающих доступность и качество получаемого образования лицами с ОВЗ и инвалидностью. Доступная среда в инклюзивном образовании — основное требование в развитии ВУЗов.
Итак, основными направлениями в развитии «включенного» образования должны являться:
I. Организационные мероприятия по формированию информации по категориям студентов:
‒ анализ контингента обучающихся студентов вуза в начале учебного года;
‒ формирование учетных данных по студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
‒ ведение личных дел на каждого студента-инвалида;
‒ осуществление контроля за сроками действия справок об установлении инвалидности;
‒ назначение выплат (социальной стипендии и материальной помощи), предусмотренной законодательством РФ и законом «Об образовании», в соответствии со статусом обучающихся.
II. Психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья:
‒ индивидуальная работа психолога со студентами данной категории;
‒ адаптация студентов с ОВЗ посредством проведения тренингов;
‒ обучение, направленное на командообразование.
III. Лечебно-оздоровительные мероприятия:
‒ физическая культура по спец.программе;
‒ посещение спортивно-оздоровительных комплексов вуза;
‒ консультации медицинских работников вуза.
IV. Культурные мероприятия во внеучебной деятельности:
‒ проведение мероприятий с участием «медийных личностей» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
‒ вовлечение студентов с ограниченными возможностями здоровья в культурную и спортивную жизнь ВУЗа.
V. Развитие и формирование толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья:
‒ привлечение волонтеров (из числа студентов) для помощи студентам-инвалидам, в том числе при передвижении по территории ВУЗа;
‒ волонтерство студентов в организации учебного процесса инклюзивного обучения;
‒ участие студентов-волонтеров в культурно-массовых мероприятиях, организованных для студентов-инвалидов;
‒ проведение круглых столов и тематических мероприятий, направленных на образование толерантной социокультурной среды;
‒ информирование о достижениях студентов-инвалидов на сайте ВУЗа.
Таким образом, для реализации данных направлений ВУЗам необходимо приложить немало усилий, чтобы организовать подходящие условия инклюзии каждому отдельному студенту. Вместе с тем, всё же можно вести речь о перспективных линиях деятельности в условиях осуществления высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Алехина, C. B. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Текст] / C. B. Алехина, В. К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «наша новая школа». М., 2010. -С. 104–116
- Большой энциклопедический словарь. Гл.ред. Ярцева В. Н. М.: Науч. изд-во «Большая Рос.энциклопедия», 2000
- Философский энциклопедический словарь. Гл.ред. Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н. и др. М.: Советская энциклопедия, 1983