Развитие малого бизнеса и предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Муминова, С. А. Развитие малого бизнеса и предпринимательства / С. А. Муминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/144/39882/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассмотрены поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства и создание благоприятных условий для их развития, так как именно малый бизнес более гибко реагирует на потребности рынка товаров и услуг, непосредственно взаимосвязан с потребителями, узко специализируется на определенных сегментах рынка и быстро приспосабливается к местным условиям, не требуя больших расходов.

Ключевые слова: предприниматель, рынок, бизнес, продукция, товар, услуги, реализация, новатор, налоги

Существует много моделей человеческого поведения, которые приводят к решению «начать собственный бизнес». Основные из них, это: стремление уйти от неблагоприятной ситуации, влияние примера какой-либо личности (друзей, родителей, знакомых), и способствующая этому благоприятная ситуация в стране, и в обществе.

Объектом предпринимательства является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность фактов. Степень организации деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе она необходима для оценки возможности заниматься бизнесом в определенной сфере. В дальнейшем осуществление новых комбинаций по существу становится главным делом предпринимателя.

Постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов отличает предпринимателя от обычного хозяйственника. Таким образом, объектом предпринимательства, в реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов.

Собственно процесс предпринимательства состоит из следующих стадий:

− Поиск новой идеи и ее оценка;

− Составление бизнес-плана;

− Поиск необходимых ресурсов;

− Управление созданным предприятием.

Одна из самых сложных задач предпринимателя — поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

Предпринимательство всегда определенным образом организуется, принимает конкретные формы. Рассмотрим основные признаки предпринимательства как метода ведения хозяйства.

К основным из них относятся самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не запрещенных существующими правовыми нормами. Любой, кто имеет соответствующие желание и денежные средства, вправе организовать собственное производство (индустриальное или коллективное), основанное на определенной форме собственности. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по какой цене продавать — все это предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Средства производства и рабочая сила приобретаются на рынке.

К производственному предпринимательству относиться деятельность, в условиях которой предприниматель осуществляет производство продукции, товаров, работ. Услуг, информации, духовных ценностей, которые затем подлежат реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей. А другие функции, сопровождающие процесс производства, например, сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

Большинство людей хотели бы самостоятельно заниматься бизнесом, но только немногие делают это. Также немногие добиваются успеха. Однако возможность стать удачливым предпринимателем вполне реальна.

Шансы благоприятствуют тому, кто стремится к трудным целям. Такие люди также, скорее всего, отличаются новаторством, принимают на себя обоснованный риск, уверенны в себе, трудолюбивы, умеют ставить цели и ответственны.

Предприниматели появляются в любой сфере деятельности, и каждая этническая группа может похвалиться своими удачливыми предпринимателями. В некоторых этнических группах обычно больший процент предпринимателей, чем в других, главным образом потому, что до настоящего времени предпринимательские возможности были закрыты для некоторых групп.

Другие социальные факторы также, по-видимому, влияют на предпринимательский успех. Психологи говорят, что предприниматели чаще имели родителей, которые устанавливали высокие стандарты результатов деятельности детей, способствовали развитию навыков опоры на самих себя и не являлись сторонниками жесткой дисциплины.

Главной наградой предпринимателя является удовлетворение от хорошо выполненной работы, что отражается на прибыли. Главной опасностью является предпринимательская неудача, которая может разрушить личность и уничтожить все сбережения.

Будущие предприниматели могут заняться собственным бизнесом одним из двух способов: приобретая существующее предприятие или создавая новое предприятие.

Но до выбора одного из путей предприниматели должны ответить на вопрос: «Каким бизнесом мне следует заниматься?». Разумный ответ потребует от предпринимателей внимательного рассмотрения как собственных возможностей, так и отраслевых тенденций.

Покупка существующего предприятия предполагает меньший риск, чем создание нового предприятия, поскольку в этом случае можно оценить прошлые успехи и неудачи. Например, покупатель может ознакомиться с балансами, подсчитать товарно-материальные запасы, проверить оборудование и учесть предпринимательские привычки.

Для определения цены существующего предприятия перспективный покупатель может использовать метод оценки чистой прибыли, либо метод оценки активов. Метод оценки прибыли является более точным, так как нацелен на будущие прибыли; метод оценки активов рассматривает только активы не учитывая их прибыльности.

Для предпринимателей создание нового с самого начала является более привлекательным, чем приобретение предприятия. Они предпочитают собственную продукцию или услугу, собственных работников, поставщиков, хотят сами выбирать местонахождение и т. д.

Многие предприниматели выступают и как изобретатели изделий. До создания предприятий такие предприниматели должны тщательно рассмотреть вопрос о патентовании своих изобретений. Процесс патентования является сложным, дорогостоящим и длительным и обычно требует участия патентного поверенного.

В жизни встречаются множество видов деятельности и ситуаций, в которых оказываются люди. В любой ситуации всегда существует нечто, что может быть сделано для решения этой проблемы. Именно в таких ситуациях, те личности, которые обладают волей и находчивостью, имеют цель и мотивацию, способные к риску, выступают в качестве героев, то есть предпринимателей и бизнесменов.

Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» дает следующее определение: «Предпринимательство — это инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода на свой риск и под свою имущественную ответственность».

Предприниматель — это новатор, начинающий новый бизнес, создатель нового продукта и услуги для удовлетворения общества. Основная цель — добиться успеха в создании и развитии собственного дела, проявить свои творческие способности.

Предприятия малого бизнеса и предпринимательства играют огромную роль в развитии экономики страны, они являются фундаментом национальной экономики, что в решающей мере от них зависят темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП), определяется уровень благосостояния населения. В текущем году доля малого бизнеса в ВВП Узбекистана составил 61 %, тем самым, обеспечил и создал большую часть новых рабочих мест.

Это яркое свидетельство устойчивости экономики, создававшейся по кирпичикам за годы независимости.

С первых шагов становления нашего независимого государства поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства, и создание благоприятных условий для их развития находятся в центре внимания общественности. Именно малый бизнес, более гибко реагирует на потребности рынка товаров и услуг, непосредственно взаимосвязана с потребителями, узко специализируются на определенных сегментах рынка, и быстро приспосабливается к местным условиям не требуя больших расходов.

Высказывание великой личности Амира Темура: «Один предприимчивый, мужественный, энергичный, решительный, деловой и бдительный человек лучше тысячи безвольных, равнодушных людей», свидетельствует о давней трактовке предпринимательства, как особого вида деятельности направленного на создание экономических благ и развития государства.

По инициатив первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «2011 год был объявлен — Годом малого бизнеса и частного предпринимательства» В рамках этой программы было предусмотрено совершенствование законодательных актов в области частного предпринимательства, снятие бюрократических барьеров, резкое сокращение вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.

Благодаря инициативам главы государства за годы независимости увеличилась база поступлений за счет увеличения количества предпринимателей. Они стали платить меньшие налоги, но за счет массовости движения объем налогов увеличился и прогрессирует и по сей день. И сама жизнь показывает эффективность принятого решения, позволяющего не избегать, а аккуратно выплачивать налоги. Свидетельством этого является снижение «Налога на прибыль» для предприятий и хозяйствующих субъектов. С введением Единого налога для малых предприятий (введенный в соответствии с указом президента Республики Узбекистан от 20,06,2005г.№ УП-3620 «О дополнительных мерах по стимулированию развития микрофирм и малых предприятий), он сократился более чем в три раза и к текущему году составляет 5 %.

В числе приоритетов программы занятости, должны быть обозначены:

− Определение основных направлений и параметров организации рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2017 год с учетом территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, отраслевых программ по модернизации, техническому и технологическому обновлению производства, изменений спроса на рынке труда под воздействием демографических и других факторов;

− Реализация активных и целевых мер по трудоустройству, переподготовке и социальной защите незанятого населения, особенно в сельской местности, в том числе, малообеспеченных слоев, прежде всего, многодетных семей, инвалидов, выпускников высших и средних специальных образовательных учреждений;

− Дальнейшее стимулирование занятости в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, содействие повышению предпринимательской активности населения, развитие эффективных форм занятости, особенно надомного труда, семейного предпринимательства и ремесленничества;

− Развитие промышленности, сферы услуг, сельского хозяйства и других отраслей экономики, инфраструктуры, организация рабочих мест по трудоустройству работников, освобождаемых в результате модернизации и технологического обновления сферы транспорта и коммуникационного строительства, а также трудоемких производств, эффективное использование потенциала территорий и отраслей экономики для устойчивого функционирования, ранее созданных рабочих мест.

Литература:

  1. Пуляев В. Т. К вопросу о новой парадигме развития общества. — СПб., 1993.
  2. Маслов Д. В., Белокоровин Э. А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. — М: ДКМ Пресс. 2008.
  3. Жиляева Н. Как начать свое дело? // Экономика и жизнь. 1991. № 44.
  4. Догиль Ф., Семенов Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес. — М., 1997.
  5. Глущенко Е. В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. — М., 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, частного предпринимательства, рабочих мест, определенных сегментах рынка, поддержка малого бизнеса, создание благоприятных условий, Республики Узбекистан, потребности рынка товаров, метод оценки активов, предприниматели должны, Объектом предпринимательства, деятельность субъектов предпринимательства, области частного предпринимательства, основные признаки предпринимательства, давней трактовке предпринимательства, результаты предпринимательства, процесс предпринимательства, объектом предпринимательства, местным условиям, малый бизнес.


Похожие статьи

Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане

В статье рассматривается сущность малого бизнеса, его роль и место в увеличении валового внутреннего продукта страны. Дано обоснование стратегии интенсивного развития малого бизнеса в рыночных условиях, повышения уровня и экономической эффективности ...

Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы

В статье рассматривается проблема структурных изменений в сфере услуг, как основа для реализации предпринимательской инициативы. Автор характеризует многообразие видов бытовых услуг и факторы, стимулирующие их развитие. Акцент внимания автор делает н...

Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...

Финансово-правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена анализу финансово-правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России в современный период. Автор сравнивает правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России, выявляет особенности нал...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...

Малый бизнес в условиях нестабильности экономической структуры

Статья содержит информацию о малом бизнесе, его характеристиках и особенностях в рыночной экономике страны. Авторами рассматриваются барьеры, связанные с развитием малого бизнеса в условиях экономической нестабильности. Также описывается влияние санк...

Особенности управления проектами с учетом масштабов и отраслей

В настоящее время, в условиях развития цифровой экономики довольно много компаний используют методы и принципы проектного управления. Указанная востребованность связана с тем, что проектное управление обеспечивает большой потенциал предпринимателям в...

Специфика потребительской трансформации как аспект теоретико-методических подходов к развитию бренда в современных условиях рынка

В статье рассмотрены основные аспекты потребительской трансформации на российском рынке. Потребитель становится ключевым звеном цепочки в товарно-рыночных взаимоотношениях и получает возможность влиять на многие процессы, способствуя осуществлению пе...

Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

В статье анализируется процесс становления налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в России, говорится о специфике развития налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, дается оценка сделанных достижений в эт...

Изменение тенденций на рынке труда в условиях цифровой экономики

В статье рассматривается проблема адаптации человеческого ресурса в условиях перехода и развития цифровой экономики в России и в целом в мире. Рассмотрены основные проблемы человеческих ресурсов на современном этапе, которые должны быть ликвидированы...

Похожие статьи

Перспективные пути развития малого бизнеса в Узбекистане

В статье рассматривается сущность малого бизнеса, его роль и место в увеличении валового внутреннего продукта страны. Дано обоснование стратегии интенсивного развития малого бизнеса в рыночных условиях, повышения уровня и экономической эффективности ...

Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы

В статье рассматривается проблема структурных изменений в сфере услуг, как основа для реализации предпринимательской инициативы. Автор характеризует многообразие видов бытовых услуг и факторы, стимулирующие их развитие. Акцент внимания автор делает н...

Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...

Финансово-правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена анализу финансово-правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России в современный период. Автор сравнивает правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства в России, выявляет особенности нал...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...

Малый бизнес в условиях нестабильности экономической структуры

Статья содержит информацию о малом бизнесе, его характеристиках и особенностях в рыночной экономике страны. Авторами рассматриваются барьеры, связанные с развитием малого бизнеса в условиях экономической нестабильности. Также описывается влияние санк...

Особенности управления проектами с учетом масштабов и отраслей

В настоящее время, в условиях развития цифровой экономики довольно много компаний используют методы и принципы проектного управления. Указанная востребованность связана с тем, что проектное управление обеспечивает большой потенциал предпринимателям в...

Специфика потребительской трансформации как аспект теоретико-методических подходов к развитию бренда в современных условиях рынка

В статье рассмотрены основные аспекты потребительской трансформации на российском рынке. Потребитель становится ключевым звеном цепочки в товарно-рыночных взаимоотношениях и получает возможность влиять на многие процессы, способствуя осуществлению пе...

Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

В статье анализируется процесс становления налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в России, говорится о специфике развития налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, дается оценка сделанных достижений в эт...

Изменение тенденций на рынке труда в условиях цифровой экономики

В статье рассматривается проблема адаптации человеческого ресурса в условиях перехода и развития цифровой экономики в России и в целом в мире. Рассмотрены основные проблемы человеческих ресурсов на современном этапе, которые должны быть ликвидированы...

Задать вопрос