Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 03.03.2017

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Нажметдинова В. М. Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 345-347. — URL https://moluch.ru/archive/143/40176/ (дата обращения: 21.04.2018).



Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании стала проблема формирования информационно-аналитических умений повышения информационной грамотности учащихся как основы самостоятельной учебной деятельности.

Соответственно, принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на деятельностный подход в образовании. Исходя из нормативных документов, выпускник начальной школы при освоении основной образовательной программы начального общего образования должен овладеть личностными, метапредметными и предметными результатами. [3, с. 20]

Младший школьный возраст — возраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности. Доминирующей функцией становится именно мышление. В этом возрасте должен завершиться переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению. Ребёнок должен научиться строить логически верные рассуждения, совершая при этом различные учебные операции. В результате формируется понятийное или теоретическое мышление, ребёнок развивается интеллектуально, совершенствуется, облегчается процесс усвоения знаний, умений, навыков, становится более высокой учебная мотивация.

Современный учитель должен сделать выбор: продолжать делать упор на овладение предметными знаниями, умениями, навыками, опираясь на память, или продвигать ученика по пути компетенции, создавая условия для овладения интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, в конечном итоге осуществлять анализ и синтез.

Перейдем к определению понятия «информационные умения». Данное понятие раскроем через понятие «умение», которое понимается как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности [1, с. 2]. Умение означает, что обучающийся освоил соответствующее знание о способах деятельности и может его применять. Исходя из этого, под информационными умениями будем понимать освоенные обучающимися способы выполнения действий с информацией, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний. В научно-методической литературе выделяются две группы информационных умений — информационно-поисковые и информационно-аналитические

Выделяя из спектра аналитических умений информационно-аналитические, следует подчеркнуть недостаточное внимание к самостоятельной работе младших школьников с разными источниками информации, отчасти выходящими за рамки школьного урока. Информационно-аналитические умения тесно связаны с процедурами информационного поиска. Это поиск, последующая обработка, а также творческое использование найденной информации, например:

– умение искать информацию в справочниках и словарях и умения самостоятельно давать толкование понятиям;

– умение формулировать информационный запрос и анализировать найденный источник информации с точки зрения его соответствия запросу;

– умение искать непонятное и понятное в слове и получать информацию из морфемной структуры слова;

– умение анализировать структуру текста научно-познавательного характера, самостоятельно находить в нем ключевые слова, предложения, составлять план текста или опорный конспект;

– умение получать информацию из иллюстративного и прочего сопроводительного к статье материала;

– умение анализировать объект наблюдения и давать краткое либо развернутое описание объекта в устной и письменной форме;

– умение давать сравнительный анализ наблюдаемых объектов в устной и письменной форме. [4, с. 125]

Эти и другие информационно-аналитические умения ориентированы не столько на успешность ребенка в рамках учебной деятельности, сколько на развитие внешкольных познавательных интересов и возможностей младшего школьника, на рост его познавательной активности за пределами урока, на формирование вкусов, потребностей, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов.

Важным средством формирования как информационно-поисковых, так и информационно-аналитических умений являются, арифметические задачи С. А. Новоселов утверждает, что «успех в решении задач зависит от умения извлекать информацию из условий задачи и выявлять отдельно элементы, комбинировать их и т. д. Полученная информация обеспечивает поиск решения, регулирует действия учащихся на наиболее важных этапах творческой деятельности» [1, с. 69].

В начальной общеобразовательной школе традиционно имеют место различные виды работ аналитического характера:

– анализ содержания математической задачи;

– анализ математического выражения;

– звуко-буквенный анализ слова;

– анализ слова с точки зрения его морфемной структуры;

– анализ предложения;

– анализ художественного текста;

– анализ научно — популярной статьи и др.

Из всего выше перечисленного можно выделить педагогические условия формирования информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста:

  1. научить детей извлекать из текста информацию, определяющую решение поставленной задачи. Обучая, например, чтению задач, необходимо предъявлять требования к чтению текста задач: правильное чтение всех слов, выделение опорных слов и чисел, используемых в задаче. В процессе реализации данного условия, детей учат устанавливать, достаточно ли этой информации для решения, находить лишнюю информацию;
  2. осуществление перевода текста задачи на язык с помощью невербальных средств. Реализация этого условия предполагает выбор например: знако-символических средств для построения графической модели адекватной математическому содержанию задачи. Перевод текста в форму графической модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста задачи;
  3. Мотивационное условие (интерес к учебно-информационной деятельности, умение осознать потребность в информации, активное информационное поведение);
  4. Подбор специальных заданий с использованием средств мультимедийных технологий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность;
  5. Совершенствование специальной подготовки преподавателей в области современных мультимедийных технологий;
  6. Повышение квалификации (прохождение дополнительных курсов и тд);
  7. Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
  8. Эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников;
  9. Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий.

К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться и уметь учиться, чему в немалой степени может способствовать процесс формирования информационной грамотности на уроках русского языка. Знания и умения в сфере информационной деятельности могут быть перенесены учащимися и на другие учебные предметы, что повлияет на более эффективное усвоение учебного материала, повлечет использование рациональных способов работы с информацией, что важно и для последующего обучения школьников.

Литература:

1. С. А. Новоселов, И. А. Торопов. Синтез творческой и репродуктивной и деятельности учащихся в процессе обучения анализу изобретений. Монография — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 187 с.

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2014

3. Буддизм. ЧетыреSmartTextBox благородных истины. — М., 2015.

4. Коменский Я. А. Великая дидактика: изб. пед. произвeдения. В 2-х т. — М., Педагогика, 2012 — Т.1

5. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2016

Основные термины (генерируются автоматически): аналитических умений, информационно-аналитических умений, младшего школьного возраста, формирования информационно-аналитических умений, аналитических умений информационно-аналитические, человека соответствующих умений, овладения интеллектуальных умений, текста задачи, группы информационных умений, учебной деятельности, информационной грамотности, младших школьников, чтении текста задачи, перевода текста задачи, Педагогические условия формирования, самостоятельной учебной деятельности, чтению текста задач, Информационно-аналитические умения, информационной грамотности учащихся, активизации познавательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос