Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.10.2017

Статья просмотрена: 431 раз

Библиографическое описание:

Родина Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 175-176. — URL https://moluch.ru/archive/176/46002/ (дата обращения: 19.09.2018).



Рассматривается вопрос формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены условия их формирования.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьник, условия формирования КУУД

Одна из задач, поставленных перед школой новыми федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, — формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся так и на уроках. Это обусловило изменения в программно-методическом обеспечении, в организации учебного процесса и определения педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Таким образом, на уровне начального общего образования должны быть созданы педагогические условия формирования КУУД обучающихся начального общего образования. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Коммуникативные УУД включают две группы умений:

‒ это умение строить продуктивное взаимосотрудничество со сверстниками и взрослыми -в парах, группах, в командах.

‒ общие умения коммуникации-работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли…

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В отечественной психологии и педагогике сформулированы основные условия формирования умений. Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие ученые показали, что всякое умение формируется в деятельности. Развёрнутое описание даётся и в теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина о том, что эта теория носит деятельностный характер. Гальперин широко понимает обучение: условно — это любая деятельность, поскольку тот, кто её выполняет, получает новую информацию и умения и при этом получаемая им информация обретает новое качество. В деятельности, выполняемой учащимися, Гальперин выделяет три стороны: ориентировочную, исполнительную, контрольную.

В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчан, Г. А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль играет сотрудничество обучающихся между собой.

Первое условие формирования какого-либо умения: ребёнок должен быть включён в совместную с другими обучающими деятельность по овладению данным умением.

Следующим условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося. Это утверждали в своих работах В. В. Давыдов,М. А. Мкртчан, Г. А. Цукерман. Только через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что делает возможным освоение новых знаний и умений. Вторым условием формирования умений является создание в учебном процессе возможности для осуществления рефлексии каждого обучающегося над ходом освоения им того или иного умения.

Третьим условием для успешного формирования умения является усвоение целостного умения от частного к общему. Чтобы обеспечить процесс формирования умения, необходимо проанализировать его структуру, чётко представить из каких элементов оно складывается, определить наиболее целесообразную последовательность отдельных элементов.

Четвертым условием является формирования умений является регулярность и распределение во времени. Освоение умений происходит путём многократного повторения упражнений.

Пятое условие — это положительная мотивация к выполнению, применению заданий. Для создания мотивации важно, чтобы тренируемое умение было включено в учебную ситуацию, имеющую значимость для обучающегося, ученик должен знать результаты выполнения действия, понимать общий принцип, схему умения, в которое включено тренируемое действие.

Данные условия могут быть последовательными шагами в деятельности учителя. Опираясь на понятие коммуникативные универсальные учебные действия, уточним специфику их формирования. Сущность процесса формирования КУУД у младших школьников заключается в целенаправленном последовательном обеспечении:

1) регулярной, распределённой во времени деятельности включенности учащегося в различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками учебно-воспитательного процесса;

2) постановки в соответствии с результатами рефлексии дальнейших образовательных задач по развитию умений коммуникации обучающихся- в совместном обсуждении учащегося с учителем.

Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является наиболее благоприятным периодом и требует от педагога создание особых педагогических условий учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 99с.
  2. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики [Текст]/ Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования [Текст] — М.: 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, формирование, учебно-воспитательный процесс, начальное общее образование, условие формирования, действие, педагогическое условие формирования, младший школьный возраст, деятельность, школьник.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник

Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста.

Возрастные возможности формирования познавательных...

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие, внимание, учебно-познавательная компетентность, учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность.

Педагогические условия формирования информационно...

Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста.

[3, с. 20]. Младший школьный возраствозраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности.

Формирование учебной деятельности младших школьников

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший школьный возраст, задача, самый ученик, младший школьник, правильная организация.

Педагогические условия формирования самооценки...

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

Третье педагогическое условие формирования самооценки младших школьников способствовало взаимодействию субъектов образовательного процесса: учителя, учащихся...

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности...

Условия формирования основ правовых знаний младших...

знание, правовая культура, условие формирования основ, школьник, современное общество, младший школьный возраст, начальное общее образование, правовая сфера, правовое просвещение...

Методы и средства формирования и развития регулятивных...

Ключевые слова: младшие школьники, регулятивные универсальные учебные действия, начальная школа, кейс-технология, дебаты, исследовательская деятельность, метод проектов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема.

В условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема...

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник

Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста.

Возрастные возможности формирования познавательных...

младший школьный возраст, младший школьник, действие, формирование, учащийся, развитие, внимание, учебно-познавательная компетентность, учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность.

Педагогические условия формирования информационно...

Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста.

[3, с. 20]. Младший школьный возраствозраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности.

Формирование учебной деятельности младших школьников

учебная деятельность, начальная школа, действие, умение, учебная задача, младший школьный возраст, задача, самый ученик, младший школьник, правильная организация.

Педагогические условия формирования самооценки...

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

Третье педагогическое условие формирования самооценки младших школьников способствовало взаимодействию субъектов образовательного процесса: учителя, учащихся...

Средства и методы формирования универсальных учебных...

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности...

Условия формирования основ правовых знаний младших...

знание, правовая культура, условие формирования основ, школьник, современное общество, младший школьный возраст, начальное общее образование, правовая сфера, правовое просвещение...

Методы и средства формирования и развития регулятивных...

Ключевые слова: младшие школьники, регулятивные универсальные учебные действия, начальная школа, кейс-технология, дебаты, исследовательская деятельность, метод проектов.

Задать вопрос