Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ступак, Л. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников / Л. А. Ступак, И. С. Огородова, А. А. Челышева, С. А. Кимяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 371-374. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39998/ (дата обращения: 16.11.2024).



Устная речь детей с моторной алалией, как известно, характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ритмико-интонационной ее стороны.

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи таких детей играет фонетическая ритмика, которая органически входит в работу по формированию произношения.

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой российских педагогов под руководством Э. И. Леонгард у специалистов реабилитационного центра в Хорватии. Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми. Достоинства этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонетическая ритмика заняла прочное место в их практике.

Занятия фонетической ритмикой включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры, помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий — эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

Дети, у которых есть проблемы с произношением, бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата.

Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными движениями. Неправильное дыхание приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч. Поэтому, на начальном этапе работы по включению фонетической ритмики в коррекцию детей обучают правильному дыханию. Дальнейшая работа представляет собой знакомство со звуком или буквой и выполнение игровых упражнений (Таблица 1).

Перспективный план по применению фонетической ритмики вподготовительной кшколе группе

Месяц

Неделя

Тема

Изучаемая буква

Фонетическая ритмика

Сентябрь

1–2

Обследование детей

3

Сад-огород. Овощи, фрукты

У

«Паровозик гудит»

Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении У.

А

«Девочка плачет»

Вдох, разведение рук вверх при одновременном длительном произнесении А.

4

Лес. Грибы, ягоды

И

«Иголочка»

Вдох, руки вверх при одновременном произнесении звука И.

Октябрь

1

Осень

П

«Лопнул шарик»

И.п.: пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены.

Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри. Движение быстрое, резкое, короткое.

К

«Пистолет»

Руки согнуть на уровне груди, пальцы сжать в кулачки, локти направить в стороны. Произнося звук К, имитировать разрыв ткани. Движение резкое, динамичное.

2

Деревья

Т

«Молоточек»

Кончиком большого пальца ведущей руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца, произнося коротко звук Т.

3

Домашние птицы

4

Человек и его тело

О

«Зуб болит»

Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении О.

5

Одежда, обувь, головные уборы

Х

«Греем руки»

Соединить руки в замок над головой. Ноги на ширине плеч. Произнося звук Х, подносим обе ладошки ко рту и дышим на звук «х-х-х».

Ноябрь

1

Домашние животные и их детеныши

2

Звери наших лесов

Ы

«Медвежонок рычит»

Отводить в стороны согнутые в локтях руки при одновременном произнесении звука Ы.

Звук «Ы» произносится сердито.

3

Животные жарких стран

М

«Коровка»

Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением произнося звук М.

Н

«Лошадки»

Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением произнося звук Н.

4

Животные холодных стран

Б

«Барабан»

Наклониться вперед, расслабленно уронив руки и одновременно произнести БА.

Декабрь

1

Зима

2

Зимующие птицы

С

«Чайник свистит»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично, произнося звук С, поднять руки вверх и соединить их в кольцо над головой.

3

Игрушки

4, 5

Новогодний праздник. Зимние забавы

З

«Комарики летят»

Описать в воздухе 2–3 раза кистями рук небольшие круги при одновременном произнесении звука З.

Январь

1

2

3

Семья

4

Наш город. Дом

В

«Вьюга»

Вытянуть руки в стороны и покачивая ими влево — вправо, имитируя вьюгу, произносить звук В.

Д

«Пулемёт»

Губы растянуты в улыбке. Дети быстро произносят «д-д-д», при этом руки сжаты в кулачки и быстро, поочерёдно отталкиваем каждый кулачок от себя.

Февраль

1

Мебель. Бытовые приборы

2

Транспорт

Г

«Гусята»

Ходьба на месте, гогочем как гусята «га-га-га».

3

Профессии. Инструменты

Э

«Мальчик кричит»

Вдох, плавно согнуть руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч вверх при одновременном произнесении Э.

4

День защитников Отечества

Й

«Йод»

И.п.: руки согнуты, локти вниз. Пальцы сжаты в кулачки, указательный палец направлен вверх (исходное положение на гласный [и]).

Произнося й, дети поднимают руки вверх и делают быстрое вращательное движение указательными пальцами, «пишут» запятую в воздухе. Движение быстрое, короткое.

Е

«Ель»

И.п.: как в предыдущих упражнениях. Произнося е, дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и], затем мягко роняют кисти рук к плечам в положение рук на гласный [э]. Движения динамично сменяют друг друга.

Март

1

Весна

Ё

«Ёж»

Произнося ё, дети делают движение на йотированный гласный е, завершая его покачиванием головы из стороны в сторону.

2

Мамин праздник

Я

«Яблоко»

И.п.: произнося я, дети поднимают руки над головой, указательными пальцами вверх (движение на гласный [и]) и резким движением указывают на себя. Движения быстрые, короткие динамично сменяют друг друга.

3

Продукты питания

Ш

«Змейка ползет»

Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук Ш.

4

Посуда

Ж

«Жучок летит»

Руки перекрестить перед грудью и сжать в кулачки. Произнося звук Ж, совершать быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторять движение с разжатыми пальцами.

5

Цветы. Первоцветы

Л

«Пароход гудит»

Закусив кончик языка, дети гудят как пароход «л-л-л», при этом покачиваясь вправо — влево.

Апрель

1

Космос

2

Перелетные птицы

Ц

«Мальчик просит не шуметь»

Губы растянуты в улыбке. Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

3

Насекомые

Ю

«Юла»

И.п.: произнося ю, дети быстро поднимают руки над головой, указательными пальцами вверх (движение на гласный [и]), и также быстро опускают и вытягивают их вперед и вниз, ладошками от себя (движение на гласный [у]). Движения резкие, быстрые динамично сменяют друг друга.

Р

«Собака рычит»

И.п.: произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

4

Рыбы. Морские обитатели

Май

1

День Победы

Ч

«Девочка просит не шуметь»

На звук «ч-ч-ч» подносим указательный палец к губам, имитируя тишину.

Ф

«Задуваем свечку»

Дети дует на ладошки на звук «ф-ф-ф».

2

Школа. Школьные принадлежности

Щ

«Мячик спускает воздух»

И.п.: руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вперёд — назад.

3

Лето

4

Обследование детей

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:

– у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

– улучшается фонематический слух;

– нормализуется речевое дыхание;

– формируется умение изменять силу и высоту голоса;

– улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

– уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

– повышается речевая активность детей.

Литература:

  1. Власова Т. М. Пфафенродт Т. Н. Фонетическая ритмика, пособие для учителя / Под ред. Н. Ф. Слезиной. — М: Просвещение. 1989 -160с.
  2. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. — Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 64 с. — (Логопед в ДОУ).
  3. Кочугова Н. П. Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. — АРКТИ, 2001
  4. Микляева, Н.В.; Полозова, О.А.; Родионова, Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов: М.: Айрис-пресс; Издание 2-е.- 112 страниц; 2005 г.
Основные термины (генерируются автоматически): фонетической ритмики, фонетическая ритмика, Занятия фонетической ритмикой, указательными пальцами, друг друга, Использование фонетической ритмики, фонетической ритмики вподготовительной, включению фонетической ритмики, основе фонетической ритмики, движение указательными пальцами, указательный палец, Фонетическая ритмика, детей фонетическая ритмика, Устная речь детей, произношении звуков речи, произносительной стороны речи, укороченными поверхностными движениями, проговаривание речевого материала, коррекции речевых нарушений, указательный палец направлен.


Похожие статьи

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Использование мультимедийных средств в процессе формирования хронологических представлений младших школьников

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи старших дошкольников посредством использования приемов мнемотехники

Похожие статьи

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Использование мультимедийных средств в процессе формирования хронологических представлений младших школьников

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи старших дошкольников посредством использования приемов мнемотехники

Задать вопрос