Культурные образовательные практики — эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 24.02.2017

Статья просмотрена: 4748 раз

Библиографическое описание:

Киндерова, О. И. Культурные образовательные практики — эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников / О. И. Киндерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 337-340. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39924/ (дата обращения: 30.10.2024).



Культурные образовательные практики— эффективное средство развития интересов ипознавательных действий дошкольников

Киндерова Ольга Ивановна, воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 134 «Веснушки» г. Тольятти (Самарская обл.)

В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность.

Д. Лессинг

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом образовательном процессе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Что такое «культурные практики»?

Культурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с окружающими.

Культурные практики — это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Культурные практики дошкольника

До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения, изучения, исследования. На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни. Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики ребёнка — это продуктивный путь решения наиболее острых проблем современного образования, обеспечивающего индивидуализацию для каждого ребёнка.

Зачем нужны культурные практики?

Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Еще одно важное свойство культурных практик — это скрытое воспитание, скрытое образование в целом. Его еще можно назвать фоновым знанием….

Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы.

Освоение культурных практик способствует дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта (в продуктивной деятельности), как творческого субъекта (в игровой деятельности), как исследователя (в познавательно-исследовательской деятельности), как партнера по взаимодействию и собеседника (в коммуникативной практике).

Виды культурных практик вдошкольном образовании:

поисково-исследовательские, коммуникативные, художественные, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные, коллекционирование, экспериментирование, игра, проектные способы и формы действий ребенка. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика.

Организация культурных практик

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

При организации культурных практик следует помнить о том, что детям необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Таким образом, культурные практики нуждаются в особом педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Только при таком условии они становятся средством становления самостоятельной деятельности ребенка и развития его инициативы.

Культурные практики иразвитие ребенка

Н. Б. Крылова — кандидат философских наук считает, что для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.

Детство — это «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами.

Культурные практики вобразовании

Новое содержание образования должно основываться не на доминировании развития памяти ребёнка, что характерно для школы, а на развитии его универсальных культурных умений. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни.

Культурные практики — это продуктивный путь решения наиболее острых проблем современного образования, обеспечивающего индивидуализацию для каждого ребёнка.

Опыт организации культурных практик вподготовительной группе «Пчелки».

В основном в нашей группе мы планируем культурные практики после сна, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Каждый день в календарном плане мы планируем чтение художественной литературы, сюжетно — ролевые игры, опытно — экспериментальную деятельность, рассматривание, наблюдения, свободную изодеятельность «Творческая мастерская», конструктивные игры. По мере возможности стараемся осуществлять запланированное каждый день.

Сюжетно — ролевые игры исходят от детей, мы присоединяемся для того, чтобы повернуть игру детей в нужное русло, помочь расширить игровой сюжет за счет введения новых ролей.

Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений. Например, на прогулке мы наблюдаем за снегом. Дети начинают задавать вопросы: Почему снег бывает липким? Как он тает? Чистый ли снег на самом деле? И много других вопросов. Тогда после сна наша группа превращается в лабораторию, и мы исследуем на опытах то, что детей заинтересовало. Дети сами опытным путем отвечают на свои же вопросы. Обычно такая деятельность захватывает всех детей.

Детское экспериментирование как культурная практика преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты, позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность, стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны разные виды экспериментов. Самыми интересными экспериментами являются реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух и т. п.), что помогает ребенку освоить существенные признаки неживой природы, растительного мира.

У детей возникают и такие вопросы, на которые мы предлагаем родителям найти ответы в музее или библиотеке. Таким образом, некоторые семьи посетили краеведческий музей, в частности Тагаева Е. Ю. с дочерью Ульяной. После посещения музея Ульяна рассказала детям много интересного и смогла ответить на возникающие у детей вопросы.

Также темы культурных практик возникают и после проведения НОД. Во время тематической недели «Россия — Родина моя. День народного единства» было проведено занятие «Народы Поволжья». Дети проявили большой интерес к традициям, обычаям и народным костюмам чувашского народа. Так как у нас в группе есть представительница этого народа Мураткина Настя, она подготовила с родителями интересное сообщение о национальной одежде чувашских девушек и женщин. Дети могли воочию увидеть национальный костюм, обследовать его, так как Настина бабушка, придерживаясь традиций чувашского народа, сшила внучке костюм.

Коллекционирование — одна из эффективнейших форм культурных практик дошкольников, позволяет углублять познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни. Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские стараемся организовывать разнообразные по своей тематике, содержанию, например, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи в изоцентре, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгоиздательства», «В гостях у сказки»), и коллекционирование. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, оформление коллекции, создание продуктов детского творчества и пр.

Трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Темы и организацию культурных практик также совмещаем с традициями группы, такими как:

«Встречи с интересными людьми»

Это позволяет обогатить представления детей об окружающем мире, профессиях устами профессионалов родителей; развивает познавательный интерес, коммуникативные навыки у детей. Результатом детско-родительских встреч является повышение родительского авторитета, укрепление детско-родительских отношений, укрепление позитивного отношения родителей к дошкольному учреждению и участия в образовательном процессе.

«Игротека»

Совместная игра направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры, приобретение и повторение ребенком различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, и общественных структурах с взрослыми, сверстниками.

Процесс овладения культурными практиками дошкольниками–

это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. В ходе культурных практик дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, учатся находить ответы на все интересующие их вопросы в различных источниках, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик реализуются целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО:

– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

– проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

– способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок — формы и способы его мышления, личностные качества, — сам ребенок становится творческой личностью.

Литература:

  1. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2002., с. 141
  2. Иванов А. В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребёнка. — М.: АПКиППРО, 2005.
  3. Крылова Н. А. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007.
  4. Крылова Н. А. Новые ценности образования: Культуросообразная школа. Вып. 11. — М., Народное образование, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): культурных практик, Культурные практики, культурные практики, темы культурных практик, организации культурных практик, Организация культурных практик, Культурные практики ребёнка, универсальных культурных умений, культурных практик ребёнка, различных культурных практик, культурных практик вдошкольном, свойство культурных практик, культурных практик вподготовительной, культурных практик дошкольников, рамках культурных практик, Освоение культурных практик, автономных культурных практик, культурных практик дети, организацию культурных практик, помощью культурных практик.


Похожие статьи

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Инновационная театральная деятельность как фактор успешного развития социально-коммуникативных навыков у детей-воспитанников детских домов и коррекционных учреждений

Похожие статьи

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося

Технология квест-игры как средство развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Общение как способ развития коммуникативной сферы старших дошкольников

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Инновационная театральная деятельность как фактор успешного развития социально-коммуникативных навыков у детей-воспитанников детских домов и коррекционных учреждений

Задать вопрос