В статье рассматривается педагогическая ценность и развивающий потенциал опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Автором представлен опыт педагогов-практиков по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с целью познавательного развития детей.
Ключевые слова : опытно-экспериментальная деятельность, дошкольный возраст, опыт, организация .
В настоящий момент в силу условий общественных отношений, стремительно развивающегося научно-технического прогресса, первостепенной задачей выступает формирование целостной личности, способной легко усваивать познавательные процессы. Многие педагоги-практики с тревогой замечают существенное снижение познавательной активности детей, особенно на таком важном возрастном этапе, как дошкольный возраст — сенситивный период становления и развития личности.
Вопрос познавательного развития дошкольников затрагивался различными исследователями, такими, как А. Г. Асмолов, В. С. Макарова, Н. Е. Веракса, С. Г. Якобсони другие. Как важную психологическую составляющую область познавательного развития, любознательности, познавательного интереса, рассматривали исследователи Е. В. Субботинский, Т. М. Землянухина и другие [1].
Выше представленные исследователи в своих работах обращают свой взгляд на использование в образовательном процессе различных средств познавательного развития детей, в том числе и инновационных. Наиболее эффективным в данном направлении, по мнению многих педагогов-практиков, в дошкольной образовательной организации выступает опытно-экспериментальная деятельность с детьми. Именно опытно-экспериментальная деятельность может оказать наибольшее влияние на познавательный интерес дошкольников, при этом расширяя и обогащая их познавательную сферу. К слову, главной особенностью, отличающую представленное средство от других видов деятельности в том, что она предоставляет дошкольникам систему знаний на их собственном опыте, полученном в процессе изучении объекта, то есть данные знания закрепляются посредством практической деятельности.
В силу особенностей дошкольного возрастного периода, для получения наиболее углубленных знаний, детям необходимо «прикоснуться» к изучаемому объекту. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольникам предоставляется такая возможность: они могут изучить свойства объекта, его особенности и прочее. В процессе такой деятельности у детей активизируется интеллект, исследовательские умения и другие психологические составляющие личности.
Опытно-экспериментальная деятельность, в свою очередь, рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него [2].
В обычной жизни дошкольники, так или иначе, самостоятельно экспериментируют, в силу активно развивающейся любознательности. Самостоятельное экспериментирование заключается в играх с водой (тонет-не тонет), дети пробуют языком металлические предметы в мороз, пробуют песок, добавляют в него воду и прочее. Однако, такая деятельность небезопасна. Опытно-экспериментальная деятельность же позволяет дошкольникам познакомиться с законами природы, многообразием веществ и их взаимодействии наиболее безопасно, ведь опытно-экспериментальная деятельность реализуется под руководством педагога.
Основной особенностью опытно-экспериментальной деятельностивдетском саду считается организация экспериментирования в игровой форме. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, то и детское экспериментирование должно содержать элементы игры [1].
В настоящий момент многие педагоги-практики активно используют опытно-экспериментальную деятельность в работе с детьми. Кроме того, не остаются без внимания и инновационные средства применения опытно-экспериментальной деятельности. Рассмотрим опыт педагогов по данному направлению.
Педагог МДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» г. Саранска, Республики Мордовия Ю. А. Пьянзина, в своей статье «Применение игр-экспериментов в работе с детьми», отмечает условия применения опытно-экспериментальной деятельности. Во-первых, педагог подготавливает материал для экспериментирования, который обязательно должен соответствовать был возрасту детей. Автор акцентирует свое внимание на возрастной период старшего дошкольного возраста, именно потому что в данном возрасте, как предполагает педагог, наиболее активно происходит развитие познавательных процессов. Во-вторых, автор акцентирует внимание на насыщенность материала для игр-экспериментов, в основном это песок, вода, (элементы неживой природы), также бумага, различные пластмассовые материалы в плане крышечек от бутылок, различные материалы природы (шишки, орехи и так далее). Одним из обязательных условий педагог отмечает пополнение развивающей среды материалом для опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50» г. Нижнекамска, Республики Татарстан Р. Г. Хамадьярова, в обосновании собственного педагогического опыта отмечает, что игры-эксперименты должны быть реализованы не только в образовательном процессе с детьми, но и в процессе других видов деятельности, например, в процессе экскурсий, выхода на прогулку, в процессе свободной деятельности детей. Воспитатель отмечает и интеграцию как необходимое условие: опытно-экспериментальная деятельность может быть реализована в процессе занятий по, например, рисованию (экспериментирование с рисунками). Педагог использует игру «Волшебная соль». Перед началом эксперимента педагог активизирует интерес и знания детей к данной деятельности, задавая детям вопрос по типу: «Для чего человеку соль?», «Что такое соль? » «Как вы думаете, если раскрасить соль, она станет цветной?» … — таким образом активизируя знания детей. Многие дошкольники, в частности, с высоким уровнем познавательной активности, как отмечает автор, отвечают на вопросы достаточно обширно и говорят о том, что человек использует соль для приготовления пищи и о том, что соль по своей специфике достаточно полезна для человека.
Одним из необходимых условий, наряду с пополнением развивающей среды, автор акцентирует внимание на работе по ознакомлению педагогов в данном направлении. Педагог отмечает: чтобы опытно-экспериментальная деятельность была эффективной, необходимо использовать ее на протяжении всего образовательного процесса, в дальнейшем обучении, а педагоги, в свою очередь, должны иметь представления о методике организации данной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Воспитатель МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского района Республики Мордовия Т. А. Сорокина, в обосновании своего педагогического опыта рассказывает об использовании такой игры в опытно-экспериментальной деятельности,как «Лепестки Лотоса». Прежде чем приступить к экспериментированию, педагог вместе с группой дошкольников рассматривали иллюстрации с данными цветами, проводили соответствующие беседы о том, а где растут цветы лотоса, какого они цвета бывают и так далее. Активизации интереса послужило чтение художественной литературы, стихов загадок и прочего.
После того как дети узнали о том, что лотосы растут в воде, педагог проводит эксперимент из бумаги и воды. Т. А. Сорокина подготовила цветочки лотоса из бумаги и показывает проведение опыта: с помощью карандаша загибает лепесточки, а когда опускает цветы в воду, то лепесточки (под воздействием влаги) открываются. В процессе данной опытно-экспериментальной деятельности дети получают положительные эмоции. Автор отмечает, что такой опыт можно проводить несколько раз. После проведенного опыта дошкольники могут рассказать о том, что лотос с растет в воде, на ночь закрывает свои лепестки и распускается утром.
Аналогично педагог проводит опытно-экспериментальную деятельность «Ожившая перчатка», который тоже понравился детям. Педагог предлагает детям: « Ребята, хотите посмотреть, что еще может воздух?».
Проводится эксперимент — дошкольники переворачивают бутылку перчаткой вверх. Медленно опускают бутылку в миску/контейнер с водой. Держат бутылку вертикально. Перчатка, которая находится над водой, по мере того как бутылка будет погружаться в воду, начнет надуваться от поднимающегося в нее воздуха. Такой эксперимент настолько запечатлился в памяти детей, что на протяжении всего дня в детском саду они активно обсуждали полученные впечатления, что говорит о высокой результативности представленных игр экспериментов.
Педагог проводит также опыт «Воздух — какой он?». Сначала, педагог с детьми вспомнили о свойствах воздуха, поговорили о том, что воздух не видим и о том, что он бывает тёплым и холодным. Далее, педагог рассказал детям о том, что воздух невозможно увидеть, но его можно почувствовать, и предложил провести игру-эксперимент. Для этого педагог подготовил бутылку, теплую воду и воздушный шарик. Педагог задает наводящие вопросы: « Как можно надуть шарик?» , многие дети (особенно дети со средним и высоким уровнем познавательная активности) отвечают на вопросы активно. После беседы педагог предлагает дошкольником познакомиться с еще одним способом надувания воздушного шарика. Для этого он наливает горячую воду в кастрюлю и поставив в нее бутылку, надев на нее воздушный шарик. Стоит отметить, что перед тем, как провести эксперимент, педагог беседует с детьми о правилах безопасности во время игр-экспериментов. После проведения опытно-экспериментальной деятельности, многие дети начали задаваться вопросом « Почему так происходит? ». Педагог объясняет, что воздух, как и любое другое существо, состоит из мельчайших молекул. При нагревании, теплый воздух поднимается вверх. Поэтому шарик надувается. Посредством такого эксперимента, у детей активизировался познавательный интерес, что говорит о повышении уровня познавательная активности в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы, а детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольникам предоставляется такая возможность: они могут изучить свойства объекта, его особенности и прочее. В процессе такой деятельности у детей активизируется интеллект, исследовательские умения и другие психологические составляющие личности. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Литература:
1. Арифулина, В. Ю. Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности / В. Ю. Арифулина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 342–344. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86990/ (дата обращения: 12.05.2023).
2. Алехина, Н. С. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с использованием технологии «Ситуация успеха» / Н. С. Алехина, О. В. Ерошева, Е. В. Сазонова, Н. В. Гладкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 149–151. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88901/ (дата обращения: 12.05.2023).
3. Бутырина, Н. А. Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Бутырина, Н. М. Кашина, М. Г. Свердлова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 21–23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15425/ (дата обращения: 12.05.2023).
4. Горошилова, Е. П., Шлык Е. В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 96 с.
5. Дмитриева, Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. (Библиотека воспитателя).
6. Организация экспериментальной деятельности: методические рекомендации / под общ ред. Л. Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2008- 64 с.
7. Сорокина, Т. И. Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/13/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-raboty-po-teme
8. Тугушева, Г. П., Чистякова, А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. —128 с.
9. Хамадьярова, Р.Х Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/07/organizatsiya-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti-s-detmi-starshego