Некоторые аспекты аудита финансовых результатов компаний телекоммуникационного сектора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 629 раз

Библиографическое описание:

Войпанюк, С. Ю. Некоторые аспекты аудита финансовых результатов компаний телекоммуникационного сектора / С. Ю. Войпанюк, А. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39649/ (дата обращения: 19.12.2024).



Важнейшей составной частью информационной базы для проведения аудита являются данные о финансовом положении организации. Финансовые результаты предприятия представляют собой конечные итоги хозяйственной деятельности, которые отражают экономическую эффективность работы организации, показывая прибыль или убыток. Цель аудиторской проверки заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчётности компании и её соответствия нормативно-правовому законодательству.

Считаем необходимым выделить, что результаты аудита рассматриваемого вида напрямую влияют на управленческие решения, которые принимает руководство организации, поскольку аудитор в ходе проверки, рассматривая отчётность компании и её внутренние документы, анализирует деятельность организации и как итог информирует о её финансовом состоянии, которое во многом зависит от системы управления [3, c. 35].

Для того, чтобы оценить финансовые результаты деятельности организации, необходимо обладать определенными источниками информации (первичными документами организации, прежде всего) [2].

Таким образом, можно отметить, что результаты аудита финансовых результатов в совокупности с анализом различных показателей обеспечивает пользователям финансовой отчетности возможность «отслеживания» финансового положения компании, проводить мониторинг изменений и вовремя устранять проблемы и принимать правильные стратегические, маркетинговые и управленческие решения.

При проведении аудита финансовых результатов проверке подлежат следующие бухгалтерские счета:

– непосредственно связанные с отражением операций по формированию доходов: 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

– предпосылки, которые сделаны руководством аудируемого лица в финансовой отчетности: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 09 «Отложенные налоговые активы», 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 75 «Расчеты с учредителями», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 98 «Доходы будущих периодов» и др.

Первоначальным этапом проведения аудита является подготовка плана и программы. План аудиторской проверки финансовых результатов составляется с учётом всех факторов, которые влияют на результаты аудита, а именно: специфика и масштаб деятельности организации, сложность проверки, методики, которые будет использовать аудитор при проверке аудируемого лица.

По завершению проверки в аудиторском заключении фиксируется степень доверия к системе учета организации; также в нем аудитор обобщает результаты проверки, на основе которых даёт советы о том какая учетная политика больше всего может обеспечить реализацию выбранной финансовой стратегии компании.

Хотелось бы отметить, что финансовые результаты организации — это отражение деятельности компании, а значит, при правильном составлении бухгалтерской отчетности они дают объективную картину финансового положения организации. «Устойчивость организации можно рассматривать как условие его прогрессирующего движения» [1].

По мнению профессора В. И. Подольского [4, с. 232], при разработке методик аудиторских проверок необходимо выделять подходы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Подходы методик аудиторских проверок

Наименование подхода

Комментарии

Учетный подход

Данные подходы так или иначе пересекаются между собой и самый эффективный подход, по нашему мнению, это совокупность подходов в зависимости от аудируемой организации.

Специальный подход

Отраслевой подход

Правовой подход

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что из перечисленных подходов — специфические особенности компании, работающей в определенной сфере, в большой степени, способен учесть отраслевой подход методологии аудиторской проверки.

XXI век — век высоких технологий, век непрекращающегося потока информации, что подтверждает скорость развития телекоммуникационного сектора. Ежегодно такие компании как ПАО «Мегафон», ПАО «МГТС», ПАО «Ростелеком» проводят обязательный аудит. Изучая аудиторские заключения компаний, можно заметить не только специфику организаций данного сектора, но и то, к примеру, как компании отражают расходы в своей финансовой отчетности. Прежде всего, это связано с тем, что компании применяют различные способы учета расходов, которые определены в их учетной политике.

Наибольший спектр раскрытия информации в финансовой отчетности по финансовым результатам можно наблюдать в МСФО. На рисунке 1 представлены линейные статьи по основным видам деятельности компаний телекоммуникационного сектора.

Рис. 1. Представление линейных статей в отчётности

Сведения из отчетности (рисунок 1) хорошо иллюстрируют то, что компании имеют разный подход при формировании своей отчетности, в данном случае информация представлена из консолидированных отчетов о совокупном доходе.

Телекоммуникационные компании отличаются спецификой услуг, которые они предоставляют. К основным отраслевым видам деятельности телекоммуникационных компаний можно отнести:

– все виды услуг связи, включая услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной фиксированной телефонной связи и услуги мобильной связи;

– услуги передачи данных;

– Интернет-услуги;

– услуги платного кабельного телевидения;

– аренды каналов связи и радиосвязи на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что данные виды деятельности являются не только спецификой отрасли телекоммуникаций, но и спецификой при проведении аудита, поскольку финансовый результат любой компании напрямую зависит от их расходов, а значит это можно отнести и к специфике аудита финансовых результатов. Более того, телекоммуникационный сектор отличается своей быстрой динамикой развития отрасли, что можно отнести к ещё одной особенности при проведении аудиторской проверки.

Ещё одним весомым аспектом при проведении аудита финансовых результатов телекоммуникационных компаний является биллинг или «Автоматизированная Система Расчетов». Биллинг — это совокупность мер и решений на предприятиях связи, автоматизированная система расчетов с клиентами, которая необходима для того, чтобы вычислить стоимость оказанных услуг на основе определенных тарифов, выставить счета клиентам, а также обработать платежи.

Задачей аудитора является определение модели биллинговой системы компании — Prepaid или Postpaid. Из названия моделей несложно определить их различие, которое заключается в моменте оплаты предоставляемых услуг. Prepaid — это модель, под которой понимается предварительная оплата услуг, которые впоследствии расходуются согласно тарифам, а Postpaid — модель, при которой сначала абоненту предоставляются услуги согласно договору, и только потом происходит расчет стоимости услуг, исходя из тарифов и цен, и, выставляется счет на оплату. Акцент на эти модели сделан не случайно, поскольку аудитору это необходимо учитывать при проверке определения доходов и расходов, которые организации отражают в своей отчетности.

На этом основании можно подтвердить, что аудитор является не только квалифицированным специалистом бухгалтерского учёта, но и универсальным специалистом, который способен «подстроиться» под любой сектор деятельности компании, разрабатывая при этом авторский «подход» (методологию). Важными аспектами аудита финансовых результатов организаций телекоммуникационного сектора в первую очередь является понимание всех процедур и услуг аудируемой компании, а также владение аудитором достаточными знаниями в отраслевой специфике.

Таким образом, считаем необходимым отметить, что аудит финансовых результатов компаний телекоммуникационного сектора имеет довольно узкую специфику, поскольку данная отрасль стремительно развивается и появляется что-то новое, что подразумевает под собой различные определения расходов и доходов, которые впоследствии складываются в финансовый результат организаций.

Литература:

  1. Письмо Минфина РФ от 27.01.2012 № 07–02–18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125400/ (дата обращения: 07.02.2017);
  2. «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год» (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07–02–18/01) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140747/ (дата обращения: 07.02.2017);
  3. Булавина Л. Н., Булавин М. В.. Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 45. — С. 35–44;
  4. В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова. Аудит: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 583 с.
Основные термины (генерируются автоматически): телекоммуникационный сектор, аудиторская проверка, проведение аудита, компания, результат аудита, финансовая отчетность, аудитор, модель, финансовое положение организации, финансовый результат организаций.


Задать вопрос