Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». Важным для современного педагога является то, что формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе освоения всех учебных предметов. Во внеурочной деятельности учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Одним из наиболее актуальных вопросов образования является изучение иностранных языков, в наши дни необходимость изучения иностранных языков очевидна. Внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру и позволяет создать ситуацию успеха, способствуя более успешному изучению иностранного языка. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) особое место отводится универсальным учебным действиям. УУД— совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) [5] изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях). Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
- Предметные результаты:
основы системы научных знаний; «опыт» предметной деятельности по преобразованию и получению нового знания; самостоятельно определять набор критериев для оценки эффективности осуществления поиска информации.
- Личностные результаты:
– ценностно-смысловая ориентация: самопознание и самоопределение.
– смыслообразование и смыслопорождение, нравственно-этическоеоценивание
– формирование мотивации учения;
– осознание возможностей самореализации;
– стремление к совершенствованию;
– формирование коммуникативной компетенции;
– формирование общекультурной и этнической идентичности;
– толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
– готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
- метапредметные:
Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью.
Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность и навыки сотрудничества. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность,
Познавательные: общеучебные, в т. ч. — постановка и решение проблемы, работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств. Общих схем решения, выполнение логических операций сравнения.
Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но неизменно переходит от знаниевых технологий к технологиям деятельностным. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [2, c. 27]. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты — это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного обучения и оперирования информацией. Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении. Метапредметный результат помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий. Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть мощный поток информации, решающие проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приемами, то он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, а учащийся самостоятельно может выбрать направление образовательной деятельности на основе собственных интересов. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [6] Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [4, с 7]
При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Не припоминать заученное, а додумываются самостоятельно до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности).
Ситуации, позволяющие проявить умение мыслить самостоятельно, встречаются не так часто. А на уроке можно организовать самостоятельный мыслительный процесс, и педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:
- Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.
- Обеспечить осознанность работы.
- Продумать организацию деятельности учащихся.
- Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.
Ситуация создается:
– умело заданным вопросом,
– демонстрацией неожиданных свойств предмета,
– рассказом об увиденном,
– созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи;
Таким образом, можно сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой основного развития.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. [3] Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.
Литература:
- Кондаков, А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения [Текст]: / А. М. Кондаков; под ред. А. А. Кузнецова. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение,2008.—151с:ил.
- Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94–100.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296