Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий
Автор: Аксенова Наталья Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 22118 раз
Библиографическое описание:
Аксенова, Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н. И. Аксенова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1199/ (дата обращения: 16.12.2024).
- Метапредметные
результаты формируются за счёт реализации программы формирования
универсальных учебных действий и программ всех без исключения
учебных предметов.
- Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [2]
- Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
- Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
- Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:
- -устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;
- -определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
- -выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- -определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.[1]
- Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.[2, с.42]
- Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [2]
Понятие «универсальные учебные действия»
-
В широком значении термин
«универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
- Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
-
-обеспечение возможностей
обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и
способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности;
- -создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
- Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
- Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
- -создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий
-
В составе основных видов
универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям
общего образования, можно выделить четыре блока: личностный,
регулятивный (включающий также действия саморегуляции),
познавательный и коммуникативный.
- Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- -смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- -нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
- Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- -планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- -прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;
- -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- -коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- - оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
- Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
- Общеучебные универсальные действия:
- -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- -поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
- -структурирование знаний;
- -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
- Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Знаково-символические действия:
-
-моделирование —
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
- -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
-
-анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных);
- -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- -выбор оснований и критериев для сравнения, дробления, классификации объектов;
- -подведение под понятие, выведение следствий;
- -установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- -построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- -доказательство;
- -выдвижение гипотез и их обоснование.
- Постановка и решение проблемы:
- -формулирование проблемы;
- -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
К коммуникативным действиям относятся:
-
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
- -постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- -разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- -управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
- Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:
- -из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;
- -из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я концепция как результат самоопределения;
- -из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.
- Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
- По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я концепции.
- Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
- Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
- 1. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- 2. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- 3. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.[2]
- «Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:
- -общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
- -развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
- -развитию письменной речи;
- -формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
- Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
- Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана)[1]
- В курсе «Английский язык» учащимся предлагаются тексты о России по различной тематике. Например, тексты о дне города, российских городах-миллионерах, музеях России позволяют учащимся осознавать себя гражданами страны. Текст о семейном гербе и создание собственного герба формирует ценности общества и семьи. Таким образом, у учащихся воспитывается чувство гордости за свою семью и свою страну. Тексты о русских национальных костюмах, о российских городах, об известных людях России, о персонажах русских мультфильмов и кино и многие другие позволяют учащимся осознавать себя гражданами страны. Основной особенностью раздела является то, что это встроенная в учебник книга для чтения, представляющая собой русскую сказку, переложенную на английский язык. Чтение знакомых младшим школьникам образцов русского фольклора на иностранном языке позволяет им посмотреть на родную культуру с другой стороны, глубже осознать и оценить ее духовное богатство и красоту.
- Представим характеристику универсальным учебным действиям с учётом специфики предмета «Иностранный язык».
- I. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника и межличностных отношений.
- Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью выделяются следующие виды личностных действий.
- -постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
№ |
Вид личностных действий |
Сформированность данного вида личностныхУУД |
1 |
действия личностного самоопределения |
формирование Я-концепции (внутренняя позиция) |
2 |
действия смыслообразования |
|
3 |
действия нравственно-эстетической ориентации (личностный моральный выбор) |
оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) |
4 |
действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности |
адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности |
- II. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования – развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.
- II. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования – развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.
№ |
Вид регулятивных действий |
Сформированность данного вида регулятивных УУД |
1 |
действия целеполагания |
постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать |
2 |
действия планирования |
определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность |
3 |
действия прогнозирования |
вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений |
4 |
действия контроля |
сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца - умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников |
5 |
действия коррекции |
умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки - умение видеть ошибку и справит её как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого |
6 |
действия оценки /самооценки |
осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ |
7 |
действия саморегуляции |
умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удаётся с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность |
- III. Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают: общеучебные действия; логические действия; действия по постановке и решению проблемы.
№ |
Вид познавательных действий |
Сформированность данного вида познавательных УУД |
1 |
действия общеучебные (включая знаково-символические действия) |
|
2 |
логические действия |
|
3 |
действия по постановке и решению проблемы |
|
|
|
|
- IV. Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.
№ |
Вид коммуникативных действий |
Сформированность данного вида коммуникативных УУД |
1 |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|
2 |
постановка вопросов |
- умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром |
3 |
разрешение конфликтов |
- умение продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, т. е. договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов |
4 |
управление поведением партнера по иноязычному общению |
- взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнёра по общению на ИЯ |
5 |
полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
- Каждый учебный предмет
в зависимости от предметного содержания и релевантных способов
организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные
возможности для формирования универсальных учебных действий.
- Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
- Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [2, c. 27].
- Литература:
- Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.