Актуальность выбранной темы заключается в том, что одной из важных тем в современной педагогической практике вновь встал вопрос о значимости дифференцированного подхода в обучении.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, индивидуальный подход, формы проведения урока
Современное общество насыщенно компьютерными технологиями. Обучающиеся уже не мыслят своей жизни без компьютера, планшета и других «новинок». Школа и уроки для них зачастую воспринимаются как отжившие свой век, «устаревшие» и далекие от реального мира, а значит не нужными, видь любую информацию сейчас очень легко найти в сети «Интернет», стоит только ввести запрос, или что еще проще задать голосовую команду.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Осуществление дифференцированного обучения невозможно без индивидуального подхода — важного психолого-педагогического принципа, направленного на выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка, развитие памяти и мышления. Знание психофизиологических особенностей учащихся, а также разные уровни их умственных способностей закономерно требуют от современного педагога для обеспечения эффективного обучения в условиях классно-урочной системы нового подхода, для создания неодинаковых условий обучения, направленных на освоение всеми учащимися учебной программы. [1, с. 112]
Таким образом, дифференцированный подход в обучении возможен при проведении абсолютно любого урока.
На занятиях истории необходимо создание атмосферы, в которой учебный материал усваивался бы полностью, всеми учащимися класса, при этом познавательная деятельность ребенка строится таким образом, что, один и тот же материал могут запомнить дети с разными возможностями.
Одной из форм организации учебной деятельности, применяемых мною на уроках истории, является работа учеников по группам, при этом необходимо учитывать умение каждого ученика работать самостоятельно. Также положение каждого ученика в подобной группе может меняться, ребенок может заниматься либо чтением материала, либо его анализом этот прием особо необходим при работе с историческими документами. Данный подход, приемлем в рамках фронтальной работы, когда абсолютно все учащиеся заняты решением одной учебной задачи. Возможно также сочетание на данных уроках фронтальных, групповых, индивидуальных заданий.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология на занятиях истории, может быть:
‒ учебная;
‒ игровая;
‒ трудовая.
Осуществление дифференцированной работы на уроках истории можно с помощью и таких приемов:
- Индивидуальная карточка.
- Карточка-подсказка.
- Взаимопроверка выполненной работы всеми учениками.
- Задания, выполняемые по желанию.
Карточка-подсказка — это один из лучших вариантов при проведении урока истории, это своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала, такая карточка может содержать алгоритм действия, например, отвечая на какие вопросы можно составить правильный устный рассказ о политической системе конкретного государства.
Рассмотрим пример учебной деятельности с реализацией коммуникативной технологии на уроке истории для класса с интегрированным обучением с использованием раздаточной карточки: «Отечественная война 1812 г», этап урока-закрепление материала: на слайдах мультимедийной презентации представлены портреты известных личностей, на раздаточных карточках приведены задания разного уровня сложности, получившиеся ответы после обсуждения сдаются в конце урока на проверку учителю.
Например, карточка содержит следующее задание: найдите среди приведенных исторических деятелей лишнего, объясните свой выбор. 1) М. Б. Барклай де Толли. 2) П. И. Багратион. 3) Александр I. 4) Павел I.
Благодаря яркой, насыщенной презентации внимание учащихся занимающихся по специальной программе не ослабевает в течение урока, что позволяет им лучше запомнить новый материал, выполнить правильно предложенное задание.
Особым интересом у школьников пользуется такая форма урока как — урок-игра, ведущую роль в котором занимает игровая деятельность. В классах интегрированного обучения эта форма особо привлекает внимание учащихся.
Как пример можно рассмотреть урок-игру для 5-го класса «Вперед в прошлое Греции». [3] Применяемые педагогические технологии: технология личностно-ориентированного подхода, развивающего обучение. В ходе урока учащимся демонстрируется презентация, фрагменты из фильмов о греческих богах и героях, в качестве музыкальной иллюстрации к уроку звучит запись национальных греческих музыкальных инструментов: геликона, кеманчи, критской лиры. Предлагаемые задания на уроке «Собери корабль в плаванье», «Знатоки мифов», и т.д. Вся работа выполняется в группах, или индивидуально.
Таким образом, во время урока проходит закрепление знания учащихся о древнегреческих богах, проводится работа по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий, стимулируется познавательный интерес учащихся по данной теме.
Как составляющую информационно-коммуникативной технологии на уроках истории можно рассматривать трудовую деятельность, более активно она применяется во время создания исследовательских и проектных работ. Хотелось бы отметить, что, учащиеся со слабо развитыми способностями к обучению, тоже могут включаться в работу. К примеру, такие дети могут раскрашивать изображения, под руководством учителя или ребенка-наставника склеивать аппликации, и многое другое.
Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа И. Д. Чечеля [2, с. 139], в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т. е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии, что позволяет согласиться с мнением автора о том, что учитель должен выступать в роли независимого консультанта, т. е. давать возможность учащимся осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации всеми известными им способами, и общаясь между собой, находить пути решения возникающих проблем.
Проектная и исследовательская работа достаточно активно используется мною на уроках истории. Так, в 2013–2014 уч. году, учащиеся 8-го класса, занимались изучением жилищ древних Забайкальцев; как итог-написание одноимённой исследовательской работы, создания макета чум, выполненного в соответствии с техникой эвенков, и занятое III место в районной эколого-краеведческой конференции в секции краеведение.
В текущем учебном году нами был запущен проект, срок реализации 2 года — «Великая Отечественная война в истории родного края», что позволяет нам занимать призовые места на конкурсах различных уровней от очного муниципального, до заочного-всероссийского.
Для более лучшего закрепления знаний по курсу «История Древнего мира» с учащимися 5-го класса была создана модель «Древний Египет», всю необходимую информацию юные исследователи собирали самостоятельно, делали карандашные наброски будущей экспозиции, изучали быт и нравы древних египтян, при сборе макета пирамид, активную помощь оказывали родители учащихся.
Рис. 1. Первичный вид проекта «Древний Египет»
В заключение хочется сказать, что во время урока истории, возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых файлов и видеозаписей.
Во время работы в классе интегрированного обучения самое главное-создание благоприятной атмосферы для всех участников образовательного процесса. Необходимо на самом первом этапе урока сосредоточить внимание детей на целях и задачах урока, позволить им стать полноправными участниками занятия, а не просто слушателями.
Литература:
1. Мирсанова Е. А. Дифференцированное обучение на уроках истории // Наука, техника и образование: научно-методический журнал. — 2014. — № 2. — С. 112.
2. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе учебно-методический журнал.. — 2003. — № 6. — С. 140.
3. Конспект урока «Вперед в прошлое Греции» // Копилка уроков. URL: http://kopilkaurokov.ru/istoriya/planirovanie/184580 (дата обращения: 10.02.2017).