Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской практике учителя Международного бакалавриата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 10.02.2019

Статья просмотрена: 5715 раз

Библиографическое описание:

Байсалбаева, М. К. Принципы конструктивной обратной связи в исследовательской практике учителя Международного бакалавриата / М. К. Байсалбаева, Г. С. Сыздыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56405/ (дата обращения: 16.11.2024).



Практика преподавания в IB школе подтверждает актуальность и ценность предоставления обратной связи. Ценность обратной связи заключается в том, что при эффективной её организации можно достичь неимоверных результатов в процессе обучения. Актуальность заключается в том, что качественно организованная обратная связь обеспечивает прогресс учащегося, объективное оценивание; наводит учителя на размышления для определения верных стратегий; информирует родителей о достижениях своих детей, вселяет спокойствие за их настоящее. Поэтому не раз приходится возвращаться к этой теме, расширяя границы рассматриваемого вопроса.

Цель данной статьи: представить модель конструктивной обратной связи в контексте её возможностей для учащегося, учителя и родителя.

Лучший способ добиться успеха — следовать советам, которые мы даём другим.

Гаролд Тейлор.

Обратная связь — одна из главных идей и ведущих принципов в процессе обучения учащихся. Качество обратной связи — ключевой вопрос любого обучения, да и, в целом, процесса развития. [1] В сегодняшней школе Учителю никак не удивить учащихся новой информацией — они получают её нажатием необходимой кнопки на клавише. А чем же может удивить учащийся своего родителя, когда после целого дня пребывания в школе, на вопрос: «Ну, какие результаты? Сколько ты получил?» — он недоуменно пожимает плечами и говорит: «Вроде, все нормально» или «Да, я и сам не понял, что требовалось от меня»…

Ценность Учителя заключается как раз в том, что он может развернуть мощный поток информации, получаемый детьми, и направить их в правильное русло, прокомментировать его действия в определённой ситуации путём конструктивной обратной связи. Инсайты и озарения, которые посещают учащихся и помогают постичь сутьa изучаемого материала — результаты правильно организованной обратной связи. Она способствует достижению значительных результатов не только в обучении, но и в формировании личностных и лидерских качеств. И от видения и знаний учителя, от профессиональных навыков, связанных с правильным планированием и организацией обратной связи во время урока, зависит не только личностный рост учащегося, но и самого учителя и родителей, заинтересованных в успехах детей.

Нынешняя практика в условиях IB подтверждает, что актуальность вопроса, связанная с обратной связью, не снята с повестки дня, наоборот, требует детального изучения и рассмотрения с точки зрения опыта. Часто возникающие вопросы, связанные с обратной связью, можно классифицировать следующим образом:

Фактические вопросы:

Что такое обратная связь?

Кто может давать обратную связь?

На каких этапах урока осуществляется обратная связь?

Какие виды обратной связи вы знаете?

Каковы примеры обратной связи?

Концептуальные вопросы:

Каким образом лучше достичь эффективной обратной связи?

Насколько важны принципы обратной связи при оценивании?

Может ли сам учащийся давать себе обратную связь?

Значение обратной связи для учащихся, учителей, родителей?

Может ли сам учащийся давать себе обратную связь?

Дискуссионные вопросы:

Обратная связь — это рефлексия?

Наиболее приемлемым определением обратной связи мы считаем следующее: «Обратная связь — это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач». [2].

Обратная связь предоставляется по следующей схеме: учитель — учащийся, учащийся — учащийся, учащийся — учитель и, как указано в определении, на основе конкретных задач и заданий, действий и спорных вопросов, возникающих во время урока. Очень важно, чтобы данные действия и ситуации были не хаотичными, а правильно спланированными и организованными в соответствии с целью урока и ожидаемыми результатами, с правильно подобранными заданиями. И только на основе правильно сформулированных задач и заданий, учитель может предоставлять учащимся обратную связь на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления и рефлексии.

К примеру, при изучении вопроса «Тема памяти в рассказе «Мой зеленоглазый аруах» в шестом классе, на стадии вызова можно попросить учащихся подобрать слова — ассоциации к слову «Память», используя существительные, далее расширить ряд слов, приводя примеры глаголов, далее — примеры прилагательных. В данном случае обратная связь учащимся может быть предоставлена учителем на основе чётких установок, данными в задании. И учитель тут же может прокомментировать ответы учащихся: «Правильно подобраны существительные», «Как насчет прилагательных, глаголов?» и т. д. Обратную связь могут осуществлять сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом во время урока. Тут возникает концептуальный вопрос: Каким образом лучше достичь эффективной обратной связи?

Практика подтверждает, эффективная обратная связь предоставляется на основе конкретно составленных критериев оценивания к заданиям и ситуациям, так как от правильно составленных критериев оценивания зависит не только полезность и продуктивность задания, но и достижение ожидаемых результатов и цели урока в целом. При правильном применении формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи на уроке.

Итак, при правильно организованной обратной связи учитель придерживается следующих принципов:

предоставляет информацию о том, что было сделано и что нет, фокусируя внимание на ожидаемых результатах, назначении задания и критериях оценивания.

Вот пример обратной связи по заданию «Напишите текст — описание на тему «10 вещей, за которые я благодарна», основе критериев оценивания:

  • содержит не менее 10-ти идей;
  • соответствует типу текста-описания;
  • излагает мысль последовательно;
  • пишет аккуратно, с соблюдением норм каллиграфии — можно предоставить следующим образом:

C:\Users\админ\Desktop\9.0217МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ПО ФО\IMG_1383.JPG

Рис.1

В данном примере обратной связи, предоставляемой Ученику А, учитель дает информацию о том, что хорошо получается у учащегося и рекомендует, над чем требуется поработать.

предоставляет информацию о работе учащегося, а не а самом учащемся. Нежелательны комментарии типа «Ты-хороший ученик!», «Молодец!», вместо этого: «Ответ содержательный, очень хороший…»;

предоставляет конкретные идеи, как улучшить обучение.

Обратная связь должна содержать идеи, к примеру, вместо обычных слов: «Вот это нужно исправить», можно сказать: «Ты бы мог исправить это, если бы сделал вот так …»..;

мотивирует на то, чтобы учащиеся делали улучшения, сразу же после выполненного задания в классе: «Было бы отлично, если ты сразу приступишь к…»;

комментирует вначале то, что сделано хорошо, а не то, что сделано неправильно. Какой в этом смысл? Как вы думаете? Чтобы не отбить у учащегося желания учиться, чтобы наладить доверительные отношения, после похвалы каждый способен принимать критику;

предоставляет обратную связь ясно и в достаточном количестве, чтобы учащиеся понимали, что нужно делать, но не настолько много, чтобы работа не была выполнена за них;

предоставляет обратную связь с учетом особенностей учащегося, исключая субъективность и предвзятость навешивание ярлыков, оценка, сравнение).

Ни в коем случае в обратной связи не должны быть выражения типа: «Выполни так, как сделано у Данияра» или «Глупый ответ», «Как ты мог до этого додуматься?», «Ты говорила так тихо, что тебя вообще не слышно». Такие выражения затрагивают личность учащегося.

Обратная связь может быть предоставлена в устной и письменной форме.

Словесная оценка (устная обратная связь).

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «хорошо», «неправильно», и не предоставляет учащемуся совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формирующего оценивания — предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.

Что касается, письменной формы обратной связи, приводим ниже примеры:

C:\Users\админ\Desktop\9.0217МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ПО ФО\IMG_1261.JPG

Рис. 2.

При предоставлении письменной обратной связи можно использовать следующие приемы:

Напоминание (например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика: «Для того чтобы найти тему и идею текста, прочитай в словаре их определения»);

II. Постановка вопросов: Как ты думаешь? Что находишь здесь неуместным?

III. Представление образца: следуя данному образцу, попробуй ещё раз выполнить морфологический разбор существительного.

Примеры, приведенные выше, демонстрируют, что очень важно правильно применять обратную связь, только тогда можем рассчитывать на получение желаемых результатов. Здесь очень уместен вопрос: «Кого она обеспечивает результатами?».

Конструктивная обратная связь, в первую очередь, позволяет учащимся получить ответ на 3 вопроса:

−На каком этапе обучения я нахожусь?

−Каким образом я достигну результата?

−Над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?

Учителям позволяет получить ответы на следующие вопросы:

−как идет процесс оценивания?

−где учащиеся достигли прогресса?

−как в дальнейшем планировать работу для улучшения процесса обучения?

А родителей обеспечивает ответами на следующие вопросы:

−какие достижения и недостатки имеет мой ребёнок в процессе обучения?

−насколько я понимаю и поддерживаю своего ребёнка? школу?

−чувствую ли я спокойствие в вопросах отчётности от школы?

Затрагивая дискуссионный вопрос статьи: «Обратная связь — это рефлексия?», мы считаем, что обратная связь — это двухвекторный процесс, который предполагает взаимодействие между тем, кто прокомментировал и оценил и тем, кто задумался, сделал выводы и пересмотрел работу. Внутренний монолог учащегося над результатами проделанной работы, рекомендуем рассматривать как рефлексию. Точкой пересечения обратной связи и рефлексии является тот момент, когда учащийся фокусируется на оценивании итогов своей работы на основе критериев и, когда он размышляет, рассуждает, насколько это у него получилось хорошо. Там, где начинается его размышление и переосмысление — это и есть рефлексия…

В обратной связи, на наш взгляд, учитель должен показать пример того, как предоставить правильный фидбек и со временем ослабить контроль, тем самым научить учащихся эффективно предоставлять обратную связь себе на основе конкретных критериев.

Таким образом, обратная связь содержит информацию, которая позволяет учащемуся преодолеть разрыв между текущим и желаемым результатом.

При условиях, когда:

− Обратная связь четко связана с целями обучения;

− Учащийся понимает критерии успеха/стандарты;

− Концентрация на задании, а не на учащемся (личные интересы/собственное «я»);

− Обратная связь эффективно спланирована по времени;

− Обратная связь конкретна и понятна;

− Обратная связь дает подсказку в правильном направлении для преодоления разрыва;

− Обратная связь предлагает стратегию достижения, а не решения;

− Обратная связь стимулирует, требует действий и является достижимой.

Конечно, практика IB предоставляет множество перспектив в связи с рассматриваемым вопросом. Тем не менее, важна в организации обратной связи правильная постановка вопроса, которая обеспечит учащихся и их родителей конкретными ответами на вопросы об учебных достижениях, учителя — верными действиями в организации процесса обучения.

Литература:

  1. Принципы Эффективной обратной связи. В. Саломасов. Раздел «Эффективная коммуникация» http://www.orator.biz/library/speech/principi_obratniy_svyazi/.
  2. Использование эффективных приемов обратной связи, взаимоконтроля и взаимооценки учащихся на уроках физики. Мышковская А. П.
  3. https://multiurok.ru/blog/ispol-zovaniie-effiektivnykh-priiemov-obratnoi-sviazi
Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, учащийся, учитель, эффективная обратная связь, время урока, Какой образ, конструктивная обратная связь, организованная обратная связь, процесс обучения, устная обратная связь.


Ключевые слова

представить модель конструктивной обратной связи в контексте её возможностей для учащегося, учителя и родителя

Похожие статьи

Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС

Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им спос...

Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы

Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...

Особенности организации исследования в малых группах

Актуальность исследовательского метода связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере с...

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современн...

Изменение роли учителей в дошкольном музыкальном образовании в рамках концепции совместного обучения

Цель настоящей статьи заключается в анализе взаимосвязи между концепцией совместного обучения и изменением роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании. В работе освещаются теоретические основы и практические модели совместного обучения в данн...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Метод проектирования – путеводная нить для организации приобретения знаний по иностранному языку

В статье даётся обзор существующих точек зрений на обучение методу проектирования. Авторами представлено положение о том, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ...

Исследование прагматической модели МКК в обучении иностранному языку

С усилением тенденции интеграции глобальной культуры межкультурная коммуникация возникает чаще и чаще, и одновременно увеличивается с каждым днём спрос на высококвалифицированные кадры, владеющие иностранным языком. Эпоха предлагает новую задачу и тр...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Похожие статьи

Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС

Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им спос...

Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы

Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...

Особенности организации исследования в малых группах

Актуальность исследовательского метода связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере с...

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования полностью меняют взгляд на современное образование в целом. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современн...

Изменение роли учителей в дошкольном музыкальном образовании в рамках концепции совместного обучения

Цель настоящей статьи заключается в анализе взаимосвязи между концепцией совместного обучения и изменением роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании. В работе освещаются теоретические основы и практические модели совместного обучения в данн...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Метод проектирования – путеводная нить для организации приобретения знаний по иностранному языку

В статье даётся обзор существующих точек зрений на обучение методу проектирования. Авторами представлено положение о том, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ...

Исследование прагматической модели МКК в обучении иностранному языку

С усилением тенденции интеграции глобальной культуры межкультурная коммуникация возникает чаще и чаще, и одновременно увеличивается с каждым днём спрос на высококвалифицированные кадры, владеющие иностранным языком. Эпоха предлагает новую задачу и тр...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Задать вопрос