Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении. В нашей школе мы используем ситуативный подход обучения, который становится современным в наше время. Актуальность данной проблемы возрастает, и с этой проблемой возрос спрос научно-методического сопровождения реализации естественнонаучного образования в школе.
Ключевые слова: цель образования, организационная структура, ситуативное обучение, командное обучение, учитель – «архитектор», приемы ситуативного обучения.
Цель российского образования на современном этапе развития школы заключается в формировании и развитии знаний учащихся, умений самостоятельно ставить учебные задачи, формировать пути их решения, следить за процессом и оценивать полученные результаты.
В результате изменений целей в обучении поменялись задачи и профессионально-педагогической деятельности учителя. В разряд наиболее важных функций деятельности учителя в области естественнонаучного образования вышла функция проектирования, связанная с разработкой индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Разработка индивидуальных маршрутов дает возможность расширить поле образовательного выбора каждого ученика, выбрать формы освоения знаний, по-другому сгруппировать полученные знания. Это требует от учителя использования новой организационной структуры процесса бучения, в основе которого лежит ситуативный подход. Суть данного подхода заключается в обучении через практику, построении урока на основе полноценного разноуровневого диалога, который строится на анализе собственных наблюдений, выводов обучающихся [3].
Его использование предполагает изменение организационной структуры урока, в которой более четко расставляются акценты на изменение постановки цели урока, к формулировке которой обязательно привлекаются ученики. При этом серьезной переработки требует содержание изучаемого материала, предполагающее существенное расширение фактического материала и придания ему проблемно-поисковой направленности. С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к структуре современного урока особо тщательно должны быть прописаны результаты и качество обучения учащихся [2]. По мере возможности задания для оценки достижения предметных, метапредметных и личностных результатов изучения темы урока должны быть дифференцированы.
Каждый компонент урока строится индивидуально и может меняться в зависимости от содержания урока, уровня учебных возможностей учащихся конкретного класса. Использование данного подхода позволяет учителю выбрать различные технологии, разнообразное сочетание методов и приемов формирования универсальных учебных действий, адресно развивать способности учеников, формировать у них умения самостоятельного принятия решения, свободу его выбора.
Ситуативный подход обеспечивает возрастание роли и значения мотивации учеников на учение. Мы в опыте нашей деятельности учителей биологии МБОУ СШ № 3 города Арзамаса исходим из того, что знания каждого ученика должны быть востребованы им сразу же после окончания урока, а не когда-либо, по истечении определенного времени. Поэтому стремимся к тому, чтобы у каждого из наших учеников была личная мотивация к изучению темы каждого урока. Для кого-то — это знания, необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья, для кого- то — знания, нужные при уходе и содержании разнообразных домашних питомцев (у многих наших учеников дома есть кошки, собаки, попугайчики, рыбы, кролики, мыши, улитки. Многие ученики занимаются комнатным цветоводством). Кто-то из учащихся интересуется живописью и по окончании урока делает эскизы изученных биологических объектов. Многих учеников мотивирует на изучение нового материала физические возможности изучаемых объектов.
Ситуативное обучение мы реализуем при работе с учениками 7–9 классов. В этих классах мы организуем, как правило, командную работу. При изучении нового материала класс делится на 4 группы. При этом состав каждой группы не превышает 7–8 человек. Такое количество учеников в каждой группе оптимально при организации их познавательной деятельности. В каждой группе учителем назначается старший. Впоследствии это делают сами ученики. Каждая команда получает общее задание, суть которого заключается в выдвижении своих гипотез в решении ключевых вопросов урока. При выполнении этого задания мы используем разнообразные приемы ситуативного обучения.
1 прием — диалог, побуждающий к выдвижению гипотез.
Пример по биологии 8 класса по теме «Ткани и органы»: Можно ли сказать, что строение органа зависит от его функции? Что образуют органы, выполняющие общую функцию?
2 прием — столкновение различных мнений.
Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Пример задания по биологии на тему: «Анализаторы слуха и равновесия»: Предложите схему, как исправить близорукость и дальнозоркость.
3 прием — практическое задание не сходное с предыдущими.
Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Каждая экспертная группа имеет упаковки от продуктов питания, на которых указана энергетическая ценность данного продукта.
1 группа: Определить энергетическую ценность сметаны.
2 группа: Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на лыжах, если частота сердечных сокращений 120 ударов в минуту.
3 группа: Определите энергетическую ценность геркулеса.
4 группа: Определите, какова энергетическая ценность пищи в состав которой входит:
Второе блюдо:
картофель пюре — 200 г
мясо коровье — 50 г
масло сливочное — 5 г
салат из свежей капусты — 100 г.
При такой организации учебного процесса меняется и наш функционал как учителя. Мы превращаемся в архитектора создания новых знаний наших учеников. Мы несем ответственность за деятельностью учащихся и за качество ученической работы, за успешную реализацию программы самостоятельного добывания новых знаний и видов деятельности. Одновременно с этим нарабатывается учебно-методическое обеспечение нашего предмета.
Все это, по нашему мнению, обеспечивает новые возможности для профессионального роста нас, как школьного педагога, что созвучно требованиям профессионального стандарта [1].
Литература:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
- http://imc-peterhof.spb.ru/stati/materialy/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-v-usloviyakh-realizatsii-fgos