Методологическая культура и аспекты обучения
Авторы: Дороничева Раиса Михайловна, Иващенко Галина Алексеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 15.06.2018
Статья просмотрена: 3451 раз
Библиографическое описание:
Дороничева, Р. М. Методологическая культура и аспекты обучения / Р. М. Дороничева, Г. А. Иващенко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 4-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14352/ (дата обращения: 17.12.2024).
Статья посвящена вопросам методологической культуры и преподавания в системе СПО, вопросам, которые имеют большое значение вследствие ряда особенностей процесса обучения, так как педагогика — это не только технология, но и творчество.
Ключевые слова: методологический поиск, мотивация и достижение успеха, инструментальность, реалистичность, адекватность.
Article is devoted to questions of methodological culture and teaching in the SPO system, to questions which are of great importance owing to a number of features of process training as the pedagogics is not only technology, but also creativity.
Keywords: methodological search, motivation and achievement of success, instrumentalnost, realness, adequacy.
Современный этап модернизации профессионального образования, обусловленный изменениями образовательного законодательства, реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), разработкой профессионального стандарта, предполагает существенное расширение содержательного поля профессиональной деятельности педагога, повышение уровня его профессионально-педагогической и методологической культуры.
Реализация ФГОС профессионального образования, разработанного на модульно-компетентностной основе, предполагает внедрение инновационных образовательных технологий, соответствующего методического обеспечения образовательного процесса. Педагогу профессиональной образовательной организации необходимо разрабатывать новую учебно-программную документацию в соответствии с требованиями ФГОС и регионального рынка труда, дидактические средства обучения, методические указания, рекомендации, фонды средств для оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся; конструировать учебный материал в соответствии с требованиями ФГОС и эффективно использовать образовательные технологии и методы обучения; самостоятельно осуществлять поиск, отбор, адаптацию и реализацию в образовательном процессе актуального педагогического опыта и представлять педагогической общественности собственные методические материалы. Ситуация осложняется отсутствием единых, разработанных на государственном уровне в стандартах 3-го поколения учебно-методических комплексов по специальностям и профессиям, обеспечивающих освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций, отсутствием четких методических рекомендаций и требований. В стандартах 4-го поколения это уже учитывается.
В настоящее время общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Прошло то время, когда одного образования хватало на всю жизнь. Смена образовательных стандартов, растущая вариативность среднего профессионального образования, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий — все это достаточно резко меняет представление о значимости профессиональных качеств современного педагога СПО.
В связи с этим, профессия педагога все более отходит от представлений урокодателя, исполнителя, реализатора — в сторону индивидуальной творческой деятельности. Важным качеством каждого педагога становится его неповторимый творческий потенциал, его философская доктрина, методологическая культура. Педагог, это человек, имеющий нравственный стрежень, имеющий багаж в той или иной специальности и желающий передать этот багаж другим и умеющий это делать.
Компоненты методической культуры педагогического обеспечения |
Методологический поиск Тенденции научно-технического прогресса Дидактическая концепция Социальный заказ Информационные потоки |
Само понятие «методологическая культура педагога» очень широко.
Поэтому хотелось бы акцентировать внимание лишь на некоторых аспектах. Прежде всего, это овладение преподавателем современных форм и методов в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, освоение педагогических технологий, последовательно и эффективно ведущих к педагогической цели; овладение инновационными педагогическими стратегиями, ориентированными на доминирующую активную роль студента, на его индивидуальные способности, на поставленную мотивацию достижения успеха с опорой на его опыт самого обучающегося, овладение энергосберегающими технологиями обучения. Последние предполагают совокупность приемов, методов, методик и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум три требования: учет индивидуальных (интеллектуальных) способностей обучающегося, его темперамента, характера, восприятия им учебного материала; недопущение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки; создание только благоприятного морального и психологического климата, поддержание психического здоровья обучающегося; исключение любых факторов, способных негативно повлиять на здоровье (авторитарное давление, грубость, бестактность).
Методологическая культура педагога– это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т. е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения. Ее специфика обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируются субъективность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования преподавателем субъектности, востребованности личностных структур его обучающихся. Развитая методологическая культура преподавателя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т. е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления.
Методологический поиск — это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для собственного саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих обучающихся.
Умения вести методологический поиск обеспечивают возможность самоформирования (самоорганизации) следующих методологических умений более высоких уровней:
1) обнаруживать смысл, основу, идею учебного материала или педагогического феномена; устанавливать связи различных смыслов, выявлять неявные мотивы, обусловившие возникновение той или другой концепции, причины ее целеполагания;
2) проводить сравнительный и феноменологический анализ педагогических феноменов: парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, условий, средств воспитания и обучения в различных подходах к образованию; владеть проблемным видением; распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; вычленять и сопоставлять разные по времени основания, послужившие другим педагогам базой для разработки их подходов; определять явные и скрытые источники зарождения педагогического замысла, их противоречивость и порождаемые его неявные смыслы, которые закладывались в ту или иную систему; устанавливать связи философско-педагогических замыслов с событиями исторической, социокультурной значимости эпохи его создания; давать разностороннюю оценку значения замысла — для времени создания и для современности; определять и преодолевать кризисные моменты в обучении и воспитании, перестраивать имеющиеся знания, конструировать на их основе культуро-сообразные и гуманные смыслы педагогической деятельности и т. д.;
3) устанавливать собственные смыслы альтернативных педагогических подходов, целеполагания, определения ведущих принципов, отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры сознания учащихся; моделировать условия воспитания творческой личности; применять средства педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоактуализации, самоопределения учащихся; использовать и создавать технологии прояснения личностных ценностей, вступления в педагогический контакт, предупреждения и погашения конфликтов, взаимодействия и объединения, смены ролей, преодоления барьеров на уроке, личностного обращения к ученику и т. д.
Составляющие профессиональной практической деятельности:
– Проектная деятельность
– Исполнительская
– Рефлексивная
– Творческая деятельность
Исходя из выше сказанного, педагог должен уметь делать по крайней мере, три вещи:
- Проектировать свою деятельность;
- Творчески реализовывать свой проект в реальном времени
- Рефлексировать свою деятельность
Для их реализации педагог должен ставить и реализовывать свои цели. Цель-это представляемый или мыслительный результат будущей деятельности обучающегося.
Иерархия целей
В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке конкурентоспособных специалистов, которые в условиях новых экономических отношений будут способны развивать производство, удерживать динамику профессии, стремиться к профессионализму.
Понятие профессионализма в современном контексте можно расшифровать так: специалист должен сразу включиться в производственный процесс, т. к. времени и средств на его «доучивание» на рабочем месте практически никто не предоставит. От него требуется способность осуществлять полный цикл деятельности: проектирование — реализация — самоконтроль.
Потому ему необходима основательная общая профессиональная подготовка, т. к. возможны ситуации перехода на другую специальность, овладение новой профессией.
Подготовка рабочих и специалистов в системе профессионального образования, в том числе и в условиях краткосрочного обучения не отменяет внимания преподавателя к потребностям и запросам своих студентов. Они приходят из разных слоев населения, имеют разный возраст, различный уровень профессиональной квалификации, но их объединяет профессиональная и социальная незащищенность. Им жизненно важно получить новую профессию, обучиться нужно качественно и быстро, но личных ресурсов (времени, силы, знаний, психологического и физического здоровья) мало. Помочь им сохранить все полезное, что накоплено предыдущим опытом, открыть в себе возможность учиться у других и с мужеством встретить новое — вот задачи преподавателя, которые должны быть растворены в очень понятных и конкретных обучающих ситуациях. Учебные заведения должны самостоятельно спроектировать профессиональные образовательные программы по реализуемым специальностям с учетом своих возможностей на основе уровня преподавательских кадров, особенностей материально технической базы. Каждый преподаватель должен сам определить место и цель своей дисциплины в профессиональной подготовке специальности; выбрать и реализовывать определенную технологию обучения
Составляющие педагогических технологий |
Моделирование и конструирование условий и средств Формирование знаний и умений Формирование профессиональных компетенций Теоретические основы Связь теории с практикой Инновационные стратегии Коммуникативность Инструментальность Диагностичность |
Современная педагогика предъявляет к целям обучения определенные требования диагностичность, инструментальность, реалистичность и адекватность.
Диагностичность — это вполне определенное однозначное описание целей, способов их выявления, измерения и оценки.
Значит, формулировать цели занятия нужно через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые преподаватель или эксперт сможет надежно опознать. Результаты должны обладать категорией меры, т. е. поддаваться прямому или косвенному измерению. Их можно соотнести с определенной шкалой оценки.
Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности учащихся.
Реалистичность предполагает наличие средств для осуществления цели, т. е. гарантирует возможность ее достижения.
Адекватность гарантирует, что цель соответствует результату.
Эмпирические исследования показали, что к современному педагогу предъявляются личностные ситуационные и профессиональные требования, которыми он должен уметь и овладеть, а также уметь применять их в соответствии с требованиями жизни
– Когнитивно сложные коммуникации.
– Эмоционально насыщенное деловое общение.
– Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетенции.
– Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям.
– Поиск новых решений.
– Высокая ответственность за дело и за других.
– Самоконтроль и волевые решения.
– Интересная работа.
– Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска.
Оптимизм и активность, определяющие общий позитивный настрой по отношению к работе и жизни в целом, представляют более важный фактор в уменьшении риска профессионального выгорания, чем такие характеристики человека, как его возраст и стаж.
Жизненная позиция личности– это система взглядов человека на жизнь, на свое место в ней; призма основных ценностей личности, которая определяет ориентацию в жизни, готовность к практическому действию. Жизненная позиция личности — это, с одной стороны, интегративное образование, которое включает в себя уровни развития индивида в его целостности как в интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане, так и со стороны его моральных качеств и свойств, с другой — всегда определенная линия поведения: система деятельности и общения человека, реализация его жизненных устремлений, замыслов и умений.
В структуре самой жизненной позиции выделяется как субъективное, идеальное, отношение человека к социальной действительности (ценностные ориентации, установки), так и объективно существующее, практическое отношение (поступки, определенная линия поведения).
На основе включенности поведенческого компонента в структуру жизненной позиции преподавателя, учеными педагогами была разработана классификация уровней активности жизненной позиции.
Активная жизненная позиция высокого уровня: социальная инициатива, творческая деятельность, способствующие расширению возможностей и развитию сущностных сил человека.
Жизненная позиция среднего уровня активности: ответственное отношение к своим обязанностям, но в целом репродуктивная деятельность, которая ведет лишь к воспроизводству существующих возможностей. Активность носит односторонний характер, не выходит за пределы нормальных заданий.
Показатель креативности положительно коррелирует с удовлетворенностью личными достижениями, профессиональным общением, внутренней и внешней (социальной) поддержкой, с оптимистичностью, деловой активностью, напряженностью, самоконтролем, отрицательно — с напряженностью негативных эмоций.
В творческий потенциал педагога должны входить факторы противодействующие выгоранию.
Креативность личности; креативность подхода к решению проблем; рабочая среда, способствующая творчеству; тип жизненной установки: активный оптимизм, реализм; уверенность в стабильности работы. Все это относится к факторам положительной коррекции между творческим потенциалом и интегральным показателем качества жизни.
Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым целям. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужное.
Хорошо обоснованная и аргументированная система, как правило, быстро и глубоко убеждает, помогая новому, передовому, находить нужное применение. Такая деятельность и есть творчество. В ней содержится известная степень неопределённости, приносящая в деятельность новую информацию, предполагающую самоорганизацию. Переход преподавателя на уровень творческой активности одновременно повышает его интеллектуальный уровень.
Литература:
- А. А. Вербицкий. Компетентостный подход и теория контекстного обучения.
- И. П. Подласый. Педагогика
- В. А. Скакун. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов
- Ю. К. Бабанский. Педагогика. Просвещение 1988
- А. К. Радченко. Проектирование технологии обучения техническим дисциплинам. Минск 2003
- Т. А. Сергеева, Н. М. Уварова. Проектирование учебного занятия. М.2003
- Н.Водопьянова, Е.Старченкова. Синдром выгорания. Питер 2008.
- A. A. Verbitsky. Kompetentostnyi podkhod I teoriya kontekstnogo obucheniya.
- I. P. Podlasyi. Pedagogika.
- V. A. Skakun. Metodika prepodavaniya spetsial’nykh obshchetekhnicheskikh predmetov.
- Yu. K. Babanskiy. Pedagogika. Prosveshchenie 1988.
- A. K. Radchenko. Proektirovanie tekhnologiy obucheniya tekhnicheskim distsiplinam. Minsk 2003.
- T. A. Sergeeva, N. M. Uvarova. Proektirovanie uchebnogo zanatiya. M.2003.
- N. Vodop’yanova, E. Starchenkova. Sindrom Vygoraniya. Piter 2008.
Ключевые слова
адекватность, методологический поиск, мотивация и достижение успеха, инструментальность, реалистичностьПохожие статьи
Новые педагогические технологии оценки знаний
Данная статья посвящена новым педагогическим технологиям оценки знаний. В статье уделяется особое внимание изучению и анализу литературных источников, которые являются одной из важнейших частей учебного процесса. Национальной программой по подготовке...
«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников
В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...
Геймификация как тренд в системе образования
Данная статья посвящена раскрытию понятия «геймификация», её роли в системе образования. Обусловлена актуальность, влияние на повышение мотивации и успеваемости, обучающихся и проведена аналитика принципов геймификации.
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы
В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...
Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования
В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»
Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...
Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе
В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании
Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...
Похожие статьи
Новые педагогические технологии оценки знаний
Данная статья посвящена новым педагогическим технологиям оценки знаний. В статье уделяется особое внимание изучению и анализу литературных источников, которые являются одной из важнейших частей учебного процесса. Национальной программой по подготовке...
«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников
В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.
Пути и способы развития методологической культуры обучающихся
Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...
Геймификация как тренд в системе образования
Данная статья посвящена раскрытию понятия «геймификация», её роли в системе образования. Обусловлена актуальность, влияние на повышение мотивации и успеваемости, обучающихся и проведена аналитика принципов геймификации.
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы
В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...
Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования
В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...
Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»
Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...
Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе
В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании
Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...