Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 12.02.2017

Статья просмотрена: 3041 раз

Библиографическое описание:

Сивенкова, А. И. Особенности таможенного оформления в условиях функционирования Евразийского Экономического Союза / А. И. Сивенкова, З. Н. Шуклина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 297-300. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39557/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье оцениваются направления совершенствования таможенного оформления в условиях ЕАЭС с учетом принятия нового Таможенного кодекса, подчеркиваются особенности таможенной услуги, определяются пути совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, предназначенных для торгового оборота, переход к представлению и контролю информации, регламенты оценки качества и безопасности товаров, единой сертификации для стран ЕАЭС.

Ключевые слова: таможенные отношения, таможенное оформление, услуги, ЕАЭС, контроль документов

Современные внешние отношения стран строятся в условиях глобализации, изменения политических доминант, обострения интеграционных противоречий, информационной войны и формирования новых союзов и структур. Особое место на мировом уровне занимает ЕАЭС (Евразийский экономический союз), который сформирован как международное экономическое объединение, включающее пять стран: Россию, Казахстан, Беларуси, Армению и Киргизию. Главной целью создания ЕАЭС является обновление национальных экономик всех стран-партнеров и повышение конкурентной способности на новом уровне.

Евразийская интеграция в таможенной сфере означает торговлю без пошлин и таможенных границ для того, чтобы помочь партнерам нарастить товарооборот, снизить цены на товары и продукты, импортируемые из стран — участниц Союза, в том числе за счет создания равных конкурентных условий для производителей.

По итогам 2015 года объем взаимной торговли стран-участниц ЕАЭС составил 45,4 млрд. долл., что на 26 % ниже уровня взаимного товарооборота стран-участниц ЕАЭС в 2014 году. Внешний товарооборот ЕАЭС за первое полугодие 2016г. составил 228,6 млрд. долларов США (экспорт 140,5, импорт 88,1 млрд. Долларов), что меньше на 23 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта сократился на 29,3 %, а объем импорта на 10,3 %. Уменьшение объема торговли между государствами ЕАЭС в 2015 году было менее глубоким, чем сокращение объема торговли с третьими странами, в результате чего удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в целом по ЕАЭС увеличился с 11,7 % по итогам 2014 года до 13,5 % по итогам 2015 года. Отметим, что единственный рост взаимной торговли в долларовом эквиваленте в 2015 году наблюдался между Арменией и Кыргызстаном (рост на 8,1 %), взаимный товарооборот остальных стран сократился, наибольшее сокращение наблюдается в паре Казахстан — Белоруссия (на 39,2 %). [7]

В зависимости от особенностей таможенной услуги, степени развития экономики, законодательного закрепления и регулирования отношения в ЕАЭС изменяются достаточно сложно и проблематично. Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника. При этом услуга может восприниматься как товар, особые действия, направленные на потребителя, некоторая деятельность, определенные блага. При определении таможенных услуг важно подчеркнуть, что это вид бизнеса для бизнеса (В2В), осуществляемый специализированными компаниями, выступающими в качестве подрядчиков по выполнению вспомогательных бизнес-процессов. Таможенные услуги оказываются в таможенной и околотаможенной сферах. Спектр услуг, связанных с таможенными транзакциями, оказывается участникам внешнеэкономической деятельности, а также друг другу в рамках совместных проектов по схемам аутсорсинга. К специфическим условиям, формирующим спрос на таможенные услуги в России, эксперты относят три главных фактора: непрозрачность таможенного администрирования со стороны госструктур и волюнтаристский характер принятия ими решений, проблемы коррупционного влияния; сложность российского законодательства, вариации правоприменительной практики; выполнение таможенной системой налоговых функций и вытекающих из нее принципов, связанных с взиманием с участников ВЭД платежей в государственный бюджет. [3]

Сложившаяся структура внешнеэкономической деятельности в России изначально подразумевает участие посреднических специализированных коммерческих и государственных организаций в предоставление сведений с целью таможенного оформления. Потенциальные клиенты, потребители таможенных услуг — это российские и зарубежные компании, являющиеся участниками ВЭД. Взаимные расчеты и ценовой фактор имеет для всех большое значение, но существуют принципиальные отличия в характере запросов. Если российские компании нацелены на то, чтобы сэкономить на услугах и платежах, то крупные западные компании заинтересованы в получении качественных и надежных услуг. При выборе значительно больше внимания уделяют репутации фирмы, опыту работы на рынке, рекомендациям со стороны партнеров и коллег по бизнесу. Западные клиенты склонны обращаться к западным компаниям и более редко к официальным представителям, для них поведение их коллег более прозрачно и предсказуемо, а значит существует больше гарантий на получение качественных услуг и исключает ответственность перед таможней. [2]

В ЕАЭС принят единый таможенный тариф (ЕТТ) — комплекс таможенных пошлин, которые установлены с учетом действующей ТН ВЭД ЕАЭС на товары, импортируемые из третьих стран. Однако, каждый член Союза имеет право самостоятельно формировать сезонные пошлины и применять их в течение 6 месяцев вместо тарифов, предусмотренных ЕТТ, или устанавливать размеры ввозные пошлины на определенную продукцию. Список товаров утверждается специальной Комиссией на основании подписанного таким государством договора о присоединении к Союзу. В частности, каждая страна оставила за собой право определять размер таможенных пошлин на экспортируемый газ, нефть и нефтепродукты в третьи страны, которые не используются в торговле между государствами ЕАЭС. [1]

При ввозе на территорию ЕАЭС продукции, произведенной в развивающихся и наименее развитых странах, действуют тарифные преференции на ввозные пошлины. Для наименее развитых стран нулевой размер, а для развивающихся стран — 75 % от их действующего уровня. К развивающимся странам относят 103 государства, из которых главные бенефициары — Бразилия, Турция, Парагвай, Аргентина, Китай, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. Следует обратить внимание на то, что доставка грузов из Китая является наиблее востребованной. Всего 22 страны из этого списка достигли высокого уровня доходов, что является основанием для их исключения. Список наименее развитых стран, получивших такой статус по классификации ООН, включает 49 стран, в связи с чем основными бенефициарами являются: Бангладеш, Эфиопия, Малави, Мьянма, Афганистан и Камбоджа. [2]

В Евразийской экономической комиссии эксперты уполномоченных государственных органов и представители бизнес-сообщества Евразийского экономического союза обсудили порядок совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов. Предложения оформлены как 2 блока, когда первый носит среднесрочный характер и предполагает комплексное регулирование вопроса на уровне Таможенного кодекса ЕАЭС. Это перспективная модель, подразумевающая создание института уполномоченного экспресс-оператора (экспресс-перевозчика) по аналогии с действующим институтом уполномоченного экономического оператора. Второй блок включает поправки в правовую базу ЕАЭС, принятие которых обеспечит развитие института экспресс-грузов в существующих реалиях и повысит эффективность таможенного администрирования в краткосрочной перспективе. Эти предложения связаны с оптимизацией формы реестра экспресс-грузов, предусматривают ее электронную копию, четкие правила применения и заполнения реестра. Предлагаемые изменения направлены на упорядочение совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, предназначенных, в том числе, для торгового оборота. [6]

Помимо Таможенного кодекса в рамках ЕАЭС действуют около 20 международных соглашений, которые нередко противоречат друг другу. В ходе работы над проектом нового таможенного кодекса все они были переработаны и кодифицированы. Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд принципиально новых положений, существенно упрощающих работу добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, стимулировав тем самым развитие экономики и торговли. Кодекс предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни, подачу таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, призванного упростить и ускорить процесс прохождения товаров через таможню. Также создает условия для механизма «единого окна», позволяющего ускорить оформление документов. [6]

Отметим, что, в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС, на единой территории должно быть обеспечено единое таможенное регулирование. ТК ЕАЭС, ставший плодом совместных усилий представителей госорганов и бизнес-сообществ евразийской «пятерки», призван решить эту задачу. В ходе изменения национального таможенного законодательства следует принять норму, которая позволит не требовать в момент пересечения границы наличия сертификатов соответствия импортных товаров техническим регламентам ЕАЭС. Такие документы можно представлять перед выпуском в свободное обращение. Эксперт считает, что «такая мера должна упростить пересечение границы товарами и снизить вероятность коррупционных явлений» в национальном законодательстве некоторых стран — участников Союза должно появиться большое количество изменений. Если таможенное право России, Беларуси и Казахстана похоже, то нормативные акты Армении и Киргизии значительно отличаются. Поэтому их следует в кратчайшие сроки привести в соответствие с новым документом. для повышения эффективности таможенного контроля и снижения субъективных факторов при его осуществлении необходимо использовать алгоритм профилирования ДТ и инспекторов, уполномоченных на их оформление; для корректного взаимодействия с таможенным органом участник ВЭД должен иметь возможность обратиться с любыми вопросами в ближайший таможенный орган. Для этого следует внести изменения в нормативно- правовую базу и наделить таможенные органы дополнительными правами и обязанностями. [5]

Эксперты считают, что необходимо осуществить срочный переход от представления и контроля документов (в том числе и электронных) к представлению и контролю сведений (информации), уйти от локального государственного контроля к консолидированному, провести стандартизацию процессов и информации. По их мнению, в роли уполномоченного госоргана, возглавляющего работу над проектом построения «единого окна», должна выступить ФТС России. Появится возможность существенно снизить издержи ТП за счет уменьшения расходов на единичное финансовое обеспечение, улучшить инвестиционный климат в стране и обеспечить рост ее инвестиционной привлекательности. Предлагается поддержать инициативу добросовестных предпринимателей, взявших на себя дополнительные обязательства перед государством и потребителем услуг по продвижению проекта по введению саморегулирования таможенных представителей. [4]

К новому направлению можно отнести институт уполномоченных экономических операторов, хорошо себя зарекомендовавших организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность по упрощенным таможенным процедурам. Такие предприятия получат возможность существенно сократить свои временные и ресурсные затраты. Целями нововведения являются: развитие полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД; упрощение и ускорение таможенных операций; ослабление административного давления. Статус УЭО может быть предоставлен декларантам, таможенным представителям, перевозчикам, владельцам СВХ. [3]

Департамент ЕЭК при подготовке изменений учитывал опыт проводимых в странах Союза экспериментов (пилотных проектов) по совершенствованию технологии совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, а также современные тенденции в этой области в международной практике. [4]

К евразийскому экономическому союзу с интересом относятся и другие страны, например, Египет, Иран, Монголия, Таиланд, КНР, Индия, Сингапур. Для осуществления целей свободного передвижения товаров по ЕАЭС были утверждены регламенты к качеству и безопасности товаров, возможных проходить единую сертификацию для стран ЕАЭС. Сертификат соответствия ТР ЕАЭС оформляется органом сертификации, который числится в едином реестре аккредитованных организаций. Заявителем при сертификации ТР ЕАЭС может быть уполномоченное лицо иностранным изготовителем или же организация (ИП) зарегистрированная в ЕАЭС. Сертификат выдается на русском языке, но при желании возможно получить на языке одного из государств — членов ЕАЭС. Максимальный срок действия сертификата ЕАЭС составляет не более 5 лет, в некоторых регламентах срок действия установлен индивидуально. [3]

Итак, таможенное законодательство в ЕАЭС унифицировано, около 90 % регулирования осуществляется на основе единой нормативно-правовой базы. Но тотальная унификация не является целью интеграции, не нужно унифицировать естественные конкурентные преимущества стран, которые должны иметь возможность конкурировать по прозрачным правилам. Оптимизация отношений строится на основе нового Таможенного Кодекса ЕАЭС, который позволит сокращать сроки таможенных операций, устанавливать легитимные, четкие и ясные правоотношения, максимально использовать интернет-ресурсы, активно развивать и применять услуги УЭО, исключить субъективизм при принятии решений таможенными органами.

Литература:

  1. Афонин П. Н., Филиппенко С. В., Яргина Н. Ю. Международное таможенное сотрудничество.- СПб.: Интермедия, 2014.-169 с.
  2. Герасютина О. Долго ли продлится кризис// Таможня, 2016, № 6, С.65–67
  3. Грязев И. Кодекс получил право на жизнь // Таможенные новости, 2016, № 12
  4. Ершов А. Д., Евдокимов А. И., Доля А. П. Теория и методология формирования «сервисной таможни» / Монография. — СПб, СПб филиал РТА, 2013, С.105–120.
  5. Иришев Б., Ковалев М. Будущее ЕАЭС: сложный поиск равновесия и роста// Вестник ассоциации белорусских банков, 2014, № 31
  6. Касьянова Г. Ю. Таможенное регулирование. Учебное пособие — М.: АБАК, 2016.-304с.
  7. Некоторые итоги взаимной торговли стран-членов ЕАЭС в 2015 году. URL: https://riss.ru/analitycs/34092/
Основные термины (генерируются автоматически): Таможенный Кодекс, Россия, внешнеэкономическая деятельность, отношение экспресс-грузов, услуга, евразийский экономический союз, Казахстан, таможенное оформление, взаимная торговля, единая сертификация.


Ключевые слова

услуги, ЕАЭС, таможенные отношения, таможенное оформление, контроль документов

Похожие статьи

Особенности осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в рамках функционирования Евразийского экономического союза

В статье рассмотрены особенности применения таможенного контроля после выпуска товаров в странах-участницах Евразийского экономического союза; определены основные направления совершенствования согласно Стратегии развития ФТС России до 2030 г.; изучен...

Порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, подлежащих экспортному контролю

В статье рассмотрены вопросы организации таможенного контроля в отношении товаров, подлежащих экспортному контролю. Изучены нормативно-правовые основы регулирования экспортного контроля в России. Определены особенности выявления таможенным органом ри...

Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в качестве гуманитарной помощи (содействия)

Статья посвящена особенностям и тонкостям в процессе оформления таможенных процедур, а также таможенного контроля в отношении товаров, которые пересекают таможенную границу Евразийского экономического союза в целях гуманитарной помощи и содействия по...

Государственное регулирование импорта легковых автомобилей в России: проблемы и перспективы

В статье анализируются проблемы и перспективы государственного регулирования импорта легковых автомобилей в России. Выявляются основные недостатки существующей системы регулирования, которые приводят к снижению ее эффективности. Предлагаются конкретн...

Анализ нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза в отношении перемещения культурных ценностей

В статье рассматриваются особенности перемещения культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза. Представлен анализ правонарушений, связанных с незаконным ввозов и вывозом культурных ценностей через таможенную границу...

Практика применения предварительного информирования в условиях действия ЕАЭС

В статье проведено исследование нормативно-правовой базы по предварительному информированию; осуществлен анализ практики применения данной процедуры в условиях действия Таможенного Союза и аспектов перехода к ее функционированию в рамках ЕАЭС; выявле...

Категорирование товарных партий как перспективное направление развития системы управления рисками и её влияние на участников внешнеэкономической деятельности

Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны...

Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье рассмотрены вопросы системности рисков при проведении таможенного контроля, создания методов их минимизации. Был проведен анализ законодательной базы в области применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, ...

Исследование особенностей оказания взаимной административной помощи таможенными органами

В статье автором рассмотрены теоретико-правовые основы взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов ЕАЭС, выделены виды взаимной административной помощи, а также особенности осуществления информационного обмена между таможенн...

Информационные технологии в таможенной сфере

В статье рассмотрены ключевые моменты внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, так как специфика деятельности участников внешнеэкономической деятельности требует скорости принятия важных решений для обеспечения качествен...

Похожие статьи

Особенности осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в рамках функционирования Евразийского экономического союза

В статье рассмотрены особенности применения таможенного контроля после выпуска товаров в странах-участницах Евразийского экономического союза; определены основные направления совершенствования согласно Стратегии развития ФТС России до 2030 г.; изучен...

Порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, подлежащих экспортному контролю

В статье рассмотрены вопросы организации таможенного контроля в отношении товаров, подлежащих экспортному контролю. Изучены нормативно-правовые основы регулирования экспортного контроля в России. Определены особенности выявления таможенным органом ри...

Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в качестве гуманитарной помощи (содействия)

Статья посвящена особенностям и тонкостям в процессе оформления таможенных процедур, а также таможенного контроля в отношении товаров, которые пересекают таможенную границу Евразийского экономического союза в целях гуманитарной помощи и содействия по...

Государственное регулирование импорта легковых автомобилей в России: проблемы и перспективы

В статье анализируются проблемы и перспективы государственного регулирования импорта легковых автомобилей в России. Выявляются основные недостатки существующей системы регулирования, которые приводят к снижению ее эффективности. Предлагаются конкретн...

Анализ нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза в отношении перемещения культурных ценностей

В статье рассматриваются особенности перемещения культурных ценностей через таможенную границу Евразийского экономического союза. Представлен анализ правонарушений, связанных с незаконным ввозов и вывозом культурных ценностей через таможенную границу...

Практика применения предварительного информирования в условиях действия ЕАЭС

В статье проведено исследование нормативно-правовой базы по предварительному информированию; осуществлен анализ практики применения данной процедуры в условиях действия Таможенного Союза и аспектов перехода к ее функционированию в рамках ЕАЭС; выявле...

Категорирование товарных партий как перспективное направление развития системы управления рисками и её влияние на участников внешнеэкономической деятельности

Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны...

Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье рассмотрены вопросы системности рисков при проведении таможенного контроля, создания методов их минимизации. Был проведен анализ законодательной базы в области применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, ...

Исследование особенностей оказания взаимной административной помощи таможенными органами

В статье автором рассмотрены теоретико-правовые основы взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов ЕАЭС, выделены виды взаимной административной помощи, а также особенности осуществления информационного обмена между таможенн...

Информационные технологии в таможенной сфере

В статье рассмотрены ключевые моменты внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, так как специфика деятельности участников внешнеэкономической деятельности требует скорости принятия важных решений для обеспечения качествен...

Задать вопрос