Понятие и значение лицензирования на морском транспорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 13.02.2017

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Шмидт В. С. Понятие и значение лицензирования на морском транспорте // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 361-363. — URL https://moluch.ru/archive/140/39520/ (дата обращения: 21.06.2018).



В статье рассматривается сущностно-содержательная характеристика процедуры лицензирования на морском транспорте. На основе анализа действующего законодательства в установленной сфере сформулированы основные требования, предъявляемые к лицу, намеревающемуся получить лицензию. Раскрывается порядок получения лицензии с указанием документов, необходимых для предоставления в лицензирующий орган, и предельных сроков принятия решения о возможности выдачи разрешительного документа. По результатам исследования сформулирован вывод о значении лицензирования на морском транспорте.

Ключевые слова: лицензирование, лицензирующий орган, лицензиат, соискатель лицензии, лицензия, морской транспорт, перевозка пассажиров, перевозка грузов, буксировка, погрузочно-разгрузочная деятельность, государственное регулирование

Процедура лицензирования выступает одним из самых эффективных методов государственного регулирования процесса функциональной деятельности различных субъектов, осуществляющих некоторые виды функциональной деятельности. Однако, несмотря на особую роль и значение данной категории в научной литературе данный вопрос остается слабо проработан.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензирование представляет собой деятельность структур, уполномоченных на выдачу, переоформление, временное приостановление действия, его возобновление, прекращение и аннулирование специального разрешительного документа, позволяющего заниматься определенными видами функциональной деятельности. Помимо этого, в термин «лицензирование» целесообразно включать также формирование реестра выданных лицензий, его ведение, создание официального информационного ресурса общегосударственного значения, а также предоставление иных данных, связанных с вопросами лицензирования. При этом закон определяет субъектный состав: лицензия выдается организациям и предприятиям и лицам, занимающихся предпринимательской деятельностью в установленной сфере [5].

На основании нормативных положений, содержащихся в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ, можно констатировать, что лицензирование на морском транспорте носит обязательный характер и обладает достаточно сложным объектом. Иными словами, это означает, что процедуре лицензирования должны подвергаться следующие виды деятельности, осуществляемые с использованием морского транспорта, а именно [5]:

 пассажирские перевозки;

 транспортировка опасных грузов;

 буксировка;

 погрузка и разгрузка опасных грузов в морском порту.

Детальный анализ Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 позволяет сформулировать ряд основополагающих требований, предъявляемых к лицу, намеревающемуся получить разрешительный документ. К ним относятся [4]:

 наличие морских транспортных средств, которые будут использоваться для осуществления конкретного вида лицензируемой деятельности, отвечающих базовым требованиям безопасности подобных объектов;

 наличие эффективной системы менеджмента безопасностью при эксплуатировании рассматриваемого вида транспортного средства;

 наличие судового плана с перечнем мероприятий чрезвычайного характера, направленных на борьбу с загрязнением нефтью и нефтепродуктами;

 наличие уполномоченного лица, который осуществляет контрольные мероприятия за соблюдением базовых требований по обеспечению необходимого уровня безопасности и воспрепятствование загрязнению окружающей среды (он должен работать на определенной должности (капитан, старший помощник капитана, старший механик) не менее 3 лет, иметь образование по определенным специальностям, а также аттестован в предусмотренном законом порядке на право занятия соответствующей должности);

 наличие свидетельства, предоставляющего законную возможность выхода в море под Государственным флагом России, свидетельство, подтверждающее право собственности на транспортное средство, мерительное свидетельство, включающее сведения об основных параметрах судна, классификационное свидетельство, свидетельство, содержащее информацию о грузовой марке, свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, пассажирское свидетельство, санитарное свидетельство о праве плавания, свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

 наличие соответствующих договоров, в которых предметом выступает личное страхование членов экипажей судов, в ходе осуществления ими своих служебных функций и обязанностей;

 наличие судового билета;

 наличие для судна, вместимость которого более, чем 1000, документа о финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб, возникающий в ходе загрязнения топливом;

 наличие договора личного и имущественного страхования пассажиров.

В случае, если лицо, которое подает документы на получение разрешения, осуществляет один из рассматриваемых видов функциональной деятельности с привлечением морского транспорта с грубыми нарушениями перечисленных требований, то это влечет соответствующую ответственность. При этом грубыми нарушениями можно признать нарушение лицензионных требований и условий, которые неминуемо привели к следующему итогу [1]:

 человеческие жертвы;

 причинение тяжкого вреда здоровью;

 причинение средней тяжести вреда здоровью более 5 человек;

 причинение вреда окружающей среде.

Для того, чтобы получить лицензию на осуществление деятельности с использованием морского транспорта, соискатель должен предоставить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере транспорта заявление, а также следующие документы [3]:

 копия внутреннего документа, содержащего информацию о назначении на должность лица, ответственного за соблюдение основных требований безопасности плавания в море и воспрепятствование загрязнению окружающей среды с приложениями копий документов, подтверждающих наличие соответствующего образования, стажа и факта прохождения аттестации

 список судов, которые будут использоваться в целях осуществления деятельности на морском транспорте;

 копии документов, подтверждающих право собственности на эксплуатируемые суда;

 копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при осуществлении ими своих служебных обязанностей;

 копия бумаги, подтверждающая соответствие каждого эксплуатируемого судна Международному кодексу по управлению безопасностью;

 копия бумаги, подтверждающей соответствие действующей системы менеджмента безопасности судов и копия судового свидетельства об управлении безопасностью для каждого отдельного судна и др.

После того, как соискатель лицензии предоставил полный пакет надлежащим образом оформленной документации, лицензирующий орган должен в течение 3 рабочих дней рассмотреть их и в случае обнаружения недочетов возвратить их соискателю с мотивированным обоснованием причин такого возврата.

Кроме того, лицензирующему органу предоставляется не более 45 рабочих дней для осуществления проверки предоставленных документов на предмет их полноты и достоверности данных. По итогам такой проверки принимается окончательное решение, которое оформляется приказом или распоряжением. При положительном для лицензиата исходе дела лицензия оформляется одновременно с приказом, который в течение 3 рабочих дней должен быть направлен соискателю.

Если же лицензирующий орган принял решение об отказе в выдаче разрешительного документа, то он должен уведомить об этом соискателя не позднее 3 рабочих дней. При этом отказ должен сопровождаться мотивированным обоснованием причин отказа и указанием на конкретные нормы законодательных актов.

Законодательством предусмотрены следующие основания для отказа в выдаче лицензии [2]:

 недостоверная или искаженная информация;

 несоответствие соискателя основным требованиям;

 наличие у соискателя аннулированной лицензии на осуществление аналогичного вида деятельности.

Следует помнить, что отказ лицензирующего органа может быть обжалован лицензиатом.

Таким образом, лицензирование на морском транспорте имеет большое значение для регулирования отдельных субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки и транспортировку опасных грузов на морском транспорте, буксировку и погрузочно-разгрузочные работы. Это обусловлено тем, что, таким образом, государство может осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства, соответствием организаций и индивидуальных предпринимателей, задействованных в данной сфере, основным требованиям и перекрывать доступ к рынку недобросовестных и ненадежных лиц, которые могут нанести непоправимый вред жизни и здоровью людей и окружающей среде.

Литература:

  1. Дворникова Е. Н. Состояние лицензирования отдельных видов деятельности на морском и речном транспорте // Вестник Волжской академии водного транспорта. № 48. 2016.
  2. Зливко А. П., Шальнева Е. И. Основные аспекты лицензирования на морском транспорте // Научная дискуссия: инновации в современном мире. № 12(55). 2016.
  3. Панамарева О. Н. Особенности осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на морском транспорте // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. № 1(5). 2010.
  4. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (в ред. от 10.08.2016) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» //Собрание законодательства РФ. 19.03.2012. N 12. Ст. 1416.
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. N97. 06.05.2011.
Основные термины (генерируются автоматически): морской транспорт, лицензирующий орган, функциональная деятельность, окружающая среда, наличие, разрешительный документ, транспортное средство, вид деятельности, копия бумаги, процедура лицензирования.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос