Административно-правовые аспекты лицензирования на транспорте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 13.02.2017

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Шмидт В. С. Административно-правовые аспекты лицензирования на транспорте // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 363-366. — URL https://moluch.ru/archive/140/39521/ (дата обращения: 15.11.2018).



В статье рассматриваются административно-правовые аспекты лицензирования на транспорте. Выделяются основные виды функциональной деятельности на транспорте, которые подлежат обязательному прохождению данной процедуры. Автор подробно расписывает основные требования, предъявляемые к соискателю лицензии. В заключении делается обоснованный вывод о роли и значении процедуры лицензирования для экономической сферы страны.

Ключевые слова: лицензирование, транспорт, соискатель лицензии, государственное регулирование, пассажирские перевозки, перевозка опасных грузов, буксировка, погрузочно-разгрузочная деятельность

Одним из эффективных методов влияния государства на экономические отношения выступает разрешительная политика, применяемая для регулирования отдельных видов функциональной деятельности субъектов хозяйствования. К ее ключевым разновидностям можно отнести процедуру лицензирования.

Следует отметить, что определить правовую природу лицензирования, разработать эффективный подход к совершенствованию совокупности правовых норм, регулирующих данную сферу, целесообразно в контексте рассмотрения административно-правового подхода. При этом можно выделить два блока лицензионного права, а именно [1]:

1) общая часть;

2) особенная часть.

Влияние первой группы распространяется на всю совокупность правоотношений, возникающих в связи с осуществлением лицензирования, и составляет основу для образования норм права и их практического применения в контексте особенной части. Данный блок объединяет базовые нормы лицензионного права, основные критериальные характеристики, позволяющие выделить субъектно-объектный состав данной процедуры, правовой статус участвующих лиц, сферу действия законодательства о лицензировании, правила действия разрешительного документа в пространственно-временном разрезе, разновидности лицензий, а также необходимые документы для ее оформления. Кроме того, сюда целесообразно отнести и вопросы, касающиеся порядка и сроков принятия решений о выдаче, переоформлении, приостановлении и аннулировании лицензии. Здесь же можно выделить нормы о формировании реестров выданных лицензий, их ведении, а также о порядке выдачи соответствующих сведений. Нельзя не отметить, и положения, регламентирующие лицензионную ответственность.

Особенная часть образует особый правовой сегмент в рассматриваемой области и затрагивает преимущественно регламентацию процедуры лицензирования отдельных видов функциональной деятельности.

Прежде всего, необходимо уточнить сущностно-содержательную характеристику процедуры лицензирования. Так, анализируя нормативные положения статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, можно сформулировать следующее определение: лицензирование представляет собой деятельность институциональных единиц, уполномоченных на выдачу, переоформление, временное приостановление действия, его возобновление, прекращение и аннулирование специального разрешительного документа, позволяющего хозяйствующим субъектам (организациям и предпринимателям) заниматься определенными видами функциональной деятельности. Кроме того, сюда относится формирование реестра выданных лицензий, его ведение, создание официального информационного ресурса общегосударственного значения, а также предоставление иных данных, связанных с вопросами лицензирования [8].

Рассматриваемый документ содержит список основных видов функциональной деятельности, занятие которыми требует получения разрешения от государства. В сфере транспорта такими видами деятельности являются следующие [5]:

 пассажирские перевозки внутренним водным, морским, воздушным, автомобильным (более 8 человек), железнодорожным транспортом;

 транспортировка опасных грузов внутренним водным, морским, воздушным, железнодорожным транспортом;

 погрузка/разгрузка опасных грузов на железнодорожном, внутреннем водном, морском транспорте, а также в морских портах;

 осуществление буксировки морским транспортом.

Примечательно, что каждый из перечисленных видов деятельности, подлежащих прохождению процедуры лицензирования в обязательном порядке, регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 05.05.2012 N 457; от 06.03.2012 N 193; от 02.04.2012 N 280; от 21.03.2012 N 221.

Далее рассмотрим каждый вид деятельности, предполагающий эксплуатирование различных видов транспортных средств, который подлежит прохождению процедуры лицензирования в обязательном порядке.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 содержит основные требования, предъявляемые к соискателю на получение разрешительного документа, который осуществляет свою функциональную деятельность по перевозке пассажиров и опасных грузов воздушным транспортом. К ним относятся следующие [4]:

 наличие сертификата эксплуатанта, который представляет собой официальный документ, предоставляющий право на осуществление воздушных перевозок и авиационные работы с учетом существующих в эксплуатационных спецификациях условий и ограничений. Он подтверждает соответствие авиакомпании основным требованиям, предъявляемым действующим российским законодательством и положениям, содержащимся в Чикагской конвенции международной гражданской авиации;

 наличие воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в достаточном количестве;

 соблюдение базовых правил перевозок пассажиров и грузов, а также основополагающих требований к их обслуживанию.

В ходе проведения подробного анализа Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 позволяет сформулировать следующие основополагающие требования, предъявляемых к лицу, намеревающемуся получить разрешительный документ:

 наличие морских транспортных средств, которые будут использоваться для осуществления конкретного вида лицензируемой деятельности, отвечающих базовым требованиям безопасности подобных объектов;

 наличие эффективной системы менеджмента безопасностью при эксплуатировании рассматриваемого вида транспортного средства;

 наличие судового плана с перечнем мероприятий чрезвычайного характера, направленных на борьбу с загрязнением нефтью и нефтепродуктами;

 наличие уполномоченного лица, который осуществляет контрольные мероприятия за соблюдением базовых требований по обеспечению необходимого уровня безопасности и воспрепятствование загрязнению окружающей среды (он должен работать на определенной должности (капитан, старший помощник капитана, старший механик) не менее 3 лет, иметь образование по определенным специальностям, а также аттестован в предусмотренном законом порядке на право занятия соответствующей должности);

 наличие свидетельства, предоставляющего законную возможность выхода в море под Государственным флагом России, свидетельство, подтверждающее право собственности на транспортное средство, мерительное свидетельство, включающее сведения об основных параметрах судна, классификационное свидетельство, свидетельство, содержащее информацию о грузовой марке, свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, пассажирское свидетельство, санитарное свидетельство о праве плавания, свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

 наличие соответствующих договоров, в которых предметом выступает личное страхование членов экипажей судов, в ходе осуществления ими своих служебных функций и обязанностей;

 наличие судового билета;

 наличие для судна, вместимость которого более, чем 1000, документа о финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб, возникающий в ходе загрязнения топливом;

 наличие договора личного и имущественного страхования пассажиров.

Помимо пассажирских перевозок и транспортировки опасных грузов Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 содержит положения, регламентирующие лицензирование деятельности, связанной с морской или портовой буксировкой морским транспортом, а также погрузки/разгрузки опасных грузов на внутреннем водном транспорте и морских портах. При этом, следует подчеркнуть, что лицензирование указанных видов деятельности предъявляет те же условия, что и для перевозки пассажиров и опасных грузов.

Ключевыми требованиями, предъявляемые к лицензиату, занимающемуся пассажирскими перевозками автомобильным транспортом, выступают следующие [6]:

 наличие помещений и специального оборудования, предназначенного для технического обслуживания и проведения ремонтных работ автотранспорта либо наличие договора, заключенного с организацией, предоставляющей соответствующие услуги;

 наличие водителей, трудоустроенных по трудовому договору или договору об оказании услуг (они должны обладать необходимой квалификацией и стажем работы, а также прошедших медицинское освидетельствование);

 наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности либо договора об оказании соответствующих медицинских услуг по проведению медосмотров до и после рейса;

 наличие транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

 использование транспортных средств, оснащенных техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

 использование транспортных средств, оснащенных специализированной аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

 соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ, включая организацию работы водителей с учетом требований безопасности дорожного движения, соблюдение режима труда и отдыха водителей, организовывать повышение квалификации трудящихся, анализ причин дорожно-транспортных происшествий и их устранение и др. [9]

Что касается требований, предъявляемых к соискателю, занимающемуся пассажирскими перевозками, транспортировкой и погрузкой/разгрузкой опасных грузов, то к ним относятся следующие [7]:

 соблюдение порядка и условий осуществления пассажирских перевозок;

 наличие железнодорожного подвижного состава и оборудования;

 наличие специализированного подразделения, ответственного за ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

 наличие работника, уполномоченного организовывать должным образом пассажирские перевозки;

 наличие сотрудника, занимающегося обеспечением безопасности движения и эксплуатированием железнодорожного состава, а также осуществляющий ведение учета происшествий и их подробный анализ;

Необходимо отметить, что административное законодательство содержит нормы, регламентирующие наказание за ведение деятельности без лицензии. Так, на основании статьи 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без разрешительного документа влечет наложение штрафа. При повторном нарушении штраф может быть назначен одновременно с конфискацией транспортного средства либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. В случае, если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность, связанную с использованием транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, также влечет за собой наложение штрафа. При этом отдельно законодатель оговаривает случаи грубого нарушения условий, для которых помимо штрафа может быть назначено временное приостановление деятельности [3].

Особое внимание следует уделить оценке эффективности деятельности государственных структур в сфере лицензирования. Следует подчеркнуть, что такая оценка носит как позитивный окрас, так и отрицательный. Данный факт внутренней природой и ключевыми задачами, которые стоят перед институтом лицензирования. С одной стороны, данная процедура призвана обеспечить безопасность перевозок, тем самым регламентируя допустимые параметры качества предоставляемой услуги. С другой стороны, излишние лицензионные требования препятствуют свободной деятельности субъектов рыночных отношений. Независимо от этого административный барьер имеет место в ряду факторов, непосредственно или опосредованно принимающих участие в формировании конъюнктуры рынка [2].

В заключении можно сказать, что нормативно-правовые основы лицензирования на транспорте могут устанавливаться исключительно на федеральном уровне. Такой подход свидетельствует о высокой роли и особом значении лицензионных правоотношений для государственного регулирования народнохозяйственных процессов.

Литература:

1. Братановский С. Н., Остапец О. Г. Административно-правовые аспекты лицензирования предприятий транспортного комплекса // Транспортное право. № 2. 2011.

2. Буровцев В. В., Мицук И. В. Институт лицензирования в аспекте формирования конкурентной среды в сфере железнодорожного транспорта // Проблемы современной экономики. № 1. 2008.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
  2. Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" // Собрание законодательства РФ. 14.05.2012. N 20. Ст. 2555.
  3. Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 (в ред. от 10.08.2016) «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» // Собрание законодательства РФ. 19.03.2012. N 12. Ст. 1416.
  4. Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 (в ред. от 14.09.2016) «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" // Собрание законодательства РФ. 09.04.2012. N 15. Ст. 1793.
  5. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 N 221 (в ред. от 16.11.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства РФ. 02.04.2012. N 14. Ст. 1629.
  6. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. N 97. 06.05.2011.
  7. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. N 245. 26.12.1995.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная деятельность, наличие, разрешительный документ, требование, транспортное средство, перевозка, особенная часть, морской транспорт, груз, государственное регулирование.


Похожие статьи

Государственное регулирование транспортной деятельности

Задачи регулирования транспортной деятельности: 1. Основные операции транспорта необходимо

Транспортная лицензия выдается, как правило, на каждое транспортное средство.

3. Контроль выполнения транспортными предприятиями требований...

Понятие и значение лицензирования на морском транспорте

морской транспорт, лицензирующий орган, функциональная деятельность, окружающая среда, наличие, разрешительный документ, транспортное средство, вид деятельности, копия бумаги, процедура лицензирования.

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор

Но стоит отметить наличие требований, которым должен соответствовать перевозчик для того, чтобы заниматься грузоперевозкой

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Шварц Х. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учеб. пособие.

Субъекты договора морской перевозки при осуществлении туристской деятельности.

Морская логистика и особенности морских перевозок

Морская логистика, то есть организация и обеспечение перевозки грузов морским транспортом, является такой специфической транспортной услугой, без которой в некоторых ситуациях большинству клиентов обойтись просто невозможно.

Лицензирование в сфере пассажирских автобусных перевозок как...

перевозка пассажиров, автомобильный транспорт, перевозчик, окружающая среда, наличие лицензии, лицо, лицензирование, государственное регулирование, вид деятельности, сумма штрафа.

Анализ состояния перевозок опасных грузов автомобильным...

Специфика логистики перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в РФ.

В случае перевозки «особо опасных грузов», перевозки в сложных дорожных условиях или же перевозки, выполняемой колонной, состоящей из более чем 3-ех транспортных средств от...

Состав административных правонарушений, совершаемых на...

В отечественной транспортной системе особая роль отводится воздушному транспорту, который выступает одним из основных видов транспорта, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок...

Совершенствование управления на транспорте

Автомобильный транспорт позволяет организовать высокую регулярность перевозок и сохранность грузов, сокращает время доставки

- несовершенство системы налогообложения; - наличие нерациональной структуры транспортных средств, высокая их изношенность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Государственное регулирование транспортной деятельности

Задачи регулирования транспортной деятельности: 1. Основные операции транспорта необходимо

Транспортная лицензия выдается, как правило, на каждое транспортное средство.

3. Контроль выполнения транспортными предприятиями требований...

Понятие и значение лицензирования на морском транспорте

морской транспорт, лицензирующий орган, функциональная деятельность, окружающая среда, наличие, разрешительный документ, транспортное средство, вид деятельности, копия бумаги, процедура лицензирования.

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор

Но стоит отметить наличие требований, которым должен соответствовать перевозчик для того, чтобы заниматься грузоперевозкой

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Шварц Х. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1966. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учеб. пособие.

Субъекты договора морской перевозки при осуществлении туристской деятельности.

Морская логистика и особенности морских перевозок

Морская логистика, то есть организация и обеспечение перевозки грузов морским транспортом, является такой специфической транспортной услугой, без которой в некоторых ситуациях большинству клиентов обойтись просто невозможно.

Лицензирование в сфере пассажирских автобусных перевозок как...

перевозка пассажиров, автомобильный транспорт, перевозчик, окружающая среда, наличие лицензии, лицо, лицензирование, государственное регулирование, вид деятельности, сумма штрафа.

Анализ состояния перевозок опасных грузов автомобильным...

Специфика логистики перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в РФ.

В случае перевозки «особо опасных грузов», перевозки в сложных дорожных условиях или же перевозки, выполняемой колонной, состоящей из более чем 3-ех транспортных средств от...

Состав административных правонарушений, совершаемых на...

В отечественной транспортной системе особая роль отводится воздушному транспорту, который выступает одним из основных видов транспорта, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок...

Совершенствование управления на транспорте

Автомобильный транспорт позволяет организовать высокую регулярность перевозок и сохранность грузов, сокращает время доставки

- несовершенство системы налогообложения; - наличие нерациональной структуры транспортных средств, высокая их изношенность.

Задать вопрос