В статье анализируются социальные характеристики спортивных комплексов, относящихся к категории многофункциональных. Рассматриваются различные факторы, оказывающие влияние на функционирование и развитие спортивных комплексов.
Ключевые слова: спортивный комплекс, спортивное сооружение, социальное управление, социальная система
В настоящее время становится очевидно, что для решения задач современной государственной политики в сфере физической культуры и спорта жизненно необходимо совершенствование модели менеджмента в существующих организациях физкультурно-спортивного профиля, обеспечение стабильного функционирования существующих объектов спорта и спортивных сооружений, и в первую очередь комплексных. Как показывает опыт, развитие спортивно-оздоровительной инфраструктуры наиболее результативно происходит именно в рамках современных многофункциональных спортивных комплексов (далее МСК), обеспечивающих условия для максимально удовлетворения потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
В соответствии с требованиями действующего общероссийского классификатора объектов спорта, можно выделить основные критерии, позволяющие отнести тот или иной спортивный объект к категории многофункциональных спортивных комплексов: наличие как минимум двух спортивных зон (спортивных сооружений) открытого или закрытого типа в любой комбинации для занятий физической культурой и спортом; наличие возможности проведения соревнований и занятий разнообразными видами спорта [1].
Однако по нашему мнению, многофункциональный спортивный комплекс представляет собой не просто архитектурный, инженерно-строительный объект, состоящий из нескольких спортивных сооружений. Под ним мы будем понимать особый вид социальных комплексов, то есть учреждений, представляющих собой сложную и многоаспектную систему, реализующую услуги в сфере физической культуры и спорта.
Как и любой другой социальный комплекс, спортивный комплекс обладает рядом обязательных характеристик, к числу которых относятся: «завершенность и целостность, ибо комплексом не может быть нечто, не имеющее четких границ; соединение всех аспектов жизнедеятельности в организованную систему (производства, транспортных коммуникаций, социальной сферы, информационного пространства); территориальная размещенность, так как любой комплекс охватывает определенное социальное пространство и имеет свою конфигурацию; сложность состава комплекса, его структуры, условий функционирования и развития, а также управления им; назначение и существование социального комплекса определяется, прежде всего, производством продукции, товаров или предоставлением услуг населению» [2, с. 135].
В современных условиях любой многофункциональный спортивный комплекс интегрирован в сложную сеть отношений, включая экономические, организационно-правовые, социально-педагогические, технико-эксплуатационные и т. д. Данное обстоятельство определяет необходимость применения системного подхода к исследованию спортивного комплекса как сложного социального объекта и одной из организаций сферы физической культуры и спорта.
С позиций системного подхода многофункциональный спортивный комплекс (как и любая физкультурно-спортивная организация) выступает, прежде всего, как относительно автономная социальная общность, совокупность людей с четко структурированной коллективной деятельностью и границами, существующая для достижения общих целей. Следует отметить, что сектор физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время представлен частными, государственными (муниципальными) и общественными организациями. Очевидно, что конечной целью коммерческой частной организации является обеспечение получения прибыли. Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные комплексы находятся либо в государственной (муниципальной) собственности, либо в собственности некоммерческих организаций (спортивных федераций и клубов, спортивных школ). В этом случае их целью является удовлетворение потребностей и спортивных интересов различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах. Деятельность спортивных комплексов «государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего — подрастающего поколения, а общественного сегмента — нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения» [3, с. 19].
Основным, системообразующим видом деятельности многофункционального спортивного комплекса является производство и предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, представляющих собой, как отмечает И. В. Шубарин, «такой вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей населения посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения специфических знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях в качестве зрителя» [4, с. 59].
По критерию взаимосвязи с окружающей средой многофункциональный спортивный комплекс можно рассматривать как открытую систему; по критерию изменения во времени как динамическую. Кроме того, современные спортивные комплексы (особенно коммерческие, ориентированные на рынок спортивных услуг) должны обладать такими свойствами систем как инновационность, гибкость, и адаптивность. Как отмечают С. С. Филиппов и Н. И. Антонова, гибкость в данном случае «проявляется в целом ряде показателей — во внутренней структуре, в кадровом обеспечении, в количественных и качественных результатах работы по предоставлению спортивных услуг и т. д.; адаптивность рассматривается как способность физкультурно-спортивной организации активно приспосабливаться к условиям изменяющейся социальной среды, а инновационность — как поиск и использование новых физкультурно-оздоровительных технологий, новых технических средств для занятий, современных подходов в менеджменте и др». [5, с. 145–148].
На развитие любого многофункционального спортивного комплекса оказывают воздействие различные внешние и внутренние факторы. Целесообразно разделить их на несколько групп по уровню воздействия: факторы макросреды (дальнего окружения); мезосреды (ближнего окружения); микросреды (факторы на уровне спортивного комплекса).
К числу факторов макросреды относятся различные экономические, политические, социальные факторы: уровень инфляции, доходов населения, общеотраслевой уровень спроса на физкультурно-оздоровительные услуги, наличие моды на здоровый образ жизни, направленность государственной политики в сфере физической культуры и спорта, объемы государственной поддержки отрасли, уровень налогообложения, изменения в нормативно-правовом регулировании отрасли и т. д.
Факторы мезосреды находятся в более близком окружении, что позволяет спортивному комплексу корректировать их негативное влияние и оказывать на них обратное воздействие. Данная группа факторов связана, прежде всего, с потенциальными и реальными потребителями, партнерами, конкурентами, вышестоящими организациями. К числу факторов мезосреды можно отнести востребованность услуг конкретного комплекса, удовлетворенность клиентов качеством и доступностью его услуг, информированность потенциальных потребителей о комплексе, его внешний имидж, конкуренцию, уровень цен на ресурсы и услуги сторонних организаций, регулирующее воздействие государственных и муниципальных органов.
Третью группу составляют факторы микросреды спортивного комплекса, связанные с его внутренним ресурсным потенциалом. По большому счету, именно они определяют возможности стабильного функционирования и развития спортивного комплекса. Посредством изменения конкретных показателей работы учреждение может воздействовать на негативные параметры микросреды и таким образом управлять своей устойчивостью. В данной группе факторов можно выделить несколько категорий: материально-технические, производственные, организационно-управленческие, финансово-экономические, кадровые, социальные, маркетинговые, информационные.
Динамика развития многофункционального спортивного комплекса как системы определяется совокупным воздействием экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих на него как негативное, так и позитивное влияние. При этом эндогенные факторы определяют потенциальные возможности организации к устойчивому развитию, а экзогенные характеризуют условия реализации данного потенциала.
В современном многофункциональном спортивном комплексе осуществляется сразу несколько видов социального управления: во-первых, это процессы административного управления (общее руководство комплексом, управление финансами, управление кадрами, персоналом, имиджем, маркетингом и т. д.); а во-вторых, это процессы профессионального управления в спортивной сфере (руководство спортивными клубами, командами, спортивными организациями, менеджмент спортивных мероприятий).
Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, к числу основных функций социального управления в современном спортивном комплексе относятся: планирование и организация спортивных соревнований, учебно-тренировочной работы, культурно-зрелищных мероприятий; управление финансовыми потоками комплекса, включая финансовый менеджмент, финансовое планирование, экономический анализ; техническое обслуживание и ремонт спортивных сооружений и зданий; маркетинговая деятельность по изучению физкультурно-спортивных потребностей и интересов различных категорий населения; деятельность по созданию позитивного имиджа комплекса (связи с общественностью, реклама); оптимизация оргструктуры управления спорткомплексом как сложным социально-педагогическим объектом; работа с персоналом комплекса, включая его подбор, расстановку кадров, обучение, мотивацию и стимулирование труда; менеджмент качества услуг, предоставляемых спортивным комплексом, в соответствии с международными стандартами [см. например: 5, 6].
В целом, можно констатировать, что независимо от формы собственности и конкретной организационно-правовой формы современный спортивный комплекс следует рассматривать одновременно как хозяйствующий субъект и специфический пространственно-физический объект, где непосредственно проводятся практические физкультурно-спортивные занятия, реализуется особый тип социального менеджмента, обеспечивающий текущую работу и развитие спортивного сооружения, осуществляется хозяйственная деятельность, обеспечивающая предоставление потребителю определенной категории услуг. Однако прежде всего любой крупный объект спорта, в том числе многофункциональный спортивный комплекс, характеризуется как особая социальная организация, коллектив сотрудников, выполняющих определенную социально-педагогическую деятельность по развитию спорта высших достижений и физическому воспитанию граждан, оказывающих физкультурно-спортивные и зрелищные услуги.
Литература:
- Классификатор объектов спорта. — Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/economy/5/1726/
- Сурмин Ю. П. Теория социальных технологий [Текст] / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков. — К.: МАУП, 2004. — 608 с.
- Шаруненко Ю. М. Проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации [Текст]: монография / Ю. М. Шаруненко. — Орел: Академия безопасности и выживания, 2014.
- Шубарин И. В. Организационно-экономический механизм развития услуг в сфере физической культуры и спорта [Текст]: дис. канд. экон. наук / И. В. Шубарин. — Екатеринбург, 2004.
- Антонова Н. И. Анализ коммерческой физкультурно-спортивной организации как социальной системы [Текст] / Н. И. Антонова, С. С. Филиппов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2012. — № 5 (87). — С. 145–148.
- Алешин В. Стадион как комплексный объект социального менеджмента [Текст] / В. Алешин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. междунар. конгр. М., 1998. — Т. 2. — С. 322–323.