Встатье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их определения и характеристики. Инновационный подход авторов заключается в обосновании специфики проектирования социально-культурного пространства в образовательном учреждении. Большое внимание уделяется его задачам, обосновывается зонирование. Также авторами рассматривается и анализируется успешный опыт проектирования социально-культурного пространства в условиях образовательного учреждения, созданного в соответствии с результатами исследования.
Ключевые слова: пространство, социально-культурное пространство, проектирование, социально-культурное проектирование, организационно-педагогический подход.
The article reveals the basic concepts of space, its elements and the design process. In addition, the modern conditions of designing a socio-cultural space are presented, namely: pedagogical and organizational, their definitions and characteristics are given. The authors' innovative approach is to substantiate the specifics of designing a socio-cultural space in an educational institution. Much attention is paid to its tasks, zoning is justified. The authors also consider and analyze the successful experience of designing a socio-cultural space in an educational institution created in accordance with the results of the study.
Keywords: space, socio-cultural space, design, socio-cultural design, organizational and pedagogical approach.
«Пространство» — это термин, повсеместно используемый во множестве различных контекстов. Формально, пространство — это система, состоящая из множества взаимодействующих субъектов, с установившимися между ними отношениями, определяемыми их функциональной спецификой.
«Социально-культурное пространство» специалистами определяется как: «сложная динамическая многоуровневая система, которая характеризуется наличием разнообразных подсистем, большим количеством элементов, агентов, связей, многонаправленностью коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные), сложностью информационных потоков» [5, С. 34]. Социокультурное пространство включает в себя множество различных элементов. В контексте проектной деятельности социокультурное пространство предполагает под собой образование, организацию и реализацию социально-культурных проектов. Так, например, культурно-досуговое пространство может быть образовано как часть всей структуры социокультурного пространства. Структура социально-культурного пространства представляет собой то, чем можно охарактеризовать и дать конкретное определение социально-культурному пространству и всем его составным частям. Это всегда уникальная и неповторимая совокупность элементов, которая характеризуется: многомерностью и непрерывностью, динамичностью и взаимодействием всех элементов одной структуры, разнообразием и изменчивостью. Структура социально-культурного пространства в рамках образовательного учреждения представлена как институт, обеспечивающий производство, сохранение и распространение культурных ценностей, а также создание и трансляция традиций и норм.
Школьные традиции выступают регулятором социально-культурной среды, регулирующий поведенческий спектр отношений между школьниками и педагогами, где предпочтение отдается тем или иным способам самовыражения, формируется характер совместной деятельности школьников и педагогов, формируются критерии оценки и способы разрешения возникающих конфликтов. Организационными элементами социально-культурной сферы образовательного учреждения могут быть музеи, библиотеки, клубы, педагогически целесообразные и социально значимые социокультурные мероприятия и акции (тематические вечера и встречи, конкурсы и смотры талантов), публичные лекции, научно-исследовательские конференции и реферативные выступления учащихся, факультативы и внеурочные занятия, культивирующие тот или иной образовательный профиль.
Проектирование — это процесс создания окончательного описания проекта, достаточного для его реализации в заданных условиях [5, С. 81].
В начале проектирования необходимо провести соответствующее исследование, сформировать необходимый пакет документов, включающий техническое задание, а также разработку самого проекта.
В образовательном учреждении проектирование социокультурного пространства осуществляется с помощью его обогащения духовно-нравственными образами и символами.
Значимые образцы для подражания способны задать идеал саморазвития, стать точкой отсчета в определении смысла жизни, помочь человеку понять свое профессиональное и личностное предназначение. В этой связи следует отметить важнейшую роль личности педагога, которую следует рассматривать как важнейший ресурс образовательной деятельности. Значительные возможности влияния на личность воспитанника ставит проблему высочайшей нравственной ответственности педагога — за то, какую духовность он созидает в себе и являет ее другим в образовательном пространстве коммуникаций. Важно понять, какие ценности и качества педагог должен транслировать в рамках образовательной деятельности. В формировании социокультурной среды жизнедеятельности, помимо педагогов, участвуют родители, гости учебного заведения, сами школьники.
В соответствии со всем вышесказанным, необходимо сказать о педагогических условиях, формирующихся в социокультурном пространстве образовательного учреждения. Они определяются как: «совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [3, С. 55].
Под педагогическим условием Н. М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2, С. 103]. В нашем случае это может быть реализовано на базе социально-культурного пространства образовательного учреждения.
В ходе анализа научной литературы по данной теме, можно с уверенностью сказать, что наибольший прогресс в усвоении духовно-нравственных ценностей школьниками возможен при создании соответствующих педагогических условий:
- Усвоение духовно-нравственных ценностей обучающимися должно организовываться с учетом их возрастных и психологических особенностей.
- При организации процесса усвоения духовно-нравственных ценностей необходимо использовать комплекс определенных средств, форм и методов с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков.
В то же время, помимо педагогических условий, в социокультурном пространстве образовательного учреждения осуществляются организационные условия. Под ними понимается создание организационно-педагогических, материально-технических, правовых и социально-психологических условий, необходимых для повышения эффективности педагогического процесса образовательного учреждения, построения рациональной структуры организационных отношений, реализации технологий в социально-культурной среде учебного учреждения в целом. Организационные условия включают в себя: создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; обучение умению слушать и слышать другого; развитие у обучающихся навыков общения в различных жизненных ситуациях; обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; обучение умению владеть собой в сложившихся обстоятельствах; развитие умения анализировать ситуацию; целенаправленное формирование у учащихся коммуникативных навыков.
Кандидат педагогических наук Т. И. Олыкайнен в исследовательской работе «Организация социокультурного образовательного пространства современной школы» пришла к следующему выводу, что «в настоящее время в рамках педагогического подхода к исследуемому процессу выделяется несколько направлений, отражающих культурный смысл среды-пространства, но характеризующих их с разных точек зрения:
- Выделяется совокупность следующих пространств: учебное, игровое, правовое, художественно-творческое и другие (деятельностный подход); социальное, образовательное, информационное, культурное и другие (социально-культурный подход).
- Пространство рассматривается как некая площадь, наполненная различными материальными объектами, символами, тем, что называется оформлением школы, интерьером.
- Пространство рассматривается как место функционирования и развития человека.
- Как место в социуме, где субъективно задаются множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности по социализации личности.
Организационно-педагогический подход в культурно-образовательном пространстве — это вся совокупность информационно-познавательных, социальных и духовно-нравственных факторов и условий, которые окружают школьника в процессе его обучения. Ее различные сегменты (художественный, историко-культурный, социально-психологический, духовно-нравственный), дополняя и компенсируя возможности учебной деятельности, в сумме обеспечивают более полное развитие личности и прежде всего, путем включения ее в различные виды деятельности — познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, творческую. Особая роль в применения организационно-педагогического подхода отражается в спортивной и художественной деятельности, выступающей эффективным средством саморазвития и самореализации личности (в том числе и средством профилактики разрушительных для личности способов и форм проведения досуга).
В настоящее время необходим высокий уровень развития социокультурного пространства образовательного учреждения, внешних связей, дополнительного образования. Важную роль в данном процессе играет социальный заказ, в котором объединяются потребности личности и семьи. Так как современная школа имеет огромное влияние на развитие общества, она становится центром согласования потребностей и интересов социума, формирования его культуры и возможности проектирования в нем социокультурного пространства.
Анализируя социальное окружение МБОУ лицея г. о. Лобня, территориальное расположение, социальный статус семей обучающихся, систему взаимодействия школы с различными организациями, решающими сходные задачи, можно прийти к выводу, что данное образовательное учреждение располагает возможностью создания социально-культурного пространства в нем. Важное значение имеет сотрудничество учебного учреждения (в большей степени библиотечного школьного центра) с такими городскими организациями, как: Детско-юношеская спортивная школа г. Лобня, Детская городская библиотека, Пожарная часть ОГПС ПЧ г. Лобня, Дворец детского и юношеского творчества «Планета талантов», а также Дворец культуры «Чайка». Совместно с данными организациями и библиотечного школьного центра организуются мероприятия спортивной, творческой и профилактической направленности. Концертные программы ко Дню матери, 8 марта, 9 мая. Конкурсы «А ну-ка девушки», «Осенний блюз». Профилактические мероприятия «Школа безопасности», «Тропа здоровья».
Реализуется дополнительное образование школьников, через кружки внеурочной деятельности. Это вокальные группы: «Серебряный родник», «Тынды-Рынды». Кружки спортивной направленности для учащихся всех возрастов: «Подвижные и спортивные игры», «Теннис», «Волейбол». Кружок для любителей выразительного чтения «Художественное слово».
Обучающиеся регулярно участвуют в библиотечных уроках различной направленности: «Мир без террора», «Детская беспризорность», «В мире профессий», «Есенинский балл», «Поговорим о толерантности» и др.
На базе школьного библиотечного центра действует любительское объединение «Свободный разговор» для учащихся 5–8 классов. Результатом успешного сотрудничества школы, ЦДТ и городской детской библиотеки можно считать достижения во всероссийских конкурсах детского литературного творчества «В стране сказок», «Герои великой победы», «Белая птица мира» и др. Завоевание призовых мест в районных конкурсах чтецов «Сюжет», «Живая классика».
Огромное значение для правильного развития школьника имеет здоровый образ жизни и занятия спортом, которые формируются в отдельное направление. Учащиеся образовательного учреждения принимают активное участие в Спартакиаде между Спортивно — досуговыми центрами, защищают честь родной школы и всего города на соревнованиях различного уровня. Успешно сдают нормы комплекса ГТО.
Стали традиционными экскурсии в Пожарную часть учащихся младшего звена. Сотрудники пожарной части проводят для ребят знакомство с современной техникой пожаротущения, рассказывают о быте пожарных, тренировках, проводят профилактические беседы по пожарной безопасности, принимают участие в открытых уроках по ОБЖ, Гражданской обороне, проводят профилактические беседы с родителями обучающихся на классных и общешкольных собраниях, обучают персонал школы пользованию первичными средствами пожаротушения. Работы учащихся школы ежегодно занимают призовые места на областном конкурсе детского творчества «Пожарам. Нет!».
Подвод итог, можно сказать, что цель работы МБОУ лицей г. о. Лобня в рамках социально-культурного пространства, на основе сотрудничества и использования педагогических ресурсов, имеет возможность обеспечить наиболее благоприятные условия развития обучающихся, высокий уровень самоопределения, адаптации школьников в современном социуме посредством установления нового типа взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой, доступной всем участникам образовательного процесса.
Необходимо заметить, что в рамках социально-культурного пространства меняются функции его основных составляющих. В частности, происходит расширение границ образовательной системы, обогащение функций самого процесса обучения, которое понимается не только как «промежуточный» социальный институт между школьными годами и взрослой жизнью, но как социально-культурная система, позволяющая обеспечивать культурную и личностную идентичность, способствующая социальной мобильности человека в обществе, а также профессиональной востребованности. Оптимизация социально-культурного пространства, как приоритет организационно-педагогических усилий образовательного учреждения соответствует и международным принципам образования, и его основополагающей гуманистической функции — формировать социально интегрированную и самореализующуюся личность, способную благополучно приспосабливаться ко всем необходимым условиям в современном мире.
При организации социокультурного пространства следует в полной мере учитывать интересы каждого субъекта образовательного процесса. Необходимо расширять диапазон социальных ролей его участников.
Следует учитывать, что на формирование социокультурного пространства образовательного учреждения влияет в целом вся система образования. В настоящее время для педагога оно представляет собой совокупность содержательных пространств его деятельности. Основываясь на социокультурном пространстве, легче анализировать и выстраивать педагогические ситуации, в которых прослеживаются качественная взаимосвязь между всеми участниками событий, находящихся в образовательном учреждении.
Литература:
- Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2006. — № 1(9). — С.18–23.
- Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М.. / Учебник для студентов пед. вузов Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 186 с.
- Олыкайнен Т. И. Организация социокультурного образовательного пространства современной школы./ Т. И. Олыкайнен // Автореф-т дисс.канд.псих.наук; -Красноярск; 2002. — [Электронный ресурс]; режим доступа: http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-sotsiokulturnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-sovremennoi-shkoly; дата доступа: 23.02.22г.;
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе /.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
- Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии: учебное пособие. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. — 250 с.
- Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / М-во общ. и проф. образования РФ. — СПб.: Планета музыки, 2009. — 541 с.
- Чижиков В. М., Культурная среда малых городов России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — No5. — С. 65–70
- Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. No 1 (26). С. 112–122.
- Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте- формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / Поднауч. ред. Т. Г. Киселевой, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2001. — Вып. 23. — С. 39–47.