Формирование среды для культурно-эстетического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 07.05.2020

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Таванчева, О. А. Формирование среды для культурно-эстетического образования / О. А. Таванчева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69698/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образовательную среду, просвещение и подготовку обучающихся в области культурно-эстетического образования. Намечены общие направления, предъявляемые к образовательной среде для культурно-эстетического образования.

Ключевые слова: культурно-эстетическое образование, система образования, развитие способностей, воспитание, искусство, дизайн-образование, художественное образование, архитектурное образование, искусство и культура, культура, дизайн, архитектура, изобразительное искусство, образовательная среда, средовое пространство.

Урбанизированная среда крупного города — среда, где происходит воспроизводство социального, культурного, научного, физического потенциала населения. В результате активных изменений развития общества городская среда стала развиваться стихийно и хаотично с вероятными изменениями культурных, духовных, эстетических ценностей. Это определяет новые «нормы» поведения и культурные ценности, высокую плотность предметно-пространственной среды, генерирования ее культурных смыслов, различных видов деятельности. В области культуры происходят изменения и присутствует нестабильность духовных и нравственных ценностей. Культура предполагает удовлетворение эстетических потребностей, приоритет общечеловеческих и гуманных ценностей, как потребность человека, гармонизация человека и общества. Негативное влияние отсутствия культурно-эстетического образования проявляются и в восприятии, реакциях, поведении, мотивации и т. д.

Исследованию вопросов культурно-эстетического образования посвящены работы Е. В. Савеловой, М. С. Кагана, В. А. Калашниковой и др., однако не исследованы требования, предъявляемые к образовательной среде.

Глобальная проблема культурно-эстетического образования заключается в сокращении передачи культурно-эстетического богатства, накопленной веками, которая несет великую образовательную ценность. Для того, чтобы шел процесс необходима соответствующая образовательная среда, интеллектуальное личное общение ученик-учитель, но и во взаимодействии учитель-учитель, ученик-ученик. Образование традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное), которое должно решать задачи просвещения, формировать мировоззренческие установки учащихся, социализации, инкультурации. Образование позволяет изучить исторические и современные формы социальной организации, регуляции и коллективной самоидентификации, основных ценностно — смысловых значений и др. [2, с 222]. Необходима среда для культурно-эстетического образования, позволяющая получать информацию и достаточно глубокие знания и умения, чтобы применять их в деле. Образование воспитывает как способность к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуальному активному восприятию сделанного другим. Образовательный процесс — это передача знания и умения, а добыча знания, создание нового знания и умения — это процесс функционального исследования. Культурно-эстетическое образование — междисциплинарная основа, включающая и искусство, и науки, требующая органичного синтеза образного и научного системного подходов [4].

Культурно-эстетическое образование важно приобретать при соответствующей организации средового пространства и образовательного процесса. Необходимо создание обучающей среды, включающую структуру, направленную на получение высоких результатов. Система культурно-эстетического образования должна включать целостность предметно-пространственной среды: целесообразность структур, гармоничную связь всех ее элементов, своеобразие, использование конкретной природной ситуации и т. п. Структура средового пространства культурно-эстетического образования должна включать пространство для деятельности, информационное и материальное оснащение, отвечающие инновационной деятельности, достаточный материальный фонд и средства обучения (учебники, натуральные объекты, учебные модели, муляжи, макеты, учебные таблицы, плакаты, экранные и экранно-звуковые средства обучения, диапозитивы, учебное видео, учебные видеозаписи, учебные приборы, установки, инструменты, лабораторные принадлежности и др.). Объемно-планировочное и архитектурно-композиционное решение культурно-эстетической среды следует проектировать, как правило исходя из функционального назначения этих помещений: учебные помещения, учебно-производственные мастерские и др. А также необходимо проектирование специализированной реакционной среды «площадки отдыха» для отдыха человека, восстановления его сил и возможностей после трудовой деятельности и т. д. разные формы «спокойного» незапрограммированного поведения (прогулка, созерцание, беседа и т. п.), что позволяет раскрепостить человека, улучшить его здоровье, повысить творческий потенциал [1, с 132].

Необходимо создать культурно-эстетическую ценность среды, которая позволит создать гармоничное пространство и решить основные экономические и культурные задачи. Такие изменения позволят удовлетворить требование вызвать у человека положительную эмоциональную реакцию (высокую эстетическую оценку), что является важным. Потому что такая целостная оценка, есть оценка с позиций культурного развития человека, при которой предмет эстетического отношения представляет перед ним не с одной стороны, а всесторонне. В настоящее время нет специализированных пространств для культурно-эстетического образования и среды для эффективной профессиональной подготовки учащихся, есть только разрозненные приспосабливаемые помещения. Дизайн среды является одним из перспективных направлений дизайнерского проектирования и нацелен на преобразование среды жизнедеятельности в контексте постоянных изменений [3, с 11].

Культурно-эстетическое образование — одна из основ образования и формирования личности, включающая взаимосвязь между материальной и художественной культурой, и духовным наполнением общества. Поэтому для развития современного общества, культурно-эстетическое обучение и воспитание являются важнейшими направлениями образования, которые являются неотъемлемой частью системы образования. Это позволит внести большой вклад в восстановление духовно-нравственной гармонии и будущим поколениям. Создание среды для культурно-эстетического образования позволит создать экологически-безопасную состоятельность, культурно-экологическую осмысленность, нравственность, духовность и общечеловеческие ценности.

Литература:

  1. Минервин, Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, Ефимов А. В. и др.. — М.: «Архитектура-С”, 2004. — 288 c. — Текст: непосредственный.
  2. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — 3. — 2015: Согласие, 2015. — 850 с
  3. Анисимов, Н. В. Проблемы городской среды в контексте развития мегаполиса / Н. В. Анисимов. — Краснодар.: КГИК // «Культурная жизнь Юга России”. — 2018. — № 1. — С. 11–14.
  4. Савелова Е. В. Проблемы художественно-эстетического образования в современной культуре // ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. — 2017. — № 1. — С. 20–24.
Основные термины (генерируются автоматически): культурно-эстетическое образование, образовательная среда, образовательный процесс, предметно-пространственная среда, пространство, система образования, ценность.


Похожие статьи

Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры

Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовател...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Формирование экологического сознания и культуры учащихся в процессе проектной деятельности

Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций. Оно предполагает формирование че...

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Проектирование одежды как способ формирования эстетической культуры школьников в рамках дополнительного образования общеобразовательных учреждений

В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает пози...

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Проектирование оздоровительно-образовательного пространства организации среднего профессионального образования

В статье рассматривается проблема проектирования оздоровительно-образовательного пространства в организациях среднего профессионального образования. Авторы концентрируют внимание на сущности и структуре понятия «оздоровительно-образовательное простра...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Похожие статьи

Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры

Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовател...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Формирование экологического сознания и культуры учащихся в процессе проектной деятельности

Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций. Оно предполагает формирование че...

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Проектирование одежды как способ формирования эстетической культуры школьников в рамках дополнительного образования общеобразовательных учреждений

В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает пози...

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Проектирование оздоровительно-образовательного пространства организации среднего профессионального образования

В статье рассматривается проблема проектирования оздоровительно-образовательного пространства в организациях среднего профессионального образования. Авторы концентрируют внимание на сущности и структуре понятия «оздоровительно-образовательное простра...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Задать вопрос