Формирование среды для культурно-эстетического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 07.05.2020

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Таванчева, О. А. Формирование среды для культурно-эстетического образования / О. А. Таванчева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69698/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образовательную среду, просвещение и подготовку обучающихся в области культурно-эстетического образования. Намечены общие направления, предъявляемые к образовательной среде для культурно-эстетического образования.

Ключевые слова: культурно-эстетическое образование, система образования, развитие способностей, воспитание, искусство, дизайн-образование, художественное образование, архитектурное образование, искусство и культура, культура, дизайн, архитектура, изобразительное искусство, образовательная среда, средовое пространство.

Урбанизированная среда крупного города — среда, где происходит воспроизводство социального, культурного, научного, физического потенциала населения. В результате активных изменений развития общества городская среда стала развиваться стихийно и хаотично с вероятными изменениями культурных, духовных, эстетических ценностей. Это определяет новые «нормы» поведения и культурные ценности, высокую плотность предметно-пространственной среды, генерирования ее культурных смыслов, различных видов деятельности. В области культуры происходят изменения и присутствует нестабильность духовных и нравственных ценностей. Культура предполагает удовлетворение эстетических потребностей, приоритет общечеловеческих и гуманных ценностей, как потребность человека, гармонизация человека и общества. Негативное влияние отсутствия культурно-эстетического образования проявляются и в восприятии, реакциях, поведении, мотивации и т. д.

Исследованию вопросов культурно-эстетического образования посвящены работы Е. В. Савеловой, М. С. Кагана, В. А. Калашниковой и др., однако не исследованы требования, предъявляемые к образовательной среде.

Глобальная проблема культурно-эстетического образования заключается в сокращении передачи культурно-эстетического богатства, накопленной веками, которая несет великую образовательную ценность. Для того, чтобы шел процесс необходима соответствующая образовательная среда, интеллектуальное личное общение ученик-учитель, но и во взаимодействии учитель-учитель, ученик-ученик. Образование традиционно делится на общее и специализированное (профессиональное), которое должно решать задачи просвещения, формировать мировоззренческие установки учащихся, социализации, инкультурации. Образование позволяет изучить исторические и современные формы социальной организации, регуляции и коллективной самоидентификации, основных ценностно — смысловых значений и др. [2, с 222]. Необходима среда для культурно-эстетического образования, позволяющая получать информацию и достаточно глубокие знания и умения, чтобы применять их в деле. Образование воспитывает как способность к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуальному активному восприятию сделанного другим. Образовательный процесс — это передача знания и умения, а добыча знания, создание нового знания и умения — это процесс функционального исследования. Культурно-эстетическое образование — междисциплинарная основа, включающая и искусство, и науки, требующая органичного синтеза образного и научного системного подходов [4].

Культурно-эстетическое образование важно приобретать при соответствующей организации средового пространства и образовательного процесса. Необходимо создание обучающей среды, включающую структуру, направленную на получение высоких результатов. Система культурно-эстетического образования должна включать целостность предметно-пространственной среды: целесообразность структур, гармоничную связь всех ее элементов, своеобразие, использование конкретной природной ситуации и т. п. Структура средового пространства культурно-эстетического образования должна включать пространство для деятельности, информационное и материальное оснащение, отвечающие инновационной деятельности, достаточный материальный фонд и средства обучения (учебники, натуральные объекты, учебные модели, муляжи, макеты, учебные таблицы, плакаты, экранные и экранно-звуковые средства обучения, диапозитивы, учебное видео, учебные видеозаписи, учебные приборы, установки, инструменты, лабораторные принадлежности и др.). Объемно-планировочное и архитектурно-композиционное решение культурно-эстетической среды следует проектировать, как правило исходя из функционального назначения этих помещений: учебные помещения, учебно-производственные мастерские и др. А также необходимо проектирование специализированной реакционной среды «площадки отдыха» для отдыха человека, восстановления его сил и возможностей после трудовой деятельности и т. д. разные формы «спокойного» незапрограммированного поведения (прогулка, созерцание, беседа и т. п.), что позволяет раскрепостить человека, улучшить его здоровье, повысить творческий потенциал [1, с 132].

Необходимо создать культурно-эстетическую ценность среды, которая позволит создать гармоничное пространство и решить основные экономические и культурные задачи. Такие изменения позволят удовлетворить требование вызвать у человека положительную эмоциональную реакцию (высокую эстетическую оценку), что является важным. Потому что такая целостная оценка, есть оценка с позиций культурного развития человека, при которой предмет эстетического отношения представляет перед ним не с одной стороны, а всесторонне. В настоящее время нет специализированных пространств для культурно-эстетического образования и среды для эффективной профессиональной подготовки учащихся, есть только разрозненные приспосабливаемые помещения. Дизайн среды является одним из перспективных направлений дизайнерского проектирования и нацелен на преобразование среды жизнедеятельности в контексте постоянных изменений [3, с 11].

Культурно-эстетическое образование — одна из основ образования и формирования личности, включающая взаимосвязь между материальной и художественной культурой, и духовным наполнением общества. Поэтому для развития современного общества, культурно-эстетическое обучение и воспитание являются важнейшими направлениями образования, которые являются неотъемлемой частью системы образования. Это позволит внести большой вклад в восстановление духовно-нравственной гармонии и будущим поколениям. Создание среды для культурно-эстетического образования позволит создать экологически-безопасную состоятельность, культурно-экологическую осмысленность, нравственность, духовность и общечеловеческие ценности.

Литература:

  1. Минервин, Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, Ефимов А. В. и др.. — М.: «Архитектура-С”, 2004. — 288 c. — Текст: непосредственный.
  2. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. — 3. — 2015: Согласие, 2015. — 850 с
  3. Анисимов, Н. В. Проблемы городской среды в контексте развития мегаполиса / Н. В. Анисимов. — Краснодар.: КГИК // «Культурная жизнь Юга России”. — 2018. — № 1. — С. 11–14.
  4. Савелова Е. В. Проблемы художественно-эстетического образования в современной культуре // ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. — 2017. — № 1. — С. 20–24.
Основные термины (генерируются автоматически): культурно-эстетическое образование, образовательная среда, образовательный процесс, предметно-пространственная среда, пространство, система образования, ценность.


Похожие статьи

Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры

Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовател...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Формирование экологического сознания и культуры учащихся в процессе проектной деятельности

Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций. Оно предполагает формирование че...

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Проектирование одежды как способ формирования эстетической культуры школьников в рамках дополнительного образования общеобразовательных учреждений

В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает пози...

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Похожие статьи

Требования, предъявляемые к образовательной среде в сфере культурно-эстетического образования по направлениям изобразительного искусства, дизайна, архитектуры

Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды для культурно-эстетического образования в системе основного образования по направлениям: изобразительное искусство, дизайн, архитектура. Автор рассматривает комплексный подход к образовател...

Системный подход к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

В статье представлена организация работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на уровне проектирования системного представления объекта — образовательного процесса в ДОО, который включает в себя компоненты структурирован...

Формирование экологического сознания и культуры учащихся в процессе проектной деятельности

Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций. Оно предполагает формирование че...

Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования

Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.

Проектирование одежды как способ формирования эстетической культуры школьников в рамках дополнительного образования общеобразовательных учреждений

В статье рассмотрены проблемы формирования эстетического отношения школьников к действительности. Сделан вывод о необходимости выявления новых педагогических условий, которые благоприятно влияют на эстетическое воспитание учащихся. Это оказывает пози...

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Задать вопрос