В статье рассматривается проблема проектирования оздоровительно-образовательного пространства в организациях среднего профессионального образования. Авторы концентрируют внимание на сущности и структуре понятия «оздоровительно-образовательное пространство» в современном образовательном процессе. Подчёркивается важность создания комфортной и развивающей среды, которая способствует не только обучению, но и укреплению здоровья. Обозначаются основные подходы к проектированию оздоровительно-образовательного пространства. Рассматриваются его особенности в организациях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: проектирование оздоровительно-образовательного пространства, организация среднего профессионального образования.
The article addresses the issue of designing a health-improving and educational space in secondary vocational education organizations. The authors focus on the essence and structure of the concept of «health-improving and educational space» in the modern educational process. They emphasize the importance of creating a comfortable and developmental environment that promotes not only learning but also health improvement. The main approaches to designing a health-improving and educational space are outlined. Its specific features in secondary vocational education institutions are examined.
Keywords: designing a health-improving and educational space, secondary vocational education organization.
В современном мире образование становится не только процессом передачи знаний и навыков, но и средством формирования здорового образа жизни. В связи с этим возникает проблема проектирования оздоровительно-образовательного пространства в организациях среднего профессионального образования.
Подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных молодых специалистов с высоким уровнем функционального состояния и здоровья является важной составной частью современного образования. В этой связи стратегическими задачами современной педагогической науки становится поиск новых форм и технологий укрепления и поддержания здоровья с помощью наиболее эффективного оздоровительно-образовательного пространства.
Особенностью современной стратегии оздоровления нации является формирование активной позиции населения в отношении заботы о собственном здоровье, физическом совершенствовании, работоспособности, перенос ответственности за собственный уровень жизни, физическое, психическое, социальное благополучие на конкретного гражданина [4].
Таким образом, проблема оздоравливающей среды учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом. Нормальное физическое развитие, функционирование органов и систем человека обеспечивает способность организма сохранять устойчивость к внешним факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.
Формирование оздоровительного пространства среднего профессионального учреждения в настоящее время, непосредственно связно с ухудшением состояния здоровья студентов, которое выражается в том, что от первого курса к выпускному повышается интенсивность симптомов болезней.
Оздоровительно-образовательное пространство представляет собой динамический процесс преобразования сценариев взаимодействия общественного и индивидуалистического сознания, преобразованный сценарий способствует построению качественных взаимоотношений между субъектами пространства.
Структура оздоровительно-образовательного пространства включает в себя следующие компоненты [1].
- Материально-техническая база: современные учебные помещения, оборудованные необходимой техникой и мебелью, спортивные залы, площадки для занятий физической культурой и спортом, медицинские кабинеты.
- Учебно-методическое обеспечение: программы и методики обучения, направленные на формирование здорового образа жизни, развитие физических качеств и укрепление здоровья.
- Кадровый потенциал: квалифицированные педагоги, психологи, медицинские работники, способные организовать и провести работу по формированию здорового образа жизни у студентов.
Для того чтобы выделить основные подходы к проектированию оздоровительно-образовательного пространства, необходимо исследовать термин здоровьесбережение с точки зрения научных подходов в различных областях знаний: педагогика, психология, медицина, социология и экология [3].
Педагогический подход рассматривает здоровьесбережение как часть образовательного процесса. Он включает создание программы обучения, нацеленной на развитие знаний о здоровом образе жизни, навыков физической активности, правильного питания и управления стрессом. Вовлечь молодёжь в процесс здоровьесбережения помогают проектная деятельность, тренинги и игры.
Психологический подход рассматривает мотивацию как ключевой аспект здоровьесбережения. Исследуются факторы, влияющие на выбор здорового образа жизни: самоэффективность, уверенность в своих силах и социальное окружение. Психологические тренинги и группы поддержки помогают сформировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.
Медицинский подход рассматривает здоровьесбережение как профилактику заболеваний, регулярные медицинские осмотры и вакцинацию.
Социологический подход изучает влияние семейных традиций, общественных норм, условий жизни и доступности ресурсов на формирование здоровых привычек.
Согласно экологическому подходу , здоровьесбережение связано с экологической устойчивостью. Уважение к природе и использование её ресурсов способствуют сохранению здоровья человека и планеты.
При проектировании оздоровительно-образовательного пространства необходимо учитывать следующие подходы [5].
- Структурный подход , где основное внимание уделяется организации пространства и его структуре. Подготовка зон для различных видов деятельности: учебные, игровые, оздоровительные. И учёт их логического расположения для обеспечения удобства передвижения и доступности.
- Блочно-иерархический подход предполагает разделение пространства на блоки (зоны) и установление иерархии между ними. Каждый блок может быть самостоятельной единицей, но при этом должен гармонично вписываться в общую структуру.
- Объектно-ориентированный подход акцентирует внимание на объектах (например, зданиях, помещениях), которые должны быть спроектированы таким образом, чтобы соответствовать специфическим функциональным требованиям. В этом контексте важно продумать, как каждый объект будет служить своей цели.
Проектирование оздоровительно-образовательного пространства в организациях среднего профессионального образования имеет свои особенности, связанные с возрастными характеристиками студентов, спецификой профессиональной подготовки и требованиями к организации образовательного процесса [2].
Возрастные особенности студентов среднего профессионального образования заключаются в том, что они находятся в периоде активного роста и развития, когда происходит формирование личности и профессиональных интересов. Поэтому оздоровительно-образовательное пространство должно быть направлено на развитие физических и психических качеств, формирование здорового образа жизни и профилактику заболеваний.
Специфика профессиональной подготовки заключается в том, что студенты получают профессию, которая требует определённых физических и психологических качеств. Поэтому оздоровительно-образовательное пространство должно способствовать развитию этих качеств и формированию профессиональной пригодности.
Требования к организации образовательного процесса в организациях среднего профессионального образования включают в себя соблюдение санитарных норм и правил, обеспечение безопасности студентов и преподавателей, а также создание условий для эффективного обучения. Поэтому оздоровительно-образовательное пространство должно соответствовать этим требованиям и обеспечивать комфортные условия для обучения и отдыха.
Таким образом, проектирование оздоровительно-образовательного пространства в организациях среднего профессионального образования способствует формированию здорового образа жизни, развитию физических и психических качеств студентов, а также повышению качества профессиональной подготовки [5].
Литература:
- Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Образовательная политика. 2007. № 6. С. 4–9.
- Дочкина Н. Л. Нормативные аспекты здоровьесберегающей деятельности в профессиональных образовательных организациях / Н. Л. Дочкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. –№ 13. С. 45–50.
- Золотухина И. П. К вопросу о сущности и содержании понятия здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения / И. П. Золотухина // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6. С. 37–38.
- Колбанов В. В. Основы педагогики здоровья: монография / В. В. Колбанов. — СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2019. 191 с.
- Пазыч Е. А. Здоровьесберегающий подход в образовательной среде колледжа / Е. А. Пазыч // Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей. 2015. № 4. С. 86–90.