Одной из важнейших тенденций развития в послевоенные годы было стремление к экономической, политической и военной интеграции. В ней нашли свое выражение объективно существующая историческая тенденция к интернационализации хозяйственной жизни, политики, науки, культуры, стремление народов к взаимному сближению и сотрудничеству. Экономические предпосылки интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создании крупных хозяйственных комплексов, деятельность которых выходила за пределы одной страны.
Французское правительство, желая модернизировать свою тяжёлую промышленность, поняло, как много предприятий на востоке Франции зависит от наличия больших запасов угля. Задача обеспечения стабильных поставок угля подтолкнуло его к идее формирования сообщества по урегулированию этого вопроса. Эта идея нашла своё выражение в, так называемой, «Декларации Шумана».
Автором «плана Шумана» был еще неизвестный широкой публике французский финансист Жан Монне, который в ходе своей длительной и блестящей международной карьеры приобрел уникальный опыт. Весной 1950 года он предпринял разработку плана, который претворился в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Монне был свидетелем многих неуспешных попыток объединить Европу и пришел к выводу, что идея создать полное институциональное здание является несбыточной мечтой. Если бы у идеи была реализация, то государства проявили бы такое жестокое сопротивление, что инициатива была бы обречена на неудачу. Успеха можно было только добиться, если бы было возможно определить несколько определенных целей, у которого есть весомое психологическое значение, и разработать механизм принятия решения, эффект которого поэтапно мог расширяться на другие области. Довольно интересным представляется отношение Монне к собственному плану не только как к понятию интеграционного процесса, но и как к событию психологическому и даже развивающему. Идея о потребности «изменить направленность умов», которые раньше пребывали в атмосфере status quo с точки зрения неравноправных возможностей даже на государственном уровне, не один раз просматривается в рассуждении Монне [1, с. 79].
Идея Монне могла стать действительностью, только если бы ее принял во внимание весомый политик. Текст был вручен министру иностранных дел Роберту Шуману, который немедленно заявил его соглашение с предложениями и начал осуществлять их.
9 мая 1950 года Министр иностранных дел Франции Роберт Шуман представил предложение объединить металлургическую, железную руду и угольные промышленности Франции и Западной Германии.
«Европу не получится создать в один момент или на основании одного единственного плана. Она будет строиться на основе конкретных достижений, с которых начнётся фактической солидарности. Объединение народов Европы требует ликвидации векового противостояния Франции и Германии. Все предпринимаемые действия должны затрагивать в первую очередь эти две страны. С этой целью правительство Франции предлагает незамедлительно предпринять действия в одной узкой, но решающей области» [2, с. 108].
В Декларации определяются принципы строительства будущего Европы: это не будет немедленно осуществлено; строительство будет постепенно выполняться, на основе определенных успехов, которые делают солидарность de facto.
- Довольно длительная конкуренция между Францией и Германией должна быть остановлена: новая объединение нации должно непосредственно коснуться Франции, Германии и в то же время стран, которые разделяют те же самые цели.
- Непосредственный шаг к достижению цели, имеющей, хотя лимитированные, но первостепенной важности решения, а именно, франко-немецкое производство угля и сталь, которое будет контролироваться Высшим руководством.
- Комбинация экономических интересов может увеличить уровень жизни людей и наметить путь к экономическому сообществу.
- Решения, принятые руководящими органами Сообщества, будут обязательны для всех стран, подписавших договор. Их участники независимы и назначены с общего согласия [3, с. 15].
Правительства Германии, Бельгии, Италии, Нидерландов и Люксембурга ответили согласием на выступление Роберта Шумана. Поскольку данное предложение ущемляло суверенные права государства, Великобритания не дала согласие на примыкание к подобной организации.
20 июня 1950 в Париже по инициативе Франции была созвана конференция под председательством Ж. Монне, которая была посещена Францией, Германией, Бельгией, Италией, Нидерландами и Люксембургом. На конференции была предоставлена возможность доработать предложенный план. Во время переговоров, во-первых, обсудили все организационные вопросы. Страны Бенилюкса, опасаясь господства Франции и Германии, предлагали разработать конкретные инструкции, которые устанавливали компетенцию управляющего органа и продолжительность деятельности. Во время обсуждения было решено об учреждении Верховного совета, который служил исполнительным органом. Нидерланды предложили образовать дополнительно Совет министров, который должен включать в себя представителей стран и давать согласие в особых случаях. Было также предложено установить судебный орган, чтобы решать споры.
Обсуждение текста Соглашения, разработанного Жаном Монне, было задержано на несколько месяцев дольше, чем первоначально ожидаемо. Высшему наднациональному органу — по проекту Монне, доверили широкий мандат: он должен был установить заработную плату и условия труда рабочих угольной и сталелитейной промышленности, чтобы гарантировать продажи продуктов и расширение рынка. Кроме того, его сфера компетенции должна была включать развитие и внедрение производственных программ, учреждение таможенных тарифов, предоставление кредитов предприятиям. Этот выбор вызвал критику от других участников переговоров. Италия и страны Бенилюкса были обеспокоены, что французы больше интересовались франко-немецким урегулированием, чем представлением их интересов. Поэтому Жан Монне должен был провести переговоры с каждой из стран-участниц отдельно. Люксембург, отрасли промышленности которого зависели от поставок сырья из Западной Германии, был удовлетворен тем, что его интересы будут представлены в Совете министров Высшим органом. Более трудно было получить согласие Бельгии, которая по традициям придерживалась принципов свободной торговли. После нескольких дней переговоров стороны пришли к соглашению об оплате подоходного налога на два процента в пользу бельгийских предприятий [4, с. 11].
Специальное предложение должно было быть сделано для Италии, представлявшей особый случай среди этих шести сторон в переговорах. Из-за отсутствия сырья и географической отдаленности из угольного металлургического комплекса Европы и конкурентоспособности промышленности, участие Италии в Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) могло означать снижение своей собственной сталелитейной промышленности, таким образом, Италия пошла на значительные уступки. Итальянским Промышленникам предоставили специальные тарифы и субсидии на импорте угля.
Однако с самыми большими трудностями французская делегация встретилась, обсуждая встречные предложения от Германии. Немецкий проект подготовился к конференции и содержал отличные от плана Шумана-Монне пункты. Идея наднационального контроля сохранялась, но основная цель ЕОУС состояла в том, чтобы возродить довоенные международные картели. Значительно увеличилась власть Совета министров в ущерб суверену. Созданы два новых органа — Верховный Суд и Генеральная Ассамблея. Верховный Суд имел право рассмотреть решения наднационального верховного органа, Общая Ассамблея имела право управлять его действиями. Германия также предложила уменьшить свои полномочия: Высшая власть не состояла в том, чтобы установить цены, одобрить производственную программу, чтобы участвовать в перспективном планировании или навязать правления честной конкуренции. Эти обязанности перешли в ассоциации производителей, названных Германией «региональные группы», но на самом деле картель.
Многие немецкие политики рассмотрели «план Шумана» как продуманный ход Германии, стремясь получать доступный по цене уголь из Саара и в то же время остановить восстановление сталелитейной промышленности в Руре. Но главная причина, которая вынудила представителей различных политических направлений подвергнуть сомнению мудрость интеграции со стороны именно национальных выгод Германии, состояла в неизбежности препятствования объединения двух частей страны.
Около года заняла работа над доведением проекта до стадии конкретного соглашения. И только 18 апреля 1951 г. был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали сроком на 50 лет. Он был утвержден шестью подписавшими его государствами, а 10 августа 1952 года его высший руководящий орган, председателем которого стал Ж. Монне, начал работу в Люксембурге [5, c. 32].
ЕОУС была создана, чтобы способствовать экономическому развитию, занятости населения, увеличения и повышения уровня жизни в государствах-членах посредством учреждения общего рынка для угля и стали. Создание ЕОУС позволило отменить тарифы на импорт и тарифы на экспорт и удалило количественные ограничения на перемещение товаров в соответствующих отраслях промышленности между участниками стран Ассоциации. К юрисдикции наднациональной структуры для управления угольной промышленностью и сталелитейной промышленностью были переданы финансы, инвестиции, производственная организация, регулирование конкуренции, цен и заработной платы.
Соглашение подчеркнуло ключевую роль Высшего руководящего органа, обеспеченного и законодательными и административными функциями. Высший орган состоял из 9 человек, которые были назначены в течение 6 лет национальными правительствами, но они были абсолютно независимы. В любом случае им запретили запрашивать или получать от национальных правительств инструкции.
Пять лет металлического производства в этих шести странах (увеличилось на 40 %) были ясным доказательством эффективности наднационального контроля и способствовали росту популярности в распределении процессов интеграции в других сферах европейской экономики [6, с. 26].
Пять коротких абзацев Преамбулы содержат принципы, которые вдохновили и продолжают вдохновлять сторонников объединения Европы:
«Считая, что сохранение мира на Земле возможно только благодаря творческим усилиям, которые по своему значению должны соответствовать угрожающей ему опасности;
Полагая, что вклад в цивилизацию организованной и возрожденной Европы имеет решающее значение для сохранения мирных отношений;
Признавая, что строительство Европы может быть осуществлено только посредством практических достижений, благодаря которым появится реальная солидарность;
Стремясь повысить уровень жизни и способность укрепления мира путем расширения основных отраслей производства;
Преисполненные готовности сменить вековое соперничество слиянием своих насущных интересов…» [3, с. 28].
Инновационные принципы, которые формируют основание первого Европейского сообщества, были действительно революционными. «Мир на земле», «практические успехи», «подлинная солидарность», «слияние существенных интересов», «сообщество» — являются ключевыми фразами, в которых приложен дух Сообщества и которые все еще служат источником вдохновения.
В план Шумана отображены 4 принципа, на который строится целое здание Сообщества.
- Превосходство институтов. Учреждение демократических институтов, которыми управляет закон и накопленный коллективный опыт. Монне часто цитирует швейцарского философа Анри Фредерика Амьеля, который сказал: «Каждый человек накапливает свой опыт самостоятельно, с самого начала. Одни лишь институты становятся мудрее: они накапливают коллективный опыт.» Чтобы построить отношения среди государств на мирной и демократической основе, избавиться от желания превосходства, преодолеть национализм, Сообщества проводило свою политику, и это Сообщество дало превосходные результаты и стало одним из самых больших достижений истории.
- Независимость органов Сообщества. Для выполнения функций учреждениями, им нужно назначить конкретизированные полномочия. Гарантии, которыми обладал Высший руководящий орган стран ЕОУС и которые углублены в существующие институты, разделены на 3 категории:
− Только правительство может одобрить назначение членов руководств, которые в свою очередь не должны придерживаться инструкций государств-членов. Служащие европейских учреждений также подчинены Сообществу.
− Автономия финансового состояния Сообщества обеспечивается налогами.
− Высший руководящий орган (как Комиссия сегодня) несет ответственность только перед Ассамблеей (теперь Европейский парламент), которая в свою очередь может вынести осуждение квалифицированного большинства.
- Межинституциональное сотрудничество. Вместе с верховным органом был сформирован Совет министров, роль которого была точно определена: его решения могут быть приняты большинством и не во всех случаях. Инициатором мог быть исключительно высший руководящий орган. Это важное право, которым обладает Комиссия, так как она своими предложениями может защитить интересы Сообщества. Эти четыре института действовали вероятнее на основе сотрудничества, а не подчинения. Каждый из них выполнял свои функции.
- Равенство государств. После того, как проблема представления государств в Совете была согласована, было необходимо решить проблему их относительного веса в Совете. Страны Бенилюкса и Италии, боясь быть в меньшинстве, учитывая их долю в полном производстве угля и стали, настояли на принципе равенства. Германия защитила принцип представления согласно отношению производства. Это естественно создало барьеры для согласия сторон. В итоге многих обсуждений был положен один из основных правовых принципов со всеми подразумеваемыми этическими нормами, которыми понятие Сообщества нашло свое полное значение — принцип полного равноправия государств.
В заключение хотелось бы отметить, что первыми 6 странами—членами ЕОУС была реализована функционалистская модель международной интеграции. Федералистские же попытки форсировать процесс политической интеграции оказались тогда неудачными. Поэтому началом процесса реальной европейской интеграции принято считать создание Европейского объединения угля и стали, в рамках которого государства–участники впервые на добровольной основе передали часть своих функций наднациональному органу. Самое важное достижение ЕОУС было формирование общего рынка (10 февраля 1953 — угольная и железная руда; 15 марта 1953 — железный лом; 1 мая 1953 — чугун и сталь; 1 августа 1954 — специальная сталь) [7, c. 278].
Соглашение предусмотрело обслуживание окружающих условий предприятий, гарантировав организованную поставку общему рынку, одинаковый доступ ко всем источникам производства всем потребителям, всеобщей политике ценообразования, выраженной в учреждении самых низких цен. Тем самым ЕОУС установила желание устранить все ограничения на национальной основе в сферах занятости в угольных и сталелитейных промышленностях относительно рабочих с национальностью государств-членов и у которых есть определённая квалификация. Рост производства ЕОУС (касательно стали) на протяжении первых 20 лет его существования был намного выше, и в то же самое время снижение производства угля и цен было гораздо ниже, по сравнению с другими достаточно развитыми странами Западной Европы. Развитие этих отраслей промышленности в 70-е и 80-е года в пределах ЕОУС совпадало с глобальным развитием.
Литература:
- Монне Ж. Реальность и политика. — М.: Московская школа политических исследований, 2001. — 347 с.
- Hans A. Schmitt. European Union: From Hitler to De Gaulle. — New York: Van Nostrand Reinhold Company, 1969. — 159 с.
- Европа: новое начало: Декларация Шумана, 1950–1990 гг.; Европа и проблема расширения /Редкол.: Ю. А. Борко (отв. ред.) и др. — М.: Междунар. изд. группа «Право», 1994. — 79 с.
- Бутл Р. Траблы с Европой. Почему Евросоюз не работает, как его реформировать и чем его заменить / Роджер Бутл; пер. с англ. Е. Лалаян. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. — 400 с.
- Борко Ю. А. От европейской идеи к единой Европе. — М.: Деловая литература, 2003. — 79 с.
- Терехина О. В. Европейский союз. Учебное пособие. — Казань: Казанский ун-т, 2013. — 115 с.
- Шемятенков В. Г. Европейская интеграция. — Казань: Международные отношения, 2003. — 400 с.