«Четырехлетний план» подготовки Германии к войне 1936-1939 гг. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. История отдельных стран

Опубликовано в

III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 09.05.2015

Статья просмотрена: 4685 раз

Библиографическое описание:

Медведев, Н. Н. «Четырехлетний план» подготовки Германии к войне 1936-1939 гг. / Н. Н. Медведев. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/7868/ (дата обращения: 18.12.2024).

Четырехлетний план был окончательно доработан в 1936 году правительством А.Гитлера. Главные цели плана сводились к подготовке армии и экономики к предстоящей войне с СССР. Но при этом А. Гитлер хотел разрешить с помощью данного плана и однобокий характер развития экономики, который начал проявляться с начала 30-х гг. и в последствии только усиливался это объяснялось тем, что шло усиление тяжелой промышленности, но одновременно происходил спад производства в мирных целях, естественно, это было обусловлено подчинением экономики милитаристским целям, которые начали воплощаться с момента прихода А.Гитлера к власти в 1933 году. Но за этот период стали происходить негативные черты, которые мешали этому осуществиться, это были остро проявившийся недостаток собственных ресурсов страны, а также нехватка средств на их закупку у других стран. Еще в 1935 году А. Гитлер выдвигает принципы достижения государством автаркии посредством «четырехлетнего плана», т. е. самообеспечения страны, а как это осуществлялось иногда и с утопическими решениями вы услышите в моем докладе.

При изучении материала мы опирались на труды таких историков как Германа Леонтьевича Розанова «Германия под властью фашизма», Василия Дмитриевича Кульбакина «Очерки новейшей истории Германии», Алексея Алексеевича Галкина «Германский фашизм» и др. Использовали сборник документов и материалов под редакцией германского историка Берна Бонвеча, особый интерес у нас вызвала книга воспоминаний Фрица Тиссена (крупный промышленник того времени) под названием «Я заплатил Гитлеру», в этой книге автор дает порой неожиданные оценки происходящим переменам в экономике того времени, при написании доклада я просто не мог не привлечь воспоминания Ялмара Шахта, одного из крупнейших финансистов Третьего рейха.

Итак, экономика фашистской Германии сталкивается с серьезными трудностями к концу 1936 года. Проводимая фашистами милитаризация не только не разрешила противоречий экономики Германии, а, напротив, привела к их дальнейшему обострению.

В 1936 году однобокий характер развития экономики еще более усилился. Отрасли, работавшие на войну, значительно превзошли уровень 1929 года, с каждым годом все большая часть национального дохода шла на непроизводительные военные цели. Относительно низкий уровень экспорта, обусловленный перекачкой всех средств в военную промышленность, приводил к тому, что не на что было закупать сырье для той же военной промышленности.

26 мая 1936 г. на заседании правительственного органа — «исследовательского комитета по сырью» указывалось, что в стране имеются запасы сырья лишь на один-два месяца (в начале 1934 г. их хватало на пять-шесть месяцев). Бензина оставалось на девять недель, дизельного топлива — на шесть недель.

В этой обстановке финансово-промышленные группы, определявшие политику фашистского правительства используют фашистский государственный аппарат для нового нажима на трудящихся в целях скорейшей подготовки армии и экономики в войне. Идея этого плана возникла еще осенью 1935 года.

На ряде совещаний, состоявшихся весной и летом 1936 года с участием фашистских руководителей и представителей ведущих концернов, было согласовано, что новая программа будет осуществляться под флагом достижения автаркии, то есть ликвидации экономической зависимости Германии от мирового рынка, прежде всего в области снабжения сырьем.

Это было понятно еще из меморандума А. Гитлера о «четырехлетнем плане» летом 1936 года. Из него стало ясно, что Германия главной своей целью ставит подготовку войны против большевизма, т. е. против СССР. Поэтому надо было мобилизовать все силы страны для создания «первой армии мира по структуре, по вооружению, и, прежде всего, по духовному воспитанию…». Конечно, для этого требовалось осуществлять и экономическую подготовку, что и происходило. В своей речи А. Гитлер выдвинул принципы автаркии, страна должна была за время «четырехлетнего плана» политически и экономически самоутвердиться, а где возможно и полностью обеспечить саму себя продукцией, не прибегая к импорту: «Я считаю необходимым, с железной решимостью достичь в отраслях, где это возможно, 100 %-ной самообеспеченности…».

На основе требований монополий в августе 1936 года была сформулирована так называемая «памятная записка» Гитлера о «четырехлетнем плане». Цель плана определялась следующим образом:

1.      Немецкая армия должна быть в четыре года готова к действию.

2.      Немецкая экономика должна стать за четыре года готовой к войне

В памятной записке констатировалось, что экономика фашистской Германии не в состоянии справиться старыми средствами с задачей увеличения добычи сырья. В Германии не имеется необходимых запасов стратегического сырья для будущей войны. «Окончательное решение» всех проблем немецкой экономики, заявил Гитлер, «лежит в завоевании жизненного пространства», то есть в войне. Поэтому любой ценой необходимо подготовить к ней экономику.

8 сентября 1936 г. на очередном съезде нацистской партии в Нюрнберге Гитлер, публично сообщив о «четырехлетнем плане», подчеркнул, что реализация его потребует новых величайших жертв от народных масс страны.

Для проведения в жизнь мероприятий по «четырехлетнему плану» громоздкий бюрократический аппарат созданный в первые годы нацистской диктатуры, был еще более раздут.

Геринг был назначен «генеральным уполномоченным по четырехлетнему плану» с задачей поставить все экономические силы на службу подготовки и ведения войны. Функция Г.Геринга заключалась в том, чтобы использовать фашистский государственный аппарат и свою власть заместителя А. Гитлера в правительстве для «проталкивания» решений специального органа монополий, созданного при «генеральном уполномоченном» — «генерального совета по четырехлетнему плану».

В интересах монополий активизировалась деятельность и ранее созданных органов. 4 сентября 1938 г. под руководством Геринга как «постоянного представителя фюрера» начал работу «имперский совет обороны», образованный еще в 1934 году. Его целью являлось «примирение противоречивых интересов» отдельных монополий, что свидетельствовало об обострении их борьбы за сырье, рабочую силу, государственные субсидии.

17 декабря того же года А. Гитлер и Г. Геринг провели совещание в помещении «Дома прессы» бывшего рейхсрата, на котором присутствовало 80—100 представителей ведущих военных концернов. Разъясняя «четырехлетний план», фашистские лидеры прежде всего заверили собравшихся монополистов, что план означает всемерное усиление гонки вооружений. На этом же совещании они также заверили монополистов, что «четырехлетний план» означает усиление финансовой и иной помощи военным концернам. «Вопрос об издержках производства не играет роли. Лучше иметь свою дорогую резину, чем по дешевке покупать чужую», — так была сформулирована в угоду монополиям финансовая сторона «четырехлетнего плана».

16 июня следующего года на новом совещании монополистов Геринг заявил «стальным королям», что необходимо в кратчайший срок форсировать производство черных металлов в Германии независимо от того, сколько это будет стоить. Фирма Круппа, все капиталовложения которой в 1935 году не составляли и 9 млн. марок, немедленно вкладывает 116,9 млн. марок в строительство крупнейшего танкового завода, 23 млн. марок — в строительство завода синтетического бензина в Ван-Эйкеле и еще 141 млн. марок — в строительство второго танкового завода.

В результате совместных усилий государственных органов и крупных финансово-промышленных компаний началось ускоренное строительство вооруженных сил. К 1937 году в Германии вступило в строй более 300 военных заводов, в том числе: 55 авиационных, 45 автомобильных и танковых, 70 химических, 15 военно-судостроительных и т.д. Если в Германии было выпущено 13 самолетов, то в 1933 году -368, а в 1939 г.-8295.

Так если расходы на вооружение в Третьем рейхе в 1934 году составляли 4,2 млрд. рейхсмарок, то в 1938 году они составляли уже 17,2 млрд.

Доля расходов на продукцию военной промышленности во всех военных расходов составляла около 30 %. Это означает, что за 1933-1939 гг. стоимость непосредственно военной продукции немногим превысила 14 млрд. рейхсмарок, то есть была равна только 6-7 % общей стоимости промышленной продукции Германии. Полученный результат соответствует доле военной промышленности в общем потреблении стального проката.

Таким образом, реализация «четырехлетнего плана» накануне войны с англо-американской помощью привела к тому, что по ряду наиболее важных показателей Германия не только догнала, но и перегнала страны Европы. Так тяжелая индустрия в своей основе была восстановлена еще до прихода Гитлера к власти, это давало возможность фашистской клике делать все больший упор на развитие военных отраслей промышленности.

К 1939 году удалось несколько оживить экономику, но это касалось, прежде всего, отраслей военного производства и тяжелой промышленности. Так, значительно возрос немецкий экспорт на 23 % и обеспечил Германию валютой на сумму в 150 млн. марок. Но государственный долг по-прежнему увеличивался. В 1938 г. он достиг астрономической цифры в 42 млрд. марок.

Согласно американским подсчетам, производство вооружения в Германии в 1939 г. примерно вдвое превышало англо-американское (подсчитано по внутренним ценам США периода 1944 г.), с другой стороны, оно едва ли превышало производство вооружения СССР.

Принятая четырехлетняя экономическая программа привела к ускоренному развитию новых отраслей и технологий, в первую очередь в производстве целлюлозы, пластмасс, вискозы, кожзаменителей. В то же время крайне мало внимания уделялось выпуску товаров массового спроса.

Однако реализация плана с неимоверным нажимом на военное производство и достижение автаркии не могли не проходить без целого ряда проблем, возникших из-за этого:

Первая из них — это сырьевая проблема.

В целом проблема сырья для промышленности Германии и в 1938-1939 гг. ни в коей мере не была решена. Запасы сырья поддерживались обычно на уровне 3-6 месячной потребности.

Вторая проблема — это эксплуатация. Составной частью «четырехлетнего плана» являлось не только усиление эксплуатации, но и введение принудительного труда. Так 22 июня 1938 г. последовало распоряжение Геринга о полной милитаризации рабочей силы. К 1937 году средняя продолжительность рабочего дня возросла на 11 % по сравнению с 1932 годом (фактически рабочий день составлял 10-12 часов).

Третья проблема — рост безработицы. Формально в Германии на тот период ее практически не было, однако, в мае 1935 года число безработных составляло 2151 тыс. человек. В течение первых двух лет часть безработных получила временную работу, но положение этих людей мало чем отличалось от положения безработных, так как они получали не заработную плату, а благотворительное пособие.

Четвертая проблема- ухудшение продовольственного снабжения. Происходило сокращение закупок за границей продовольствия, товаров широкого потребления и сырья, необходимого для их изготовления. Если в кризисном 1932 году Германия все же закупила 4,4 млн. т. продовольствия, то в 1934 году эта цифра сократилась уже до 3,2 млн. т., а в 1935 году — до 2,9 млн. т.

Пятая проблема — это расширение сети трудовых и концентрационных лагерей. До начала второй мировой войны более 2,5 млн. юношей и около 300 тыс. девушек прошли через трудовые лагеря, где они использовались для строительства стратегических автострад и пограничных укреплений.

Заключенные в тюрьмах с 1938 года выполняли принудительные работы военного назначения, не получая за это никакой платы.

Шестая проблема- применения террора. Неотъемлемой частью плана являлось усиление кровавого террора против всех противников фашистской диктатуры, проведение террористических мероприятий, чтобы запугать широкие народные массы и не допустить массовых выступлений против гитлеровцев.

Подводя итог, можно отметить, что осуществление четырехлетнего хозяйственного плана привело не только к установлению контроля нацистской партии над экономикой и рабочим классом, но и к усилению уже ранее наметившейся тенденции к созданию крупнейших промышленных концернов.

Осуществление «четырехлетнего плана» раскрыло и некоторые утопические черты хозяйственной политики гитлеровцев. Западногерманский экономист Биркенфельд писал, что «четырехлетний план был, пожалуй, самым ярким выражением той безграничной переоценки экономических возможностей Германии, в которую постоянно впадало национал-социалистической руководство». Ф. Тиссен всегда изумлялся, почему четырехлетний план назывался «планом». Что-то подобное излагал и Я. Шахт, он всегда рассматривал «так называемый план» как продолжение своих идей и начинаний, он прямо пишет в своей книге «Главный финансист Третьего рейха», что четырехлетний план не выдвинул ничего нового — он просто наладил прежние производства в широких масштабах.

С каждым месяцем экономика фашистской Германии не только не стабилизировалась, а запутывалась в новых противоречиях. В этих условиях гитлеровцы активизировали свои усилия по развязыванию войны.

 

Литература:

 

1.      Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и матералы. В 2 т.Т. 1. Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе. 1933-1941 гг./ В.И.Дашичев. — М.: Наука, 1973.- 768 с., стр. 315

2.      Ю.В. Галактионов, История Германии т. 2.От создания Германской империи до начала XXI века/под ред. Б.Бонвеча., М,. 2008, с.233

3.      Кульбакин В.Д Очерки новейшей истории Германии/В.Д.Кульбакин. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. -669 с., С. 350

4.      Смирнов Г.В. Как ковался германский меч. Промышленный потенциал Третьего рейха/ Г.В. Смирнов, В.М. Шаститко. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.- 608 с., стр. 24

5.      Г.Л. Розанов, Германия под властью фашизма (1933-1939 гг.), М., 1964, стр. 173

6.      Патрушев А.И. Германия в XX веке/ А.И. Патрушев. — М.: Дрофа, 2004.- 432 с., стр. 202-203

7.      Шахт Я. Главный финансист Третьего рейха. Признания старого лиса. 1923-1948/Пер. с нем. Л.А. Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2011.-511 с., С. 362

8.      Из меморандума Гитлера о четырехлетнем плане (лето 1936 г.)//Сборник документов и материалов по истории Германии Т.3/Под общ. ред. Б.Бонвеча.- М.: КДУ, 2008., стр. 382

9.      Расходы на вооружение в Третьем рейхе (1934-1943 гг.)//Сборник документов и материалов по истории Германии Т.3/Под общ. ред. Б.Бонвеча.- М.: КДУ, 2008., стр. 403

Основные термины (генерируются автоматически): четырехлетний план, военная промышленность, Германий, фашистская Германия, экономика, военное производство, нацистская партия, немецкая экономика, рабочая сила, тяжелая промышленность.