После Первой мировой войны, закончившейся победой Антанты и полной капитуляцией Тройственного союза, на Германию, оказавшейся в рядах проигравших, свалились самые разнообразные беды и невзгоды: свержение монархии, противостояние социал-демократов и коммунистов, подписание Версальского мира, который возложил на итак истощенную экономику уже Веймарской республики непосильные контрибуции. В общем, на протяжении примерно 15 лет, после проигрыша в войне, Германию постоянно потрясали всевозможные путчи, забастовки, восстания, не говоря уже о постоянной несогласованности действий органов управления страной и ее раздробленность. Гитлер и его сторонники «с легкостью нашли козла отпущения — конечно же, евреи! В этом убеждении молодая партия нацистов опиралась на «многовековой антисемитизм» [1].
Исторический опыт показывает, что, хотя изначально само явление антисемитизма имело отношение лишь к европейской цивилизации, то по ходу развития истории оно лишь получало большее распространение, основываясь в основном не на расовой принадлежности народа, а на его вероисповедании. К середине XIX века французским дипломатом и социологом Жозефом Артуром де Гобино был сделан акцент на низости евреев перед арийцами, как расы. В 1879 году немецкий публицист Вильгельм Марро в своем памфлете «Путь победы германства над еврейством» впервые вводит понятие «антисемитизма», взамен использовавшихся ранее «антииудаизма» и «юдофобии», что так же демонстрирует серьезный перелом в отношении общества к евреям и переход к восприятию их как нации, а не религиозного общества.
С самого начала нацисты заявляли, что их ненависть к евреям, основана на строго научных фактах: «Мы боремся с ними, потому что их деятельность вызывает расовый туберкулез у народов» — гласит один из нацистских плакатов, вышедший в 1920 г. Мы уверены в том, что выздоровление может наступить только после того, как эта бацилла будет уничтожена» [1, c.5]. И на фоне всех этих явлений в 1933 г. на пост рейхсканцлера Германии становится человек, поддерживающий нацистскую идеологию расового превосходства арийской нации над остальными людьми, Адольф Гитлер. Причиной ненависти Гитлера к еврейскому народу, стала та самая идея «всемирного еврейского сговора», из-за которого Германия, якобы, проиграла в Первой Мировой Войне, и была вынуждена подписать унизительный по всем статьям Версальский договор. Этой идеи придерживались не только Гитлер, но и многие другие высшие партийные и государственные деятели, такие как Гесс, Гимлер, Гериг, Гейдрих и т.д.
Первые антисемитские и националистические тезисы, продвигаемые Гитлером и его окружением в общество, можно найти в программе национал- социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), написанной в 1920 году. Уже тогда Гитлер начинает распространять идею Великой Германии, построенной за счет объединения всех немцев, и лишения германского гражданства людей иных рас, при этом делая особенный акцент на евреях. Красной нитью в программе рабочей партии звучит подтверждение этой теории. Программа НСДАП была переполнена подобными лозунгами: «Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к германской нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо религиозной принадлежности. Ни один еврей не может быть отнесен к германской нации и являться гражданином Германии»; «Мы требуем свободы всем религиозным вероисповеданиям в государстве до тех пор, пока они не представляют угрозы для него и не выступают против морали и чувств германской расы. Партия как таковая стоит на позициях позитивного христианства, но при этом не связана убеждениями, с какой-либо конфессией. Она борется с еврейско-материалистическим духом внутри и вне нас и убеждена, что германская нация может достигнуть постоянного оздоровления внутри себя только на принципах приоритета общих интересов над частными»; «Право избирать и быть избранным должно принадлежать исключительно гражданам Германии» [2].
Этот документ показывает, что национал-социалисты в своей программе делают яркий акцент именно на немецкой расе, как на первоочередном гаранте государственности и единства людей, проживающих в нем, а также зацикливают государственные интересы в первую очередь на обеспечение потребностей ее граждан, то есть людей арийской нации. «Мы требуем, чтобы государство обязалось в первую очередь заботиться о возможностях для работы и жизни граждан Германии. Если невозможно прокормить все население государства, то лица чуждых наций (не граждане государства) должны быть высланы из страны» [2].
Также делали особый акцент на необходимости национализации германской прессы, поскольку считали, что такой важный инструмент влияния на общественность не мог находиться в руках «неарийцев». Это давало бы им возможность массово доводить до граждан мысли, противоречившие проводимой государством политики и оспаривавшие ее.
Помимо этого указа, в период с 1933 по 1938 года германских руководством было принято порядка 350–400 законов, так или иначе ограничивавших еврейское население в общественной жизни. В итоге, к началу Второй мировой войны положение евреев в Третьем Рейхе было сравнимо с положением касты «неприкосновенных» в древней Индии: они были лишены как германского гражданства, так и многочисленных прав. Евреям со временем перекрыли доступ к таким важным структурам, как медицина, образование, наука, спорт, так же были законодательно запрещены смешенные браки между арийцами и людьми неарийской расы (подразумевая в основном евреев). Во всех учебных заведениях были введены пропорции допустимого количества обучающихся в них неарийцев в процентном соотношении. Так считалось, что допустимым процентом евреев является 5 % от общего числа обучающихся.
«Ариизации» подверглась даже сфера сельского хозяйства и занятые в ней рабочие. Отталкиваясь от теории «крови и почвы», правительство требовало от всех крестьян доказательства их принадлежности к арийской расе.
В 1935 г. произошел во многом судьбоносный для евреев Германии съезд национал-социалистической партии в Нюрнберге. На котором была принята важная поправка к закону о гражданстве, содержавшая в себе определение, кто считается евреем, а, так же установлены категории лиц с еврейской кровью:
«Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровные евреи... Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке [3]».
В итоге к 1938 г. ненависть к евреям становится уделом не только правительства Третьего Рейха, но и остального населения Германии. Косые полные ненависти взгляды, отношение как к второсортному материалу и издевательства. Вот что подарил Нюрнбергский процесс «неарийцам». Апогеем общенародной ненависти к евреям стала «Хрустальная ночь», когда было сожжено порядка 1000 синагог и разбиты витрины всех еврейских магазинов. Помимо этого, было убито около 400 евреев, а почти 30 000 заключены в тюрьмы и концлагеря.
Итогом стало то, что практически половина проживавших тогда на территории Германии евреев покинули страну. Нацистская Германия в плотную подошла к «окончательному решению еврейского вопроса». Если до 1941 г. под «окончательным решением» подразумевалось лишь полное очищение Европы от евреев, путем высылки их либо на восток, либо на территорию Африки, то уже в 1942 г. оно имело за собой значение полного физического истребления еврейской расы на всех территориях, куда только могла дотянуться «рука нацизма».
Первым ярко выраженным действием против евреев стало создание в 1939 г. на подконтрольной Германии территории Польши нескольких гетто, куда свозили сначала всех польских евреев, а после сентября 1941 г. и евреев Германии.
Следует заметить, что в период поиска решений данного вопроса, Эйхман выдвигал идею деления Польши на три части, одна из которых, западная, должна была стать Новым Рейхом, где и предполагалось разместить прибывающих немцев, вторая отводилась бы для поляков, а третья — для евреев. План был достаточно амбициозен, и по началу был принят, однако после начала его реализации возникли серьезные проблемы логистического характера. Поскольку все три транзакции по перемещению поляков, немцев и евреев проводились одновременно, образовалась непреодолимая сумятица, из-за которой от плана отказались и поделили Польшу лишь на две части, одна из которых стала немецкой, Новым Рейхом, а вторая получила название Генерал-губернаторства и была населена поляками и евреями.
Гетто стали особой трагедией еврейского народа. Это произошло не только из-за того, что условия жизни там сводили к невыносимым, но и потому, что во многих случаях они становились прямой дорогой к лагерям смерти, таким как Треблинка, Белжец, Собибор, Освенцим-Биркенау и т. п.
Лагеря смерти были не только местом массового уничтожения людей. Именно там были разработаны многие техники подавления воли и личности человека, применяемые впоследствии во всех фашистских лагерях на территории Европы. Вариативность преступлений и бесчеловечных преступлений, совершаемых по отношению к узникам поражала. Таким образом, спустя пару месяцев совершенствования орудия «окончательного решения», нацисты быстрыми темпами начали наращивать процесс массового убиения людей.
В целом жертвами истребительской политики Третьего Рейха в период с 1939 по 1941 гг. стали миллионы невиновных людей. А если говорить конкретно о геноциде евреев, ставшего в годы войны наиболее масштабным, то политика и резкость позиции руководства Германии с 1933 по 1942 гг. претерпевала ряд реконструкций, связанных со многими причинами. В период прихода Гитлера к власти это был вопрос создания единого общества в государстве. Данная задача германским руководством была выполнена с помощью создания общегосударственного врага, в лице еврейской расы, что стало для немцев одним из сплачивающих факторов.
Во время начала Второй мировой войны, когда в Германию хлынул поток этнических немцев, перед правительством встала уже иная задача — расселения новоприбывших. И вновь пострадавшей стороной сначала оказались около 3,5 миллионов польских евреев, а в последствии и полмиллиона евреев Германии. Все их имущество включая недвижимость и предприятия были отобраны у них и переданы в руки новоиспеченных арийцев, а их самих согнали в гетто на территории Польши и западной СССР. По мнению руководства Третьего Рейха, это было наиболее экономически выгодным решением, чем какие-либо остальные.
В период развязки войны между Германией и СССР ключевыми для евреев стали события, происходившие на Восточном фронте. Именно они обуславливали изменение курса Рейхстага по отношению к евреям и в итоге привели его к чудовищному по своей сути этапу «окончательного решения еврейского вопроса», отзвуки которого доносятся до нас по сей день.
Литература:
- Лоуренс Р. Освенцим. Нацисты и «Окончательное решение еврейского вопроса». М., 2018.С.5.
- Залесский К. А. Кто был в третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003.
- Васильченко А. В. Арийский миф III рейха. М., 2008. С.20