Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Гитлеровская политика геноцида, или «Окончательное решение еврейского вопроса»

Научный руководитель
История
13.08.2020
2624
Поделиться
Библиографическое описание
Синюков, Ф. О. Гитлеровская политика геноцида, или «Окончательное решение еврейского вопроса» / Ф. О. Синюков, Э. П. Соболева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 8 (38). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/young/archive/38/2150/.


После Первой мировой войны, закончившейся победой Антанты и полной капитуляцией Тройственного союза, на Германию, оказавшейся в рядах проигравших, свалились самые разнообразные беды и невзгоды: свержение монархии, противостояние социал-демократов и коммунистов, подписание Версальского мира, который возложил на итак истощенную экономику уже Веймарской республики непосильные контрибуции. В общем, на протяжении примерно 15 лет, после проигрыша в войне, Германию постоянно потрясали всевозможные путчи, забастовки, восстания, не говоря уже о постоянной несогласованности действий органов управления страной и ее раздробленность. Гитлер и его сторонники «с легкостью нашли козла отпущения — конечно же, евреи! В этом убеждении молодая партия нацистов опиралась на «многовековой антисемитизм» [1].

Исторический опыт показывает, что, хотя изначально само явление антисемитизма имело отношение лишь к европейской цивилизации, то по ходу развития истории оно лишь получало большее распространение, основываясь в основном не на расовой принадлежности народа, а на его вероисповедании. К середине XIX века французским дипломатом и социологом Жозефом Артуром де Гобино был сделан акцент на низости евреев перед арийцами, как расы. В 1879 году немецкий публицист Вильгельм Марро в своем памфлете «Путь победы германства над еврейством» впервые вводит понятие «антисемитизма», взамен использовавшихся ранее «антииудаизма» и «юдофобии», что так же демонстрирует серьезный перелом в отношении общества к евреям и переход к восприятию их как нации, а не религиозного общества.

С самого начала нацисты заявляли, что их ненависть к евреям, основана на строго научных фактах: «Мы боремся с ними, потому что их деятельность вызывает расовый туберкулез у народов» — гласит один из нацистских плакатов, вышедший в 1920 г. Мы уверены в том, что выздоровление может наступить только после того, как эта бацилла будет уничтожена» [1, c.5]. И на фоне всех этих явлений в 1933 г. на пост рейхсканцлера Германии становится человек, поддерживающий нацистскую идеологию расового превосходства арийской нации над остальными людьми, Адольф Гитлер. Причиной ненависти Гитлера к еврейскому народу, стала та самая идея «всемирного еврейского сговора», из-за которого Германия, якобы, проиграла в Первой Мировой Войне, и была вынуждена подписать унизительный по всем статьям Версальский договор. Этой идеи придерживались не только Гитлер, но и многие другие высшие партийные и государственные деятели, такие как Гесс, Гимлер, Гериг, Гейдрих и т.д.

Первые антисемитские и националистические тезисы, продвигаемые Гитлером и его окружением в общество, можно найти в программе национал- социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), написанной в 1920 году. Уже тогда Гитлер начинает распространять идею Великой Германии, построенной за счет объединения всех немцев, и лишения германского гражданства людей иных рас, при этом делая особенный акцент на евреях. Красной нитью в программе рабочей партии звучит подтверждение этой теории. Программа НСДАП была переполнена подобными лозунгами: «Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к германской нации, в чьих жилах течет немецкая кровь, независимо религиозной принадлежности. Ни один еврей не может быть отнесен к германской нации и являться гражданином Германии»; «Мы требуем свободы всем религиозным вероисповеданиям в государстве до тех пор, пока они не представляют угрозы для него и не выступают против морали и чувств германской расы. Партия как таковая стоит на позициях позитивного христианства, но при этом не связана убеждениями, с какой-либо конфессией. Она борется с еврейско-материалистическим духом внутри и вне нас и убеждена, что германская нация может достигнуть постоянного оздоровления внутри себя только на принципах приоритета общих интересов над частными»; «Право избирать и быть избранным должно принадлежать исключительно гражданам Германии» [2].

Этот документ показывает, что национал-социалисты в своей программе делают яркий акцент именно на немецкой расе, как на первоочередном гаранте государственности и единства людей, проживающих в нем, а также зацикливают государственные интересы в первую очередь на обеспечение потребностей ее граждан, то есть людей арийской нации. «Мы требуем, чтобы государство обязалось в первую очередь заботиться о возможностях для работы и жизни граждан Германии. Если невозможно прокормить все население государства, то лица чуждых наций (не граждане государства) должны быть высланы из страны» [2].

Также делали особый акцент на необходимости национализации германской прессы, поскольку считали, что такой важный инструмент влияния на общественность не мог находиться в руках «неарийцев». Это давало бы им возможность массово доводить до граждан мысли, противоречившие проводимой государством политики и оспаривавшие ее.

Помимо этого указа, в период с 1933 по 1938 года германских руководством было принято порядка 350–400 законов, так или иначе ограничивавших еврейское население в общественной жизни. В итоге, к началу Второй мировой войны положение евреев в Третьем Рейхе было сравнимо с положением касты «неприкосновенных» в древней Индии: они были лишены как германского гражданства, так и многочисленных прав. Евреям со временем перекрыли доступ к таким важным структурам, как медицина, образование, наука, спорт, так же были законодательно запрещены смешенные браки между арийцами и людьми неарийской расы (подразумевая в основном евреев). Во всех учебных заведениях были введены пропорции допустимого количества обучающихся в них неарийцев в процентном соотношении. Так считалось, что допустимым процентом евреев является 5 % от общего числа обучающихся.

«Ариизации» подверглась даже сфера сельского хозяйства и занятые в ней рабочие. Отталкиваясь от теории «крови и почвы», правительство требовало от всех крестьян доказательства их принадлежности к арийской расе.

В 1935 г. произошел во многом судьбоносный для евреев Германии съезд национал-социалистической партии в Нюрнберге. На котором была принята важная поправка к закону о гражданстве, содержавшая в себе определение, кто считается евреем, а, так же установлены категории лиц с еврейской кровью:

«Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровные евреи... Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке [3]».

В итоге к 1938 г. ненависть к евреям становится уделом не только правительства Третьего Рейха, но и остального населения Германии. Косые полные ненависти взгляды, отношение как к второсортному материалу и издевательства. Вот что подарил Нюрнбергский процесс «неарийцам». Апогеем общенародной ненависти к евреям стала «Хрустальная ночь», когда было сожжено порядка 1000 синагог и разбиты витрины всех еврейских магазинов. Помимо этого, было убито около 400 евреев, а почти 30 000 заключены в тюрьмы и концлагеря.

Итогом стало то, что практически половина проживавших тогда на территории Германии евреев покинули страну. Нацистская Германия в плотную подошла к «окончательному решению еврейского вопроса». Если до 1941 г. под «окончательным решением» подразумевалось лишь полное очищение Европы от евреев, путем высылки их либо на восток, либо на территорию Африки, то уже в 1942 г. оно имело за собой значение полного физического истребления еврейской расы на всех территориях, куда только могла дотянуться «рука нацизма».

Первым ярко выраженным действием против евреев стало создание в 1939 г. на подконтрольной Германии территории Польши нескольких гетто, куда свозили сначала всех польских евреев, а после сентября 1941 г. и евреев Германии.

Следует заметить, что в период поиска решений данного вопроса, Эйхман выдвигал идею деления Польши на три части, одна из которых, западная, должна была стать Новым Рейхом, где и предполагалось разместить прибывающих немцев, вторая отводилась бы для поляков, а третья — для евреев. План был достаточно амбициозен, и по началу был принят, однако после начала его реализации возникли серьезные проблемы логистического характера. Поскольку все три транзакции по перемещению поляков, немцев и евреев проводились одновременно, образовалась непреодолимая сумятица, из-за которой от плана отказались и поделили Польшу лишь на две части, одна из которых стала немецкой, Новым Рейхом, а вторая получила название Генерал-губернаторства и была населена поляками и евреями.

Гетто стали особой трагедией еврейского народа. Это произошло не только из-за того, что условия жизни там сводили к невыносимым, но и потому, что во многих случаях они становились прямой дорогой к лагерям смерти, таким как Треблинка, Белжец, Собибор, Освенцим-Биркенау и т. п.

Лагеря смерти были не только местом массового уничтожения людей. Именно там были разработаны многие техники подавления воли и личности человека, применяемые впоследствии во всех фашистских лагерях на территории Европы. Вариативность преступлений и бесчеловечных преступлений, совершаемых по отношению к узникам поражала. Таким образом, спустя пару месяцев совершенствования орудия «окончательного решения», нацисты быстрыми темпами начали наращивать процесс массового убиения людей.

В целом жертвами истребительской политики Третьего Рейха в период с 1939 по 1941 гг. стали миллионы невиновных людей. А если говорить конкретно о геноциде евреев, ставшего в годы войны наиболее масштабным, то политика и резкость позиции руководства Германии с 1933 по 1942 гг. претерпевала ряд реконструкций, связанных со многими причинами. В период прихода Гитлера к власти это был вопрос создания единого общества в государстве. Данная задача германским руководством была выполнена с помощью создания общегосударственного врага, в лице еврейской расы, что стало для немцев одним из сплачивающих факторов.

Во время начала Второй мировой войны, когда в Германию хлынул поток этнических немцев, перед правительством встала уже иная задача — расселения новоприбывших. И вновь пострадавшей стороной сначала оказались около 3,5 миллионов польских евреев, а в последствии и полмиллиона евреев Германии. Все их имущество включая недвижимость и предприятия были отобраны у них и переданы в руки новоиспеченных арийцев, а их самих согнали в гетто на территории Польши и западной СССР. По мнению руководства Третьего Рейха, это было наиболее экономически выгодным решением, чем какие-либо остальные.

В период развязки войны между Германией и СССР ключевыми для евреев стали события, происходившие на Восточном фронте. Именно они обуславливали изменение курса Рейхстага по отношению к евреям и в итоге привели его к чудовищному по своей сути этапу «окончательного решения еврейского вопроса», отзвуки которого доносятся до нас по сей день.

Литература:

  1. Лоуренс Р. Освенцим. Нацисты и «Окончательное решение еврейского вопроса». М., 2018.С.5.
  2. Залесский К. А. Кто был в третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003.
  3. Васильченко А. В. Арийский миф III рейха. М., 2008. С.20
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный