Управление дебиторской и кредиторской задолженностью хозяйствующего субъекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трухина, Т. Г. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью хозяйствующего субъекта / Т. Г. Трухина, Е. А. Гурлева, А. М. Волченко, А. В. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 247-250. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39253/ (дата обращения: 17.12.2024).



После распада СССР и перехода нового государства (Российской Федерации) на капиталистическую модель хозяйствования, рыночный механизм функционирования экономики был предопределен. В данных условиях обозначилась необходимость выработки механизма (модели) оценки финансового состояния и надежности партнеров для отечественных предприятий. Предоставление полной финансово-хозяйственной самостоятельности экономическим субъектам в выборе рынков сбыта, поставщиков и подрядчиков, использовании источников финансирования, формировании ценовой, учетной политики предопределяет необходимость повышенного внимания к расчетам с различными контрагентами. В условиях конкурентной среды появляется прямая зависимость компании от своевременного поступления средств и возможности безопасной отсрочки платежей по своим краткосрочным обязательствам. Динамика объемов задолженностей, а также их структура и показатели, рассчитываемые на их основе, во многом связаны с проведением финансового анализа, мониторинга качества расчетных операций и контроля исполнения платежной дисциплины. Актуальность анализа обуславливается тем, что финансовое положение компании, финансово-хозяйственный успех в целом, непосредственно зависит от того, насколько быстро средства в расчетах превращаются в деньги, и насколько эффективно производится управление долгами компании.

Исходя из объемов дебиторской и кредиторской задолженности, динамики их изменений и структуры на уровне хозяйствующего субъекта принимается определенная модель управления задолженностями.

В отечественной практике применяются следующие способы стимулирования поступлений денежных средств от дебиторов:

1) установление системы скидок за досрочную оплату;

2) своевременное напоминание о возникновении просроченной задолженности и необходимости ее скорейшего погашения;

3) разработка системы мотивации менеджеров по продажам и кредитных контролеров с акцентом на выполнении плана по поступлению денежных средств;

4) подача судебных исков о признании покупателей, имеющих просроченную дебиторскую задолженность, банкротами [1].

В современных условиях развитие инфраструктуры финансового рынка и рыночных отношений в целом позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование. т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности:

1) факторинг;

2) инвойс-дискаунтинг;

3) форфейтинг.

Факторинг — финансовая услуга специализированной компании или банка. В самом общем виде факторинг выражается через процедуру, когда поставщик продает товар покупателю, не требуя за него немедленной оплаты. За покупателя этого товара продавцу платит специализированная факторинговая компания или банк, после чего получает долг с покупателя товара. В итоге, продавец имеет возможность, заключив факторинговый договор, продать товар с отсрочкой платежа, обычно до 180 дней, и при этом получить оплату с некоторым дисконтом (скидкой) от факторинговой компании или банка сразу, переуступив ей право требования долга за поставленную продукцию. Как правило, факторинговая компания готова оплатить до 90 % суммы задолженности сразу. Остальные 10 % за вычетом комиссии выплачиваются тогда, когда дебитор погасит свою задолженность. Размер комиссии зависит от длительности отсрочки платежа и риска неоплаты задолженности. Факторинговая схема дает ряд преимуществ как поставщику, так и покупателю при совершении сделки. Фактически это краткосрочный кредит продавцу, который может получить деньги сразу, не дожидаясь оплаты товаров или услуг [2].

Сегодня в практике применения факторинга выделяются два его вида в зависимости от действий при неоплате товара или услуги покупателем:

1) с регрессом;

2) без регресса.

С позиции взаимоотношений покупателя и продавца факторинг может быть закрытый (когда покупатель не уведомляется о переуступке требований к нему) и открытый (когда покупатель уведомляется о переуступке требований). Стоит отметить, что в российском законодательстве понятия факторинга сегодня нет, а все отношения, которые по своим характеристика подпадают под факторинг, регулируются главой 43 Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования». Так, согласно статье 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки [3]. Факторинг сегодня один из самых эффективных инструментов управления дебиторской задолженностью, хозяйствующие субъекты часто прибегают к его использованию в виду того, что поступления денежных средств за проданные товары, оказанные услуги (пусть и с учетом комиссии) быстрее возвращаются в оборот компании, что обеспечивает бесперебойность ее воспроизводственных процессов.

Далее рассмотрим такой инструмент как инвойс-дискаунтинг — финансовая операция, похожая на регрессный закрытый факторинг. Но отличается тем, что финансирование выплачивается не на каждую поставку отдельно, а на сальдо (текущую неоплаченную сумму) всех поставок. При этом, чаще всего, комиссия за финансирование начисляется не по формуле простых процентов, как при факторинге, а по формуле сложных процентов. Каждый день к сумме выплаченного финансирования прибавляется сумма начисленной сегодня комиссии, а на следующий день проценты начисляются уже не на финансирование, а на сумму финансирования и ранее начисленной комиссии [4]. Стоит отметить, что использование инвойс-дискаунтинга, ориентировано на надежных, с финансовой точки зрения, клиентов, т. к. на них лежит ответственность за возврат финансирования. Проверка дебиторов, мониторинг, верификация поставок и административное управление дебиторской задолженностью не проводятся, что позволяет снизить операционные издержки.

Последний из наиболее распространенных инструментов управления дебиторской задолженностью — форфейтинг, представляет собой вид торгового финансирования, который заключается в покупке кредитором (банком) дебиторской задолженности клиента. Дебиторская задолженность в этом случае может быть представлена векселями, авалями, сертификатами и прочими обязательствами покупателя. В итоге, на основании вышеперечисленных инструментов управления компания может успешно превращать свою дебиторскую задолженность в реальные деньги в сжатые сроки.

Далее перейдем к кредиторской задолженности, управление ей предполагает:

1) правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей;

2) установление наиболее удобной формы кредита и его срока (краткосрочная ссуда без обеспечения, кредит под залог);

3) недопущение образования просроченной задолженности, что обуславливает дополнительные затраты — штрафные санкции, пени.

В целом управление кредиторской задолженностью осуществляется на основе следующих вариантов (таблица 1).

Таблица 1

Управление кредиторской задолженностью

Оптимизация — поиск новых решений, с помощью которых кредиторская задолженность и ее изменение смогу оказывать на предприятие позитивное влияние (увеличение уставного и резервного капитала).

Минимизация — механизм управления, при котором существующая кредиторская задолженность сводится к ее уменьшению, вплоть до полного погашения.

Контроллинг — синтез контроля и планирования; действует при формировании и координации планов, при их организационном воплощении, координирует и концентрирует информационные потоки и служит основой для предложений о дальнейших целях предприятия касаемо кредиторской задолженности.

Прочие меры:

1) отслеживание сроков оплаты с целью недопущения просрочек и применения штрафных санкций;

2) проведение регулярных переговоров с поставщиками об условиях оплаты;

3) введение в систему управления компанией службы контроллинга;

4) мотивация персонала через премирование сотрудников за улучшение условий договоров поставки услуг, в частности за увеличение отсрочек платежа и получение скидок в цене;

5) получение скидок в зависимости от объемов приобретаемой продукции и условий ее оплаты;

6) специализация компании и закрепление лидирующих позиций на рынке, что обеспечивает снижение издержек производства, что в конечном итоге обуславливает оптимизацию кредиторской задолженности.

*составлено по материалам [5]

Современные инструменты управления задолженностью позволяют компании эффективно управлять своими финансами и не быть в большой зависимости от своих контрагентов.

Литература:

  1. Кузьменко О. А., Латышева К. В. Управление дебиторской задолженностью [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2014/06/3446.pdf
  2. Портал Академик [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://banks.academic.ru/1854/ %D0 %A4 %D0 %B0 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B3
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _9027/3d4bcc1bdd6a314593a9d65e84bf734aa686d356/
  4. Портал Discovered [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://discovered.com.ua/glossary/invojs-diskaunting/
  5. Пушкин, А. В. Стратегия взыскания долгов: управление задолженностью / А. В. Пушкин, О. С. Кузнецова. — М.: Эксмо, 2013. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, денежное требование, финансовый агент, переуступка требований, покупатель, получение скидок, просроченная задолженность, факторинг сегодня, факторинговая компания.


Задать вопрос