Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 244 раза

Библиографическое описание:

Арутюнян М. Д. Актуальные проблемы педагогической профилактики преступности несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 431-433. — URL https://moluch.ru/archive/137/38478/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье рассматриваются проблемы педагогической профилактики ювенальной преступности.

Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика, преступность

Система педагогической профилактики преступности несовершеннолетних выступает как часть всей совокупности мер борьбы с социальными отклонениями. Традиционно в этой совокупности мер преобладали и преобладают до настоящего времени средства обучения.

Трансформация данной модели системы педагогической профилактики социальных отклонений в ювенальной сфере в воспитательную оказалось крайне длительным и противоречивым процессом.

Непосредственно, в число понятий, которым необходимо дать нормативное определение в тексте соответствующих законов, по нашему мнению, следует включить:

‒ предупреждение социальных отклонений в подростково-молодежной среде;

‒ субъект предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;

‒ объект предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;

‒ меры предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде, применяемые к физическим лицам;

‒ меры предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде, применяемые к юридическим лицам;

‒ профилактическая помощь;

‒ программа предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;

‒ профилактическая паспортизация объектов;

‒ критерии профилактической защищенности объекта;

‒ учет лиц, нуждающихся в применении к ним индивидуальных мер профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде [1, c. 100–101].

Криминальная ситуация в России показывает, что уровни опасности и объема преступности несовершеннолетних, тенденции ее развития стали представлять реальную угрозу национальной безопасности страны [7, c. 188].

Не существует особых причин медлить с принятием федерального закона в сфере педагогической профилактики социальных отклонений в ювенальной сфере в целом, если учесть, что это наименее затратный вид профилактики социальных отклонений.

Эффективная профилактика преступности несовершеннолетних невозможна без всесторонней и точной оценки настоящего и будущего состояния социальных отклонений среди несовершеннолетних, а также их факторов.

Отсутствие надежного механизма мониторинга преступности несовершеннолетних неоднократно приводило к стратегическим ошибкам в сфере борьбы с социальными отклонениями.

Данный механизм необходим, главным образом, для поддержания оптимального баланса между превентивными мерами и мерами ответственности за отдельные виды отклоняющегося поведения в подростково-молодежной среде.

Деградации прежней системы профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде в немалой степени способствовали дублирование и неопределенность профилактических функций государственных правоохранительными и органов управления образованием, здравоохранением, физической культурой, а также спортом.

Первым неоднократно навязывалась несвойственная роль главного борца с социальными отклонениями в ювенальной сфере.

Рассматривая проблемы профилактики преступности несовершеннолетних необходимо иметь в виду, что существует множество ее видов, которые выделяются в зависимости от субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность, а также от тех или иных характеристик объекта этой деятельности.

Преступность несовершеннолетних представляет не только насущную государственную и общественную проблему, но и стратегическую угрозу безопасности страны в будущем [5, c. 31].

Современная концепция профилактики социальных отклонений в ювенальной сфере должна строиться на том, что правоохранительная система имеет очень узкий сектор ответственности.

Политическая ответственность не должна смешиваться с юридической ответственностью, конкретных работников, например, за халатность.

Отношения между государственными правоохранительными органами, ответственными за профилактику преступлений и органами управления образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, имеющими в числе своих уставных задач предупреждение правонарушений, в том числе преступлений как отношения между «старшим братом» и «младшим братом», должны быть заменены на партнерские отношения.

По официальным данным за январь-март 2016 года выявлено несовершеннолетних лиц, совершивших преступления — 12097 (всего по Российской Федерации).

Известный постулат о том, что высокий уровень социальных отклонений в ювенальной сфере следует рассматривать в качестве неизбежной платы за демократию, может быть пересмотрен лишь на основе принципиального изменения отношения общества и государства к воспитанию, в том числе к физическому воспитанию детей как неотъемлемому элементу педагогической профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде [4].

Тема борьбы с преступностью несовершеннолетних длительное время находится в центре внимания мирового сообщества.

Гуманизация системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних и ориентация на профилактику преступлений вместо уголовной репрессии, по сути, стали доминирующими тенденциями формирования и развития возникших в послевоенное время национальных моделей такой борьбы.

Тем не менее, практике, в том числе и отечественной, известны многочисленные примеры отклонений от этих тенденций и даже отказа (пусть и временного) от их государственной и общественной поддержки [3, c. 4].

Российская Федерация признает детство важным этапом жизни человека.

А также исходит из того, что необходимо подготавливать детей к полноценной жизни в социуме, развитие их творческих успехов, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, а также развитие их спортивной жизни [2, c. 88–89].

Молодые люди избирают профессию по моде, по желанию и возможностям родителей, а не по своей профессиональной склонности и пригодности, что в дальнейшем может формировать их негативное отношение к избранной профессии, порождает трудности с адаптацией в сфере трудовой деятельности.

Учет социально-педагогических и психологических аспектов значим на разных стадиях и этапах борьбы с преступностью среди молодежи:

1) в период ранней профилактики, когда констатируется нахождение учащихся в криминогенной среде, но их поведение еще не нарушает установленных норм;

2) в предпреступной стадии, когда налицо влияние криминогенной среды и деморализация личности, но проступки пока остаются проступками и не носят преступного характера;

3) в период реагирования на совершенные преступления на стадии изобличения и привлечения виновных, обстоятельств, способствующих правонарушениям и преступлениям, реализации мер, принятых к виновным в связи с совершенным преступлением;

4) в период оздоровления среды и устранения других криминогенных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;

5) в постпенитенциарный период, когда решаются вопросы ресоциализации отбывших наказание подростков, обеспечения их включения в нормальную жизнь, в здоровую социальную среду и предупреждения рецидива [6].

Литература:

  1. Арутюнян, А. Д. Профилактика социальных отклонений в ювенальной сфере // Эволюция современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 июля 2016 г., г. Пермь). В 3 ч. Ч.3 / — Уфа: АЭТЕРНА, 2016. C.100–101.
  2. Арутюнян, А.Д., Валуйсков, Н. В. Международная и внутригосударственная защита прав и интересов несовершеннолетних // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 ноября 2015 г., г. Казань). / в 3 ч. Ч.2 — Уфа: Аэтерна, 2015. — 220 с.
  3. Валуйсков, Н. В. Концепция развития системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних в России. Научно-практическое пособие / Москва, 2010.
  4. Валуйсков, Н. В. Проблемы государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере: монография. — М.: Юрлитинформ, 2016. — 160 с.
  5. Валуйсков, Н.В., Арутюнян, А. Д. Состояние, проблемы правового регулирования профилактики СОЮС // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 февраля 2016 г., г. Уфа). — Уфа: АЭТЕРНА, 2016. — 156 с.
  6. Магомедов, Д. Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи // Российский следователь, 2008, № 10.
  7. Арутюнян, А.Д., Валуйсков, Н. В. Современная политика борьбы с преступностью несовершеннолетних // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 октября 2014г., г. Уфа). — Уфа: Аэтерна, 2014. — 332 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальных отклонений, профилактики социальных отклонений, ювенальной сфере, педагогической профилактики, преступности несовершеннолетних, подростково-молодежной среде, педагогической профилактики социальных, профилактики преступности несовершеннолетних, Международной научно-практической конференции, статей Международной научно-практической, преступностью несовершеннолетних, сборник статей Международной, предупреждения социальных отклонений, педагогической профилактики преступности, проблемы педагогической профилактики, педагогической профилактики ювенальной, мер борьбы, предупреждение социальных отклонений, социальными отклонениями, состояния социальных отклонений.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос