Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Александрова Е. В. Переживание одиночества у подростков, больных туберкулезом // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 409-411. — URL https://moluch.ru/archive/137/38341/ (дата обращения: 22.04.2018).



Проблема здорового развития личности ребенка, имеющего соматическую болезнь, является крайне актуальной. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, примерно один миллион детей в 2015 году заболели туберкулезом. Дети, которые оказываются в лечебном учреждении, вынужденно перестают контактировать с родными и близкими, не имеют возможности выстраивать своё свободное время так, как они могли бы делать это вне стен больницы. Помимо этого, ситуация обучения изменяется, детям приходится обучаться отдельно от своего привычного класса и учителей. Совокупность данных негативных условий может привести к возникновению одиночества у детей и подростков, имеющих заболевание туберкулезом. Учитывая особенности подросткового возраста, а именно ориентированность на общение и взаимодействие со своими сверстниками, можно предположить, что ограничение данной необходимости может привести к самым разным негативным последствиям, в том числе к одиночеству. Е. Н. Осин определяет одиночество как переживание своей невключенности в контакты с окружающими людьми. Одиночество может выступать в двух видах. Первый вид — физическая изоляция, приводящая к «традиционному» одиночеству. Второй вид одиночества — нахождение в окружении других людей без психологического взаимодействия с ними — отчуждение [5]. Ребенок, находящийся в стационаре, переживает физическую изоляцию от своих родных и близких, в добавление к этому может появится переживание отчуждения от других людей [1]. С. В. Малышева, Н. А. Рождественская [4], говоря о возникновении чувства одиночества у подростков, выделяют несколько причин, в частности — отсутствие достаточного количества контактов со сверстниками, а также принудительное удержание подростка в какой-либо группе: в детском доме или стационаре.

И. А. Сиренко, В. В. Рыбалка [6] изучили некоторые аспекты влияния туберкулеза на психическую сферу детей, которые им болеют. Было выяснено, что дети, имеющие данное заболевание, обладают повышенной чувствительностью к влияниям со стороны окружения. Исследования показали, что для данной группы детей характерно нарушение межличностных отношений.

В. В. Стрельцов и Н. В. Золотова [7] указывают на то, что люди с данной болезнью особенно нуждаются в психологическом сопровождении. Необходимость психологической помощи авторами объясняется тем, что больные туберкулезом обладают целым рядом страхов, связанных с результатом и исходом своей болезни: страхом смерти, заболеть еще сильнее, заразить своих близких и родных. По мнению авторов, болезнь приводит к нарушению межличностных отношений больных, что находит выражение в осознанном ограничении больным своего круга общения — отчуждении от других людей.

В. А. Кошечкин, З. А. Иванова [3] обозначают туберкулез как болезнь, которая может вызывать чувство тревоги, пустоты, бессилия. Помимо этого, туберкулез может стать причиной появления страхов, связанных со своим будущим. Авторы отмечают, что у людей, болеющих туберкулезом, может иметься боязнь плохого отношения со стороны окружающих людей, что может приводить к тому, что люди начинают избегать и отграничивать себя от какого-либо общения с другими.

Е. В. Суховой [8] было проведено анкетирование мужчин и женщин, страдающих туберкулезом. В результате было выявлено, что люди, болеющие туберкулезом, считают себя изолированными от общества. В исследовании показано, что больные туберкулезом ограничивают связи с близкими людьми. Исследование показало, что больные туберкулезом не верят в возможность положительного результата своего лечения. Согласно полученным в анкетировании данным, люди, страдающие туберкулезом, ощущают себя в вынужденной изоляции.

Таким образом, ребенок, больной туберкулёзом, находясь в условиях постоянного стационара, находится вдали от других детей, своих родных и близких, оказывается в вынужденной изоляции, что не может не оказывать влияния на личность ребенка, которая находится в постоянном развитии и подвержена действию негативных факторов. Результаты, которые приводятся в вышеперечисленных исследованиях, указывают на некоторые особенности людей, болеющих туберкулезом: низкая контактность, переживание чувства тревоги и различных страхов, ощущение вынужденной изоляции, а также сознательное ограничение своих контактов и, в конечном итоге, переживание одиночества. Данные этих исследований являются достаточно общими и не совсем указывают на специфику того, каким образом должны строиться программы помощи именно детям, болеющим туберкулезом.

Целью исследования в рамках данной работы являлось получение психологической характеристики переживания одиночества у подростков, которые болеют туберкулезом. В исследовании были использованы следующие методики: многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (вариант для подростков 12–16 лет), Дифференциальный опросник переживания одиночества Е. Н. Осина, проективная методика «Домики» О. А. Ореховой.

Выборка исследования представлена 30 детьми, находящихся на лечении в туберкулезном диспансере. Среди исследуемых 17 девочек и 13 мальчиков в возрасте 13–14 лет. Базой для проведения исследования являлась Приморская детская краевая клиническая туберкулезная больница. Группу сравнения составили 30 здоровых детей, учащихся средней общеобразовательной школы. Среди исследуемых детей было 18 девочек и 12 мальчиков в возрасте 13–14 лет. Подростковый возраст имеет ряд характерных особенностей и требует дополнительного внимания со стороны обеспечения психологической реабилитации, в связи с этим были выбраны дети данного возраста.

Первый этап анализа результатов включил в себя проведение статистического изучения различий переживания одиночества и личностных особенностей, связанных с общением, между экспериментальной группой и группой сравнения с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни. Изучение разницы в переживании отсутствия людей, с которыми у испытуемых возможен контакт, показало статистически значимые различия между детьми, находящимися в туберкулезном диспансере и детьми, не имеющими туберкулез.

При изучении результатов дифференциального опросника переживания одиночества Е. Н. Осина было выявлено, что для экспериментальной группы характерна большая выраженность переживания изоляции и недостаток людей, с которыми возможен близкий контакт, чем у группы сравнения (U=277, a=0,01). Дети, находящиеся на лечении в туберкулезном диспансере, считают одиночество скорее негативным феноменом, нежели позитивным (U=317,5, a=0,04; U=267, a=0,006). Подростки, имеющие туберкулез, не принимают свое одиночество и ситуации уединения (U=300,5, a=0,02).

Согласно результатам, полученным в ходе исследования многофакторным личностным опросником Р.Кеттела, были выявлены статистически значимые различия между двумя исследуемыми выборками. Дети, больные туберкулезом, склонны принимать групповые нормы, для них характерна зависимость от социально-групповых ценностей (U=290,5, a=0,02). Дети, имеющие туберкулез, обладают пассивностью в общении с другими (U=255,5, a=0,003). Изучение уровня групповой зависимости показало, что дети, болеющие туберкулезом, зависимы от мнения группы и склонны полагаться на помощь со стороны (U=245,5, a=0,002).

На втором этапе с помощью точного критерия Фишера была проведена статистическая обработка результатов методики «Домики» О. А. Ореховой с целью нахождения отличий между двумя группами по отношению к сферам жизни, связанных с общением и взаимодействием с другими людьми.

Анализ результатов показал, что дети, болеющие туберкулезом, в отличие от здоровых детей, испытывают негативные эмоции, связанные с общением (φ=2,32, p ≤0,01). Статистически было подтверждено, что дети с туберкулезом испытывают отрицательные эмоции, связанные с процессом обучения в целом (φ=2,09, p ≤0,01).

Таким образом, можно выделить следующие особенности переживания одиночества у подростков, больных туберкулезом и находящихся на лечении в стационарном учреждении: выраженное переживание изоляции, отсутствие людей, с которыми был бы возможен близкий контакт, болезненное и негативное переживание одиночества, непринятие своего уединения. Результаты указывают на зависимость от групповых ценностей, пассивность при общении, зависимость от мнения группы и склонность полагаться на мнение других людей у детей, имеющих туберкулез. Помимо этого, выявлено переживание негативных эмоций по отношению к общению с другими людьми и в ситуации обучения.

Для снижения выявленных болезненных переживаний необходимо составлять программы психологической помощи подросткам, больных туберкулезом, используя выявленные в данном исследовании характеристики. Программы помощи могут включать в себя разные методы работы. Например, групповые формы работы, в которых ребята могли бы взаимодействовать друг с другом, чтобы снизить переживание изоляции от других людей, могли бы преодолеть свою застенчивость и научиться самовыражению, снизить негативные переживания, связанные с одиночеством в целом. При индивидуальной форме работы можно использовать проективные методы [2] для диагностики более конкретных путей помощи, а также упражнения, снижающие напряжение, чувство страха, связанные с болезнью.

Литература:

  1. Александрова Е. В., Капустина Т. В. Личностные особенности подростков, больных туберкулезом // Инновации в медицине и фармации — 2016: материалы дистанционной научно-практической конференции студентов и молодых учёных. — Минск: Белорусский государственный медицинский университет, 2016. — С. 847–851.
  2. Кадыров Р. В., Скоробач Т. В. Метафорические ассоциативные карты «12 архетипов плюс» в работе с личностью, находящейся в кризисной ситуации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. — 2014. — № 4. — С. 307–312.
  3. Кошечкин В. А., Иванова З. А. Туберкулез. Учебное пособие на русском языке. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2007. — 304 с.
  4. Малышева С. В., Рождественская Н. А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2001. — № 3. — С. 63–86.
  5. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — Т.10, № 1. — С. 55–81.
  6. Сиренко, И. А, Рыбалка В. В. Влияние раннего периода туберкулезной инфекции и активного туберкулеза на психический статус детей // Медицинская психология: Научно-практический журнал. — 2008. — № 3. — С. 47–51.
  7. Стрельцов В. В., Золотова Н. В., Баранова Г. В., Ахтямова А. А. Психологическая реабилитация больных туберкулезом легких на различных этапах терапии // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — № 2. — С. 57–77.
  8. Сухова Е. В. Значимые для лечебного процесса психосоциальные характеристики больных хроническим туберкулезом легких // Клиническая психология и психология здоровья. — 2014. — № 52. — С. 79–92.
Основные термины (генерируются автоматически): переживания одиночества, больных туберкулезом, больные туберкулезом, болеющие туберкулезом, опросник переживания одиночества, переживание одиночества, туберкулезом легких, Дифференциальный опросник переживания, чувства одиночества, туберкулезном диспансере, вынужденной изоляции, заболевание туберкулезом, реабилитация больных туберкулезом, больных хроническим туберкулезом, переживание изоляции, болеющим туберкулезом, негативное переживание одиночества, характеристики переживания одиночества, опросника переживания одиночества, различий переживания одиночества.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос