Социальные нормы в системе государственного управления: классификация и соотношение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 12.01.2017

Статья просмотрена: 5208 раз

Библиографическое описание:

Инаева, Д. Д. Социальные нормы в системе государственного управления: классификация и соотношение / Д. Д. Инаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 309-312. — URL: https://moluch.ru/archive/136/37919/ (дата обращения: 15.11.2024).



В ходе становления и развития общества, а соответственно с появлением доминирующих слоев, выработалось множество различных норм, призванных регулировать поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.

В любом обществе обязательно присутствуют определённые социальные нормы, присущие конкретному обществу. Под социальными нормами подразумеваются определенные образцы и правила поведения, которые укрепились в обществе, вследствие практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также эталоны поведения, признанные стандартными. То есть данные нормы позволяют определить то, как человек должен вести себя в установленных ситуациях.

Исторически сформировалось многообразие социальных норм, в которых отображена сложная структура общества.

Все социальные нормы классифицируются:

− соблюдение строгости исполнения социальных норм («мягкие» и «жёсткие»);

− субъект контроля (человек, группа людей и государство);

− уровень определённости (однозначное поведение и возможность выбора);

− важность (нормы-правила и нормы-ожидания).

Право как основной регулятор государственного управления.

Государственное управление — это распорядительная, организационная, контрольная и другая деятельность, важнейшее значение которой представляют различные правила и нормы.

Цель создания единой государственной системы социального нормирования — установить на всей территории Российской Федерации единые условия социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения, то есть единые условия реализации социальной политики государства.

Основным регулятором государственного управления является право. В итоге множество других норм также принадлежат к отрасли права, например, стандарты, утверждаются правовыми актами, а некоторые нормы морали с течением времени становятся правовыми. Право — это система государственных или санкционированных государством норм, обязательных правил поведения, которые выражают общие интересы всего данного политического сообщества с одной стороны, и волю доминирующего в государстве определенного социального слоя, исходящих из принципов общечеловеческих ценностей и обеспечиваемых государственным принуждением с другой.

Основные составляющие права вгосударственном управлении.

Рассматривая характерные черты права, можно выделить следующие составляющие:

Первый элемент права — это правовая норма. Право предстаёт перед наблюдателем как огромный массив самых разнообразных правил, установленных или санкционированных органами государства. Правовые нормы имеют место в письменных правовых актах и иных документах. Важнейшим правовым актом является, как правило, Конституция государства. Далее следуя по иерархии, следуют законы парламента, указы главы государства, постановления правительства.

Особое место в данной структуре занимают постановления органов конституционного контроля, публично-правовые договоры. Локальными источниками права являются акты субъектов федерации, политических и иных автономий, акты органов местного самоуправления. Отличие норм морали от правовых норм неизбежны. Их необходимо соблюдать, ими нужно руководствоваться под угрозой неблагоприятных последствий для нарушителя со стороны государства. Все они в определённой мере являются частью организующей, упорядочивающей деятельности государства, несмотря на то, что собственно управленческой деятельности относится их меньшинство. Абсолютное большинство норм Гражданского или Трудового кодексов, Семейного кодекса не являются регулирующими порядок осуществления государственной власти, управленческую деятельность органов государства или государственных служащих.

Норма права в своей полной форме включает три составные части — это, как правило, гипотеза, диспозиция и санкция. Разграничим эти понятия.

Гипотеза — ϶ᴛᴏ часть нормы права, раскрывающая обстоятельства, при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы, т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

Диспозиция правовой нормы — это элемент правовой нормы, в котором изложено само правило поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе правовой нормы.

Санкция — ϶ᴛᴏ часть нормы права, указывающая субъекту, реализующему диспозицию, на последствия его действий.

Вторым элементом, составляющим определение права, является его системный характер. Системность же является одним из важнейших качеств права и присуща ему объективно. Объективность данного свойства показывает, что система права не может конструироваться произвольно, она обусловлена закономерностями повседневного существования, регулируемой социальной сферы.

Право должно составлять непротиворечивое единство всех норм, институтов, отраслей, включающее системное регулирование общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правовыми нормами.

Третьим элементом является волевой характер права. Это обусловлено тем, что право направляет поведение людей, их различных обществ, регулирует деятельность органов государства. Право формировалось постепенно, возрастая из социальных норм, обычаев, которые наблюдались до правовых норм. По мере выделения элиты и формирования в обществе социальной асимметрии многие социальные нормы сохранили свой «общечеловеческий» характер, но есть и такие, которые видоизменились под воздействием доминирующего социального слоя (в том числе и «среднего класса») или создавались под его влиянием как защищающие, прежде всего его интересы. В определение права включены оба аспекта (общечеловеческий и конкретно-социальный) волевого содержания права.

Четвертый элемент в определении права — это общечеловеческие ценности. Общечеловеческие, другими словами моральные, ценности — это система аксиологических максимумов, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития человечества или конкретной этнической традицией, но, дополняясь в каждой социокультурной традиции, собственным конкретным смыслом отображается, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.

Право имеет веские отличия от иных социальных норм, действующих в обществе (морали, обычаев, традиций и др.), в том, что его выполнение обеспечивается государственным принуждением. Государственное принуждение производится на основании закона государственных органов, иных уполномоченных на то организаций, должностных лиц физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение с целью соблюдения и исполнения правовых предписаний. Но такого рода воздействие не всегда, естественно, необходимо.

Правовые нормы как составляющие социальных норм.

Для начала определим соотношение права и морали как социальных регуляторов:

Важнейшую роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Главным их назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы, взгляды отдельных членов общества, социальных групп или общества в целом.

Принято считать, что право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Понятие морали (нравственности) определяют как систему исторически определенных норм, взглядов, принципов, которые выражаются в поступках людей, регулирующих их действия с позиций справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С данной точки зрения даётся моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Соотношение между правом и моралью является не простым, поэтому его анализ предполагает рассмотрение следующих четырех составляющих: единства; взаимодействия; различия; противоречия.

Единство права и морали выражается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеющие способность действовать в различных областях общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, которые имеют сложную структуру, которая в свою очередь состоит из одинаковых и взаимосвязанных между собой элементов;

3) право и мораль действуют в единой плоскости социальных отношений;

4) право и мораль имеют одну цель — совершенствование и упорядочение общественной жизни, регулирование поведения людей, поддержание порядка, согласование интересов личности и общества, обеспечение и возвышение достоинства человека.

Такое тесное единство и взаимосвязь права и морали характеризуют и их социальное и функциональное взаимодействие:

1) право и мораль взаимодействуют друг с другом в упорядочении общественных отношений, в формировании определенной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом являются идентичными: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к аналогичному направлена и мораль;

4) взаимосвязь права и морали часто видна в прямой идентичности их требований от человека, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого имеющиеся у них методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль является ценностным критерием права.

Отличия же состоят в следующем:

− Возникновение. Нормы морали образовываются в обществе по принципу представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия после вступления в силу.

− Форма выражения. Нормы морали не закреплены в законодательных актах. Они определяются сознанием людей. Правовые нормы, закреплены в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.).

− Способ предостережения от нарушений. Нормы права и нормы морали в преимущественном большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм осуществляется внутренним убеждением, а также по средству общественного мнения. Данные способы предостережения являются удовлетворительными для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственного принуждения.

− Степень детализации. Нормы морали предстают как наиболее обобщенные правила поведения. Правовые нормы являются детализированными, по сравнению с нормами морали, правилами поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности субъектов общественных отношений.

− Сфера влияния. Нормы морали охватывают подавляющее большинство взаимоотношений людей, куда входит и правовая сфера. Право воздействует только на наиболее значимые сферы общественной жизни, охватывая лишь те отношения, которые подконтрольны государству.

Нравственные нормы имеют свое место во всех этапах формирования и социального действия права. Также они предстают важнейшим фактором совершенствования правовой системы в целом.

Таким образом, в социальной жизни сферы морали и права взаимосвязаны. Обе эти сферы занимаются регулированием общественных отношений, предписывают людям определенные стандарты поведения, ориентируются на установление справедливости и порядка.

Соотношение права и обычая как социальных регуляторов.

Важное место в системе социальных норм имеют обычаи — правила поведения, которые складываются и имеют место быть в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, средством накапливания и передачи опыта, а в результате неоднократного повторения становятся обыденными.

Особенностями обычаев в смысле регуляторов являются:

а. устойчивость обычаев наблюдается в их весомой инерционной силе и цикличности привычных форм поведения;

б. массовость обычаев — исторически обусловленное свойство, возникновение которого связано с появлением и формированием стереотипов общественно универсального поведения в социальных общинах, сообществах и этносах.

в. привычность обычаев понимается как отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Следование определенному образцу поведения обеспечено самим фактом его существования и не требует специальных условий со стороны общества.

Взаимосвязь и взаимодействие обычаев и норм права проявляется:

− в наличии общих признаков нормативности и общеобязательности;

− в санкционировании государством по мере создания и развития законодательства в качестве норм права обычаи, отвечающие интересам государства, и накладывают запрет на обычаи, которые являются отголосками прошлого;

− право может быть безразлично к обычаям и традициям, но наиболее общественно опасные из них запрещает (например, существующий у горских народностей обычай кровной мести, обычаи, связанные с многоженством).

Отличия обычаев и традиций от норм права заключаются в том, что они не имеют внешнего выражения в законодательных документах и не обеспечиваются обязательной силой со стороны государства (аналогично отличию морали от права).

Неправовые обычаи следует отличать от правовых обычаев. Правовые обычаи являются сложившимися в обществе правилами поведения, которые в результате многократного повторения в течение длительного времени сформировались в устойчивые правовые нормы. Правовые обычаи имеют признание государства в качестве таковых и фиксируются в юридических документах либо «молчаливо» признаются государством.

Данным образом, обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно взаимосвязаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, и прочими социальными нормами. Право и государство подходят к тем или иным обычаям дифференцированно — старые, неугодные обычаи отсекаются; новые, полезные поощряются. Следует понимать, что в обычаях есть весомая часть консервативного, застывшего, неприемлемого.

Литература:

  1. www.magimex.ru/downloads/sotsialnie-normi-ponyatie-i-vidi-tgp.html
Основные термины (генерируются автоматически): норма, норма морали, мораль, обычай, государственное принуждение, общественная жизнь, правовая норма, государственное управление, поведение людей, правило поведения.


Задать вопрос