На примере библиотек г.Арзамаса Нижегородской области рассмотрены формы работы библиотеки, способствующие активизации читательской деятельности подростков.
Ключевые слова: библиотека, подросток, чтение, книга, library, teenagers, reading, book.
Традиционно к основным задачам библиотеки относят: обеспечение доступа к информации подрастающего поколения, воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации подростков, содействие развитию их творческого потенциала, формирование навыков работы с информацией. Изменения в библиотечной деятельности происходят под влиянием вызовов времени — развитие Интернета и мобильных технологий, рост информации в цифровом формате, трансформация потребностей читателей, желающих получать информацию «здесь и сейчас», модернизация социальных коммуникаций. Публичная библиотека все чаще становится «пространством-активатором», «сконцентрировав свое внимание на акциях, событиях и проведении мероприятий, связанных с интересом к книге и чтению» [1, 39]. Если детей при помощи различных мероприятий приучают любить книгу, то для подростков библиотека все чаще становится центром неформального образования, «влияя на их умения самостоятельно учиться и приобретать знания, грамотно использовать для этого различные ресурсы» [2, 39]. При этом используются: просветительская деятельность (книжные выставки, литературные вечера, поэтические часы и т. п.); эдьютейнмент (edutainment) — образование в развлекательном формате, игровое обучение (фестивали, игровые программы, мастер-классы, интерактивные площадки и т. п.); медиаобразование (media education) (сетевые проекты и акции, создание совместного контента, занятия по использованию онлайн-сервисов и др.).
Рассмотрим различные формы организации читательской деятельности вокруг книг на конкретных примерах из опыта работы публичных библиотек г.Арзамаса. Разнообразная работа выстраивается вокруг юбилейных дат писателей и поэтов. Рассмотрим комплекс мероприятий, посвященных юбилею поэта Николая Рубцова: книжные выставки, литературно-музыкальный вечер «Душа хранит», вечер поэзии «Листая Рубцова страницы», литературно-музыкальные композиции «Память возвращается, как птица» и «И буду жить в своем народе…» и т. д. Сделать мероприятия для «цифрового поколения» привлекательными помогает использование мультимедийных презентаций и видеоклипов, что является обычной практикой каждой библиотеки. 14 сентября арзамасцы присоединились к Всероссийской акции открытого чтения «Прочитай Рубцова»: мультимедийную презентацию, посвященную основным вехам творческого пути Николая Рубцова, продолжили чтение стихов участниками акции в формате «Открытого микрофона», экспресс-викторина и импровизированная фотосессия около выставки-инсталляции «Я не верю вечности покоя…». Для того, чтобы традиционные книжные выставки смогли «зацепить» юное поколение, используется оригинальное оформление. Например, выставка-инсталляция «Я не верю вечности покоя...». погружала в атмосферу жизни и творчества Н.Рубцова при помощи предметного ряда: атрибутика сельского дома (деревянные стул и стол, старый чемодан с первыми изданиями книг поэта, вышитое полотенце, чай в стакане с подстаканником, баян), природные материалы (осенние листья, яблоки, гроздья рябины). Единое оформление пространства создавали цветовая гамма и использование клипарта в форме кленовых листьев. Выставку сопровождала раздача флаеров с рубцовскими строками. Пространство выставки-инсталляции представляет собой идеальную зону для селфи. Сделать информацию визуально привлекательной для подростков и доступной в виртуальной среде помогает использование онлайн-сервисов, например, коллекцию информационных ресурсов о поэте оформили в форме интерактивного плаката «Н.Рубцов «Я славлю жизнь» с помощью сервиса ThingLink. Сохраняет актуальность систематическая работа по руководству чтением. Примером может служить система библиотечных студий по литературному развитию для детей и подростков, занятия в которых проходят в тесном сотрудничестве со школами. Большое внимание здесь уделяется предварительной работе и чтению рекомендованных книг. Среди форм работы — литературные игры, беседы около выставок, театрализованные композиции, праздники читательских удовольствий, поэтические часы, библиомарафоны и др. Говоря о просветительской деятельности библиотеки, важно помнить не только о мероприятиях, но и о том, что библиотека ― это место, в котором подростку даже из нечитающей семьи дадут шанс стать читателем, причем бесплатно. Здесь он может найти друзей и фанатов своих любимых книг, стать «лидером мнений». Доказательством может служить любительское объединение «Книжные черви». За несколько лет здесь сдружились ранее незнакомые друг с другом подростки с разными читательскими предпочтениями, которые стали «лидерами чтения» и пропагандистами книжной культуры среди ровесников и соведущими многих библиотечных мероприятий. Все чаще появляются новые форматы библиотечной деятельности, позволяющие выстроить подросткам свои связи с чтением, развить творческие возможности ребят. Возрастает количество «живых» форм работы, позволяющих посетителям принимать активное участие в мероприятиях или включаться в диалог. Назову наиболее яркие примеры: тренинг «Жить в мире с другими», направленный на формирование коммуникативных навыков подростков на примере героев произведений Дж. Родари. Участники с помощью интерактивного стенда должны были вырастить волшебное дерево положительных качеств человека, используя свою фантазию и творчество. «Курсы молодого чтеца». Авторская игровая программа, позволившая организовать командную работу и привлечь внимание старшеклассников к художественным книгам военно-патриотического содержания. Различные варианты программы позволяют проводить мероприятие для аудитории различной степени подготовленности, в т. ч. для учеников СКОШ VIII вида. Спор–час «Читать Нельзя Не читать. Расставим точки» с обсуждением вопросов «Нужны ли книги в век высоких технологий? В чем польза чтения?». Подростки формулировали аргументы за и против чтения, пытаясь обосновать свою точку зрения, выполняли творческие задания «Сочини слоган» и «Макет плаката». Дискуссионный видеосалон «Благородное Чучело», поднявший актуальные темы жестокого отношения друг к другу и потери нравственных ориентиров. На примере поступков героев повести В.Железникова библиотекари вместе с подростками попробовали проанализировать главные ценности человеческой жизни, отношения со сверстниками. В процессе обсуждения пяти самых ярких и острых отрывков из кинофильма «Чучело» вскрылись проблемы взаимоотношений современных школьников. Неизменный интерес подростков вызывают яркие и достаточно простые формы работы, позволяющие принимать активное участие: театрализованное шествие по улице К.Маркса «Пусть всегда будет Книга!», библиокроссинг «Культурная прививка» в микрорайоне № 10, уличная интерактивная площадка «Пушкин приходит к нам с детства…» около центральной библиотеки им.А. М. Горького и другие. Ребята успешно включаются в творческие программы и мастер-классы, проходящие в рамках «Библионочи», «Ночи искусств» и других масштабных акций: библиобродилки «С ног на голову», творческая игра «Проба на роль», литературные прятки «Угадай героя книг», поэтический практикум «Рождение стиха». Повысить качество чтения можно за счет объединения гуманитарных и онлайн-технологий. Такой синтез помогает заинтересовать подростков, делает чтение увлекательным занятием, обращает внимание ребят на осмысленное отношение к тексту. Опираясь на литературный материал, библиотеки используют сетевые коммуникации и интернет-сервисы. В последние годы арзамасские библиотеки активно развивают данное направление: действует любительское видеообъединение «СПАС», в силе работ которого цикл видеороликов «Я прочитал и вам советую…», созданный подростками; разработаны и проведены циклы занятий по сторителлингу, с использованием цифрового сторителлинга созданы несколько коллективных читательских работ по книгам М.Самарского и других авторов; работает клуб «КОМПаниЯ», участники которого принимают участие в сетевых акциях, создают работы с помощью онлайн-сервисов. Мотивировать подростков к чтению помогает организация творческой и исследовательской деятельности подростков в сетевой среде. При этом они еще и учатся критически оценивать информацию, применять различные способы обработки и организации информации, использовать в работе разнообразные инструменты, развивать коммуникативные навыки. Роль библиотеки в этом — направление читателя, предложение различных вариантов действий, создание комфортных условий для творчества. Среди последних сетевых мероприятий, в которых принимали арзамасские читатели: интернет–конкурс «Огнем опаленные строки», в рамках которого нужно было разработать саундтреки к выбранным поэтическим произведениям о Великой Отечественной Войне 1941–1945 г.г.; межрегиональный сетевой конкурс электронных читательских дневников «Книжный шкаф поколения Next», выполненных с помощью различных интернет-сервисов; интернет-проект «Литературные герои в социальных сетях», в котором команда читателей-подростков работала над созданием страницы героя в социальной сети «ВКонтакте», представляла облако слов, характеризующих героя книги и события его жизни, создавала инфографику и буктрейлер, выстраивала виртуальное путешествие персонажа; акция «С книгой мир добрей и ярче», в которой представляли «цифровую рекламу» любимых книг. В ноябре 2016 г. централизованная библиотечная система г.Арзамаса впервые выступает в новом качестве — уже не как наставник, а как организатор сетевой акции «Говорят литературные герои», направленной на создание коллективной коллекции оригинальных открыток с книжными цитатами. Акция организована на портале «Вики-Сибириада», ее участниками могут стать все любители чтения — подростки, студенты, преподаватели, библиотекари. За первые десять дней зарегистрировано свыше 150 участников от Сахалина до Мурманска.
Таким образом, библиотека становится для современного подростка не просто местом, где берут книги, а площадкой для саморазвития и центром дополнительного образования.
Литература:
- Ястребцева, Е. Н. 33 совета по применению в библиотеке Интернета / Е. Н. Ястребцева // Школьная библиотека сегодня и завтра. — 2016. — № 3. — С. 37–43.
1