Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 03.02.2022

Статья просмотрена: 2197 раз

Библиографическое описание:

Большакова, А. С. Продвижение чтения художественной литературы в детско-юношеской среде как приоритетное направление работы муниципальной библиотеки / А. С. Большакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88511/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье изложена роль художественной литературы в детско-юношеской среде. Приведены результаты маркетингового исследования «Особенности формирования спроса и продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде».

Ключевые слова: чтение, дети, юношество, художественная литература, исследовательская деятельность библиотек

Чтение, как взрослое, так и детское, сейчас переживает не лучшие времена. Мы наблюдаем значительное падение интереса к книге. Исследования фиксируют изменения, происходящие в чтении: снижение количества и ухудшение качества прочитанного, значительное уменьшение числа домашних библиотек, падение уровня понимания текстов (функциональная неграмотность) у детей и подростков. Изменилась и модель детского и особенно подросткового чтения. Как и во взрослом, выделяются две основные составляющие: чтение деловое и чтение развлекательное. Можно говорить о многих внешних факторов, обусловивших этот процесс: и охвативший развитые страны кризис чтения, который не обошел и нашу страну, и развитие новых информационных технологий, и агрессивная политика телевидения, и ускорение темпа жизни, и огромный выбор досуговых занятий, пришедших на смену книге, и многое другое. Но существует и внутренний фактор: изменилось отношение людей к книге.

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. Чтение — сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека [1].

Перспективы развития любой страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно востребованы в развивающемся информационном обществе. Но читают ли они для себя, для собственного развития? Проблема продвижения чтения сегодня актуальна во всем мире. В разных странах существуют свои подходы к её решению тем не менее, все они преследуют одни и те же цели:

— сделать чтение привлекательным для современного человека;

— показать его важность для развития как отдельной личности, так и общества в целом [2].

Решая задачу формирования у населения потребности в чтении, необходимо сосредоточить внимание на продвижении именно художественной литературы. Художественная литература обладает большим воспитательным потенциалом и способна позитивно влиять на личность ребенка, обогащает речь. Одним из приоритетных направлений библиотеки-филиала № 9 Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная система массовых библиотек» г. Хабаровска является продвижения чтения художественной литературы среди детей и юношества, ведь почти половину пользователей составляют дети (44 %) и пятую часть составляет юношество (16 %). Наблюдения за читателями библиотеки показывают, что большинство детей читают литературу в ученых целях, книга перестает быть источником духовного роста. Также значительную часть досуга детей заполняют электронные средства массовой. Поэтому крайне слабый интерес детей к книгам имеет сегодня четко выраженную проблемную характеристику. Продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование у них интереса к мировому и российскому литературному наследию является основной задачей библиотеки-филиала № 9 МБУК «Централизованная библиотека массовых библиотек» г. Хабаровска. Таким образом, возникает необходимость в проведении маркетинговых исследований, направленных на изучение деятельности библиотеки по продвижению чтения среди детей и юношества.

На базе библиотеки проведено маркетинговое исследование «Особенности формирования спроса и продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде». Целью исследования стало изучение особенностей деятельности библиотеки-филиала № 9 МБУК «Централизованная система массовых библиотек» г. Хабаровска по формированию спроса и продвижения чтения художественной литературы в детско-юношеской среде.

Был проведен контент-анализ отчетно-плановой документации за 2017–2018 года. За данный период было выявлено 164 мероприятия, ориентированные на продвижения чтения в детско-юношеской среде. В процессе его осуществления были установлены предпочтительные направления деятельности, формы и методы библиотечной работы, целевая аудитория.

Наиболее распространенной формой работы в библиотеке являются книжные выставки (39 %). Организация выставок в библиотеке является одним из самых традиционных и распространённых методов раскрытия библиотечных фондов, пропаганды лучших документов и информирования пользователей о новых поступлениях. В библиотеке-филиале № 9 функционируют постоянно действующие выставки-просмотры «Классики в стране детства», «Дни воинской славы», «Литературный календарь». С новыми книгами пользователи библиотеки могут познакомиться на выставке «К нам новая книга пришла». Также к каждому массовому мероприятию оформляется, соответствующая теме, выставка. Полученный результат опровергает гипотезу исследования.

Чуть больше половины мероприятий (27 %) проходило в форме программы: литературно-игровой, конкурсно-игровой, литературно-исторической и т. д. Такая форма проведения мероприятий пользуется популярностью среди пользователей, так как они дают возможность воспринимать материал более эмоционально. Если в программе присутствуют литературные герои, то эмоциональное восприятие возрастает многократно.

Десятая часть мероприятий приходится на часы (11 %): часы мужества, истории, памяти.

В равной степени библиотекой используются такие формы как экскурсия, литературно-музыкальная композиция и мультимедийная презентация (5 %). Экскурсия способствует привлечению в библиотеку новых читателей, формирует привлекательность библиотеки для жителей района. Литературно-музыкальная композиция расширяет кругозор, повышает общую культуру пользователя. Мультимедийная презентация является способом продвижения книги и чтения средством визуальной культуры.

Также в равной степени в библиотеке проходят такие мероприятия как своя игра и квест (3 %). Детей привлекают нестандартные формы работы, связанные не только с работой интеллектуальных возможностей, но и с развитием двигательных способностей. Такой формой и является квест.

Наименьшая часть от общего количества библиотечных мероприятий приходится на викторины (2 %).

Установлено, что все мероприятия были проведены в помещении библиотеки. Это объясняется тем, что в библиотеке имеется материально-техническая база для подготовки и осуществления массовых мероприятий. Больше половины мероприятий (75 %) было проведено в детском отделе. Это говорит о том, что библиотека ведет довольно активную работу по продвижению книги и чтения среди этой категории пользователей. Детские мероприятия посетило 1322 пользователя (80 %). Чуть больше четверти мероприятий (25 %) проходило во взрослом отделе. Данный отдел проводит массовую работу для юношества. Количество пользователей, посетивших мероприятия во взрослом отделе, составило 339 человек (20 %).

Анализ мероприятий выявил, что в библиотеке на первом месте стоит такое направление деятельности, как литературно-художественное образование (33 %). Работа по продвижению книги и чтения, лучших литературных произведений, привлечение читателей в библиотеку — главное направление деятельности библиотеки. В библиотеке проходят мероприятия, посвященные творчеству К. И. Чуковского, С. М. Михалкова, А. П. Гайдара, А. Лиханова и других писателей.

По патриотическому воспитанию проводится чуть меньше четверти мероприятий (23 %). Работа библиотеки в данном направлении способствует укреплению патриотических чувств подрастающего поколения. Особая роль в рамках патриотического воспитания молодого поколения отводится таким формам работы, как часы и уроки мужества, литературно-музыкальные композиции, выставки-обзоры.

Чуть больше десятой части мероприятий (12 %) приходится на такие направления деятельности как духовная культура и нравственность, а также пропаганда здорового образа жизни. Мероприятия по здоровому образу жизни ориентированы на профилактику вредных привычек, пропаганду спорта и физической культуры. Работая по такому направлению как духовная культура и нравственность библиотека проводила разные мероприятия: книжная выставка «В кругу семьи рождается душа», игровая программа «Масленица-блинница, весны именинница», конкурсно-игровая программа «Маленькие волшебницы» и другие мероприятия.

По экологическому просвещению прошло 5 мероприятий (6 %). Повышение уровня экологической культуры, воспитание любви к родной природе и бережного отношения к своей земле — все это занимает значительное место в деятельности библиотеки.

В равной степени уделяется внимание таким направлениям деятельности как краеведение и эстетическое воспитание (4 %). Мероприятия по краеведению воспитывают у молодого поколения чувство патриотизма, любви и уважения к малой Родине. Так в библиотеке проходят мероприятия, посвященные Хабаровскому краю. Дети знакомятся с историей образования края, с его символикой, коренным населением и их бытом, природным и животным миром края.

Выявлено, что по профессиональной культуре прошло всего 3 мероприятия (3 %). В рамках данного направления деятельности оформлялась книжная выставка «Профессию подскажет книга» и прошла игровая программа «Выбор профессии — дело серьезное».

Установлено, что по формированию правовой культуры проходит малая часть мероприятий (2 %).

Основным методом обслуживания в библиотеке является информационно-рекомендательный (56 %). На втором месте находится позитивно-иллюстративный способ (42 %). На последнем месте находится критико-аналитический метод обслуживания (2 %).

Исследование показало, что в целях продвижения чтения в библиотеке проводились интересные мероприятия. Однако, библиотека должна постоянно развиваться и совершенствоваться, используя разные формы, методы в работе по привлечению детей и юношества к чтению художественной литературы.

На основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что деятельность библиотеки в продвижения книги и чтения должна активно развиваться и требует пристального внимания сотрудников библиотек.

Литература:

  1. Популяризация и продвижение художественной литературы среди пользователей абонемента: формы и методы. — Текст: электронный // Псковская областная универсальная научная библиотека: [сайт]. — URL: http://pskovlib.ru/about/reports/texts/23396 (Дата обращения: 13.12.2021).
  2. Читать или не читать: о продвижении книги и чтения в молодёжной среде / Вологод. обл. универс. науч. б-ка, Библ.-информ. юнош. центр им. В. Ф. Тендрякова; сост. Л. Е. Сергеева-Христова; под ред. Н. В. Корниловой. — Вологда: ВОУНБ, 2016. — 51 с.  Текст: электронный.  URL: https://www.booksite.ru/forum/knigi/book1.pdf (Дата обращения: 13.12.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, продвижение чтения, библиотека, детско-юношеская среда, мероприятие, направление деятельности, чтение, книга, продвижение книги, хабаровск.


Ключевые слова

дети, художественная литература, чтение, юношество, исследовательская деятельность библиотек

Похожие статьи

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс

В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы, представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития инт...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на основе текстов страноведческой направленности

В статье автор рассматривает возможность формирования читательской грамотности младших школьников посредством текстов страноведческой направленности, а также уделяет внимание социокультурным компетенциям младших школьников, как важному аспекту в изуч...

Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника

В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Похожие статьи

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Cоциально-ценностная роль семейного чтения в развитии современных детей и подростков: педагогический дискурс

В статье рассмотрена роль семейного чтения в развитии детей и подростков в современном мире, выделены отличительные особенности семейного чтения от других форм работы, представлены модели продвижения семейного чтения на современном этапе развития инт...

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на основе текстов страноведческой направленности

В статье автор рассматривает возможность формирования читательской грамотности младших школьников посредством текстов страноведческой направленности, а также уделяет внимание социокультурным компетенциям младших школьников, как важному аспекту в изуч...

Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника

В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Задать вопрос