The article analyzes the problem of the use of bibliotherapy in remedial developmental and psychotherapeutic work with different categories of clients. Described her psychological and pedagogical potential, possibilities and means and genre originality.
Keywords: correctional and developing work, psychotherapy, literature, literary genres, literary works.
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, сказываются на его развитии в социальном, экономическом и психолого-педагогическом отношении, диктуют новые условия развития.
Проблема художественной литературы ее существования и развития является весьма актуальна, на нынешнем этапе развития человеческого общества. Еще недавно, велись научные дебаты о том, что в связи с широчайшим развитием интернета и виртуальными социальными сетями, книга погибла, а художественна литература прекратила свое существование. Однако время идет, а художественная литература живет и процветает, перекочевав из пыльных шкафов и полок в мир виртуальной книги. Не вся молодежь проводит время в социальных сетях, молодежь развивается и читает, скачивая литературу на электронные книги, планшеты, нетбуки и смартфоны, и активно делятся не книгами, а ссылками на интересную молодежную и классическую литературу.
Психологи же, будучи весьма мудрыми людьми, давно взяли на вооружение книгу и в частности художественную литературу для решения самых разнообразных психологических проблем клиента, с учетом их индивидуально-типологических и возрастных особенностей. Так, вхождение в мир социальной реальности, освоение нравственных и общечеловеческих норм поведения, познание человеческих отношений осуществляется благодаря активной деятельности человека, главным образом — коммуникации, общению непосредственному или опосредованному взаимодействию личности с окружающими его людьми (родителями, педагогами, сверстниками) (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В.Кудрявцев, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков).
Книга, литературное произведение, текст является основой опосредованной коммуникации человека и окружающего мира, в чем нас убеждают работы В. С. Бахтина, Н. Генераловой, В. Кудрявцева, В. И. Панкова, В. А. Сухомлинского, Б. М. Теплова).
В психолого-педагогической науке накоплен обширный материал о путях и средствах социального и нравственного воспитания личности на разных возрастных этапах (Ю. П. Азаров, Р. С. Буре, Н. Ф. Голованова, С. М. Иванов, И. С. Кон, А. Д. Кошелева, В. Г. Максимов, И. С. Марьенко, А. В. Мудрик, Я. З. Неверович, Н. Д. Никандров, И. В. Павлов, Т. Н. Петрова, Ю. П. Сокольников, Л. П. Стрелкова, М. И. Шилова, С.Якобсон и другие). И этим средством выступает, прежде всего текст художественного произведения.
Так работа с литературным текстом в психологии называется библиотерапией.
«Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции», — писал В. М. Мясищев.
Библиотерапия является одним из психокоррекционных методов работы в педагогике и психологии по решению психологических проблем клиента, основанное на чтении специально подобранной психологом литературы в целях оптимизации психического состояния клиента.
Специальное чтение литературы в ходе библиотерапевтического воздействия отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности. Оказывая воздействие на нормолизацию или коррекцию личностных свойств и состояний.
Коррекционная помощь в ходе библиотерапии заключается в том, что литературные образы герои всегдда вызывают у читателя возникновение неких чувств, и желаний, размышлений, осмысления ситуации поступка или поведения литературного героя в ходе прочтения литературного произведения клиентом существляется сравнительный анализ (как бы я поступил в этом случае, поступил бы так же как литературный герой или нет) основанный на преносе его на собственную личность клиента. А усвоенные с помощью литературного произвеления и литературного героя новых для клиента поведенческих паттернов могут быть освоены им и применяться в реальной жизни и в условиях реальной ситуации либо подобного типа, либо вообще, в определенных жизненных обстоятельствах. Происходит расширение линостного опыта читателя, восполняется недостаток собственных представлений оо окружающм миру и взаимоотношениях с другими людьми. В ходе постплоизвольного внимания, основанного на устойчивом интересе читателя снижается уровень его личностной тревожности. Определяются, выбираются новые жизненные цели и задачи, осуществляется выбор обновленных средств достижения этих целей основанных на расширении личностного опыта клиенатаю, за счет освоения опыта литературного героя. Используя литературные средства псиолог способен ослаблять или усиливать воздействие литературного произведения или литературного героя на эмоции и чувства клиента для восстановления его уровня тревогии душевного равновесия.
Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:
1. Самоподготовка психокорректора.
Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т. е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2–3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов (Осипова А.А, 2002). Таким образом, следует отметить, что библиотерапией может заниматься не всякий психлог, а специалист способный к прочтению литературы различных жанров, обогащенных широким кругозором в области литературы и способный осуществлять оптимальный подбор литературных источников для решения той или иной проблемы клиента. Располагать библиотекой необходимых литературных источников, которой, клиенты могли бы пользоваться в ходе проводимой коррекционной работы.
2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров.
В ходе консультативного контакта между психологоим и клиентам на анчальном этапе коррекционной работы необходимо выяснить литературные, и в частности, его жанровое предпочтения литературных источников клиента, зниние литературных героев, сходства клиента с ними и эмоционального воздействия литературных героев или зприсовок клиента на его настроение, эмоции ичувства.
3.. Составление списка.
В процессе психокоррекционной работы осоуществляется составление списка литературы., выступающей в качестве источника или средства коррекции.
4. Выработка системы чтения.
В ходе определения системы чтения необходимо определиь жанровое своеобразие литературных источников, определяются приоритетные направления и количество книг, которые будут использованы в психокоррекционной работы. А. М. Миллер указывает, что в ходе определия литературных источников необходимо учетывать три следующих принципа: степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги); герой книги должен быть клиенту «по плечу»; максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.
Учет последнего принципа особенно важен при психологическом конфликте личностного или межличностного характера (Осипова А. А., 2002).
В ходе осуществления работы в рамках психологической помощи с помощью библиотерапии, целесообразно, что бы клиент вел свой читательский дневник, в котором он описывал бы сои впечатления от прочитанного, чувства и моции, рождающиеся в ходе прочтения литературного произведения. Работа с дневниковыми записями, способствует более глубокому проникновению специалиста во внутренний мир клиента, способствует раскрытию субъективной интерпретации художественных произведений и может быть использован для диагностических целей и определения средств и методов эффективной коррекционной работы выстраиваемый с учетом индивидуальных и индивидуально-типологических особенностей того или иного клиента.
Библиотерапия выступает и как основной метод коррекции, так и вспомогательный, в комплексных коррекционных программах, разрабатываемых с учетом целей и задач коррекционной работы в симбиозе с такими арттерапевтическими технологиями, как музыкотерапия, изотерапия, релаксация с элементами визуализации и мн. другое. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические и физиологические процессы, подавляет патологические, способствует исчезновению травмирующих переживаний [1].
Неоспоримыми достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство художественных литературных средств коррекционного воздействия, сила индивидуального эмоционального восприятия, интимность, сила смысловой сущности повествования, которая связана с ярким описанием с помощью слов и словосочетаний качеств и чувств персонажей, их желаний, мотивов, побуждающих совершать те или иные поступки, то есть — в наличии лексико-семантического «поля» произведения, возможность повторяемости (перечитывание любимых литературных текстов), и др.
Дополнительной ценностью библиотерапии выступает широкое жанровое своеобразие литературных источников, консультант и клиент могут выбрать для использования в коррекционой работе широкий спектр литературы, рассмотрим некоторые из них:
— специальная литература по медицине, психологии, психотерапии, педагогике и т. д. имеет первостепенное значение, так как способна дать клиенту знания, которые ему особенно важны для стимуляции процессов успокоения, контроля и т. д.
Основные задачи этой литературы — сформировать достоверные медицинские, или психолого-педагогические знания, скорректировать искаженные, недостаточно глубокие представления о себе, как об индивидуальности и личности, сориентировать клиента в коррекционном процессе, в ходе преодоления спектра различных нарушений и т. д.
— научно-популярная литература — выполняет те же функции, что и специальная, однако предназначена, в большей степени, для для менее подготовленных читателей, имеющих достаточно узкий кругозор, не очень высокий культурно-образовательный уровень, когда неподготовленность клиента к восприятию большого количества специальных терминов может отпугнуть клиента, сделать научный текст маловоспринимаемым, а значит и снизить эффективность коррекционного процесаа. В то время, как научно-популярная литература вводит клиентыа в мир необходимых специальных знаний более щадяще, не перегружая сознание клиента излишей специальной терминологией, она лишьдает общее представление о сложных областях знания по тем проблемам, которые испытывает клиент.
— философская литература — призвана помочь клиенту получить, полноценное представление о себе,как о личности исобственном индивидуальном своеобразии, об, окружающих его людях чужых и близких, об окружающем мире в целом. Именно философская литература способствует осознанию нормативности возникновения на различных возрастных этапах онтогенеза конфликта между внешним реальным миром человека и его внутренним субъективным миром; между тем. что может, или могло бы быть, и тем, что есть на самом деле и частой дисгармоничности этого противостояния. Осознание этого снижает уровень тревоги клиента, приностит успокоение, удовлетворение собственной жизнью.
— биографическая и автобиографическая литература — на наш взгляд, имеет высошайший потенциал при работе со взрослой частью самых разнообразных клиентов. Автобиаграфическая литература написана реальными людьми, описывающими собственный личностный жизненный опыт, авторамы выступают знаменитые люди, знакомые нам и меющие выдающиеся достижения, в реальной жизни успешны. Описание не только их успеха, но и жизненных трудностей, определение жизненных целей, последовательный выбор и определение целей и средств их достижения помогают клиенту быстрее и лучше понять себя самого, идентифицируя себя с автором и героем одновремено выступающих в двух лицах. Примеры из жизни «так называемых «замечательных людей» действуют на клиента сильнее, чем какая либо другая литература. Служут примером решения сложных ситуаций, подобных тем, с которыми сталкиваются клиенты.
— классическая литература. Обладает огромным потенциалом и широким спектром средств воздействия на клиента. Практики отмечают, что не следует пользоваться художествнными произведениями большого объема и произведениями, изучаемым ранеев школьной программе. Лингвопедагогический потенциал произведений художественной литературы успешно реализуется в условиях направленной коррекционно-развивающей работы с клиентом, обеспечивающий организацию необходимого восприятия произведения, использование обобщенных представлений и понятий в ходе прочтения литературного произведения. Смысловая сущность повествования, позволяет клиенту понять существующие связи между поступками литературных героев и мотивами, которыми руководствовался герой в ходе осуществления того или иного поступка. Лексико-семантическое «поле» произведения, несет существенную информацию о социально-нравственных категориях, выраженных в конкретно-образной форме и обладающих эмоционально-императивной насыщенностью. В ходе работы с данным жанром литературных произведений происходит осознание нравственных категорий клиентом и проецирование их в сферу собственного поведения, внешних оценок и самооценок, способствует успешному формированию социально-нравственной компетенции клиента.
— юмористическая и сатирическая литература. Цель использование преобразование жизненных сложностей клиента в ситуации с юмористическим окрасом, формированиеу клиента способности помсмеяться над самим собой и и ситуацией, поиск рального выхода из сложной жизненной ситуации. Юмор учит техникам общения, дает возможность повышать уверенность в себе, стимулируетрождение положительных эмоций и т. д.
— фольклор, сказочная литература. Наибольшее значение данного жанра литературных произведений, на наш взгляд, заключено в аккумулированном человеческом опыте наций, народов и разных поколений. С помощью устного народного творчества передавались лишь те сказки и мифы, которые принималои понимало большинство людей, они удовлетворяли основным потребностям людей, не противоречили законам нравственности и этике, были близки уценностным установкам народа. Идеалы добра, правды, справедливости, и победа добра над злом, несет огромный психотерапевтический заряд. В ходе работы с данным жанром литературных произведений, формируются представления о возможности проявления одних и тех же социально-нравственных качеств в различных жизненных ситуациях, на основе чего возникает обобщенное представление об этих качествах и их значении во взаимодействии с окружающим миром и людьми. Используется в специфической работе как с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями,, так и в работе со взрослыми, например в женской терапии и т. д. «Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков литературных героев, а также выражая отношение автора к изображаемым явлениям, произведения литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать и сопереживать героям или осуждать их поведение и поступки. Они помогают научиться оценивать людей с точки зрения его нравственности, оказывают влияние на поведение детей, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» [2].
Детективы и приключенческая литература. Данный жанр имеее ряд позитивных сторон, позволяющих исползовать его в психотерапевтической и коррекционно-развивающей работе с клиентами. Так, данному жанру присущи: позитивная рарешимость неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций, неподдельный интерес, поддерживаемый на протяжении всего произведения, торжество справедливости. В детективе происходит аккомуляция и центрация клиента на негативных чувствах и постоянной тренировке его интуиции, желании догадаться, кто загадочный злой герой, явившийся причиной сюжетных коллизий, удивляться витееваточсти сюжетной линии и наконец, решению загадки и наказанием зла. Большое значение имеет таинственность как способ поддержания интереса. Данный жант способствует развитию аналитического мышления, формированию находчивости, позволяет перенести клиента его из реальной ситуации и в вымышленную, где клиент испытывает особое чувство защищенности, сопричастнистик действиям и поступкам добрых героев, символизирующих собой справедливость.
Педагогическая литература. Достаточно часто применяется в коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы с различными категориями клиенов. Ее использование способствент рсширению психолого-педагогических знаний о возрастных и индивидуально-типологических особенностях развития себя, как родителя и собственного ребенка на каждом возрастном этапе онтегенетического развития, содействует формированию различных личностных качеств у родителей, педагогов, людей, испытывающих проблемы в отношении с детьми, родителями, или прародителями с учетом межпоколенных противоречий и их невелированию. Позволяет обновить психолого-педагогический богаж знаний, освоить новые поведенческие алгаритмы, получить новый, не свойственный личности клиента опыт.
Таким образом, жанровое своеобразие литературных произведений позволяет использовать библиотерапию, как один из высоко эффективных методов в работе с клиентами имеющими разнообразные проблемы, в личностном плане и межличностных отношениях с окружающими людьми. Позволяет обогатить личностный опыт клиента, получить новый опыт поведенческих алгаритмов и средств, решения собственных трудных жизненных ситуаций.
Литература:
- Алексейчик А. Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — Т.: Медицина, 1985. — С.304–319.
- Калинина Т. В., Матвеева М. А. Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников/|| Молодой ученый. -2015. -№ 23(103).- С.871–873.