The article discusses the concept of "life" and "being" in the Christmas story "Little Angel" by L. Andreev. The author analyzes the use of the lexeme "to be" both as a complete dictionary of the verb, and as a copulative verb. The author explores the text-forming functions of structures including the verb "to be" and the peculiarities of such structures use in L. Andreev’s text.
Keywords: Christmas story, L. Andreev, “Little Angel”, life, being, the verb “to be”, existential sentences.
Жанр рождественского (святочного) рассказа – особый жанр детской календарной литературы, который получил широкое распространение в русской литературе и периодике второй половины XIX – начала XX вв. [2]. Рождественские рассказы публиковали Н.С. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Л.Н. Андреев, А.М. Горький. Русские писатели, используя религиозное содержание такого произведения, обращались к своему читателю с проповедью христианских нравственных идеалов, пытались не просто создать настроение праздника, оторвать от бытовых забот, но и пробудить веру в Божественное Провидение, заставить задуматься о смысле человеческого бытия.
Исследователи рождественского / святочного рассказа отмечают, что при всем многообразии разновидностей этого жанра можно выделить некоторые его типологические признаки. С точки зрения содержания, рождественский рассказ характеризуется нравственно-христианской идеей: он подчеркивает ценность человеческой жизни, теплых отношений между людьми, необходимость милосердия и сострадания, призывает помогать нуждающимся и обездоленным. С точки зрения формы, «святочный рассказ достаточно каноничен: действие приурочено к рождественским праздникам и разворачивается в течение святок или одной рождественской ночи; с героем происходят чудеса, которые предопределяют душевную метаморфозу; рассказ имеет счастливую развязку» [7, с. 127]. Русские писатели-реалисты несколько изменяют традиции рождественского рассказа, наполняя его социальным содержанием и отказываясь от мистического Чуда.
В творчестве Л. Андреева тема Рождества и связанного с ним нравственного преображения человека раскрыта в рассказах «Что видела галка» (впервые опубликован 25 декабря 1898 г.) и «Ангелочек» (впервые опубликован 25 декабря 1899 г.). Причем «Ангелочек» ближе к каноническому рождественскому рассказу, в котором повествуется о тяжелой жизни мальчика или девочки, искренне верящих в Чудо, происходящее в мире в светлый Праздник. В то же время в этом произведении ярко проявляются основные черты андреевской прозы: «лаконичность повествования, отсутствие развернутых, детализированных объективно-нейтральных изображений социальной действительности, активность авторского отношения к героям, ярко выраженная авторская субъективность, стремление «возвысить настроение над бытом» и воплотить это настроение в символической образности, конкретизирующей абстрактные представления» [5, с.121].
История Сашки начинается с описания быта его небогатой семьи, за которым можно разглядеть философское осмысление трудностей человеческого бытия. Уже в первых предложениях рассказа Андреев использует глагол быть в своем полнозначном «бытийном» значении. Как нам кажется, это неслучайно. Проанализируем употребления указанного глагола в тексте рождественского рассказа Л. Андреева, определим его основные текстообразующие функции, его связь с понятиями быта и бытия.
В словарной статье Малого академического словаря русского языка приводятся значения глагола быть как самостоятельного глагола (1. Существовать || Иметься. 2. Находиться, присутствовать где-л. 3. Происходить, совершаться, случаться. 4. Приходить, приезжать куда-л., посещать кого-л.) и как вспомогательного глагола (1. В значении связки между подлежащим и именным сказуемым. 2. Для образования сложных форм страдательного залога. 3. Для образования будущего времени изъявительного наклонения) [6].
В небольшом по объему (около 3,5 тысяч слов) тексте рассказа Л. Андреева «Ангелочек» мы встретили около 50 употреблений данного глагола. Он используется в формах настоящего времени (есть или нулевая связка – чуть более 10 примеров) и прошедшего времени (был, была, было, были – около 40 примеров, причем количественно преобладают формы единственного числа среднего рода).
Как полнозначный глагол быть выступает в следующих значениях:
- Быть – существовать, иметься в наличии: Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти. Вон там книги есть, с рисунками. — Да, в нем есть что-то особенное, — шептал отец, задумчиво всматриваясь в игрушку [текст рассказа Л. Андреева здесь и далее цит. по: 1]
Отметим, что противоположное указанному выше значение «Не имеется в наличии, отсутствует; противоп. есть» [6] выражается предикативным словом нет, примеры употребления которого также находим в тексте Л. Андреева, причем в непосредственной близости с глаголом быть: Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти.
- Быть – находиться, присутствовать где-либо: — Да ты с ума сошел! — воскликнула седая дама и оглянулась: по счастью, в кабинете никого не было. — Что с тобой? Ангелочек спустился с неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь.
- Быть – происходить, совершаться, случаться: Чудные бывают сны. Видишь все, что было, любишь и страдаешь, как наяву…
Таким образом, в тексте рассказа «Ангелочек» реализованы 3 из 4 приведенных в МАС значения полнозначного глагола быть, причем примеров использования глагола в первом значении значительно больше. За небольшими исключениями такие конструкции характеризуют бытийную сторону произведения, выполняя композиционную функцию в тексте, оформляя наиболее важные в идейном плане мысли автора и героев.
В качестве вспомогательного глагола (связки) глагол быть употребляется Л. Андреевым в составе 1) именного сказуемого двусоставного предложения и главного члена односоставного безличного предложения 2) связочно-именного и 3) связочно-модально-инфинитивного. Приведем соответствующие примеры:
1)Это была сестра хозяйки, та самая, с которой занимался когда-то Сашкин отец. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху.
2)Ему [отцу] всегда было холодно, и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя руки ладонями книзу. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые.
3)Поклонись же, Саша, нехорошо быть таким невежливым. Нужно было ложиться спать, но до этого устроить на ночь ангелочка.
Отметим, что большая часть проанализированных нами примеров - двусоставные предложения с составным именным сказуемым. Они содержат описание / характеристику лица либо предмета, особенно ярко эта функция проявляется в предложениях с нулевой связкой: Отец давно, до Сашкина еще рождения, был учителем у Свечниковых и с тех пор думал, что они самые хорошие люди. Ведь ты такой большой, что будешь ты с нею делать?.. Примеры со связочно-именным и связочно-модально-инфинитивным главным членом описывают физическое / психическое состояние человека или состояние окружающей среды [подробнее о семантике бытийных конструкций см. 8]. Следовательно, предложения с глаголом-связкой быть преимущественно характеризуют бытовую сторону рассказа.
Особенностью употребления глагола быть в данном произведении является использование в одном контексте нескольких единиц с разной семантикой и разными синтаксическими функциями, например: Оттого и была так красива эта игрушечка, оттого и было в ней что-то особенное, влекущее к себе, не передаваемое словами. Ангелочек спустился с неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь. По нашему мнению, такие примеры подчеркивают значимость глагола быть и связанного с ним бытийного значения в тексте рассказа Л. Андреева «Ангелочек», вербально оформляют присутствующие в этом тексте понятия «быт» и «бытие», помогают увидеть сквозь бытовые детали общие закономерности бытия.
Если соотносить употребление глагола быть с композиций «Ангелочка», то наблюдается следующая закономерность. Первая часть рассказа посвящена описанию быта Сашкиной семьи, но в ней мы видим и попытки героя осмыслить смысл (точнее бессмысленность) своего существования. В этой части встречается пятая часть интересующих нас употреблений, причем это примеры и с полнозначным, и с вспомогательным глаголом. Во второй части, рассказывающей о елке у Свечниковых, сосредоточена половина выявленных нами предложений с глаголом быть, но распределены они в этом фрагменте неравномерно. Основная часть бытийных предложений употреблена во второй половине фрагмента и используется при описании воскового ангелочка и чувств мальчика, связанных с ним. Образ ангелочка, несомненно, связан с выходом мыслей героев за пределы бытовых интересов, с осознанием наиболее общих вопросов бытия (смысл человеческого существования, вера в Бога и божественное Чудо, духовные интересы и потребности, пробуждение в человеке Человеческого). Поэтому нам представляется неслучайным то, что небольшое количество связочных предложений в начале второй части, представляющем бытовую зарисовку рождественского праздника в богатом доме, противопоставлено активному использованию бытийных предложений всех типов в конце второй части, как сам ангелочек противопоставлен все остальным елочным игрушкам: Он был бесконечно далек и непохож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.
В третьей части рассказа употребляется заметное в ее небольшом объеме количество конструкций с глаголом быть (четверть всех выявленных нами употреблений). Это объясняется значимостью части в выражении идеи рассказа: фигурка ангелочка помогает Сашке и его отцу на Рождество забыть о тяготах быта, о «грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов», о «черном мраке обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски». Она является напоминанием о другом мире (и это вовсе не мир Свечниковых, богатый, внешне благополучный, но холодный и лживый), ангелочек воплощает в себе «все добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души», становится связующим звеном между Сашкой и презираемым, но тем не менее любимым им отцом, ведь «было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Ангелочек для Л. Андреева и его героев – напоминание о том, что бытие человека не определяется его бытом.
Таким образом, анализируя употребления глагола быть в рассказе Л. Андреева «Ангелочек», мы пришли к следующим выводам. Предназначенный для семейного чтения жанр рождественского рассказа ориентируется на ребенка как на читателя и на главного героя. Воспитательная, морализаторская функция такого произведения состоит в том, чтобы заставить аудиторию отвлечься от бытовых проблем и обратиться к общим вопросам человеческого бытия. Для реализации этой идеи Л. Андреев активно использует предложения с глаголом быть в бытийном и связочном значениях, с различными функциями, в разных комбинациях в составе одного текстового фрагмента.
Литература:
- Андреев Л. Ангелочек [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/book/andreev_leonid/angelochek.html
- Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. – С.-Пб.: СПГУ, 1995. – 266 с.
- Макеева С.Г., Михеенко О.С. Календарные рассказы духовно-нравственной тематики как литературное явление // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 4. – Том I (Гуманитарные науки). – С. 243-246.
- Нестерова Т.А. Каноны рождественской литературы в рассказе Л.Н. Андреева «Ангелочек» // II Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность»: Межвузовский сборник научно-методических статей. – Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, 2016. – С. 172-175.
- Садовников А.Г. Образная символика «пасхально-святочно-рождественских» текстов Л. Андреева // Вестник НГЛУ. Вып.33. Художественный текст на пересечении культур. – Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2016. – С. 120-127.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - Т. 1. А—Й. — 702 с.
- Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Выпуск 2. Художественные и научные категории. - Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1992 г. – С. 113-127.
- Тихонова И.В. Семантико-синтаксическое поле бытийности в прозе Л. Андреева: автореф. дисс. … канд.филол.наук. - М., 2005. - 24 с.