Стратегический менеджмент — управленческий процесс, направленный на достижение поставленных целей организации, на основе выбранных средств. Другими словами, стратегический менеджмент — это процесс разработки и реализации стратегии.
Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени.
Основные задачи стратегического менеджмента:
− распределение ресурсов наиболее эффективным образом для развития организации;
− осуществление функций планирования и контроля за реализацией поставленной стратегической цели;
− определение наиболее перспективных направлений развития организации.
Чтобы более подробно разобраться в понятии «стратегический менеджмент», рассмотрим его на примере компании ПАО «Мечел». Для начала необходимо дать краткую характеристику предприятию.
ПАО «Мечел», основанное в 2003 году, является одной из ведущих мировых компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях. В компанию входят производственные предприятия в 11 регионах России, а также в Литве и Украине.
«Мечел» объединяет более 20 промышленных предприятий. Это производители угля, железной руды, стали, проката, ферросплавов, тепловой и электрической энергии. Все предприятия работают в единой производственной цепочке: от добычи сырья до продукции с высокой добавленной стоимостью. В состав холдинга также входят три торговых порта, собственные транспортные операторы, сбытовые и сервисные сети. Продукция «Мечела» реализуется на российском и зарубежных рынках.
«Мечел» входит в пятерку мировых производителей коксующегося угля и находится в числе мировых лидеров по объему производства концентрата коксующегося угля. Компания занимает третье место в России по общей добыче углей и контролирует более четверти мощностей по обогащению коксующегося угля в стране. «Мечел» также занимает второе место в России по производству сортового проката, является крупнейшим и наиболее многопрофильным производителем специальных сталей и сплавов в России.
«Мечел» располагает крупнейшей в России и одной из крупнейших в Европе металлосервисной и торговой сетью «Мечел Сервис Глобал», которая насчитывает около 80 подразделений, в том числе более 30 сервисных центров. В состав «Мечел Сервис Глобал» входят российская компания, дочерние компании в странах СНГ, Западной и Восточной Европе.
Далее проанализируем основные технико-экономические показатели компании ПАО «Мечел» (таблица 1).
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели ПАО «Мечел»
Наименование показателя |
2014г. |
2015г. |
2015/2014гг.,% |
1 |
3 |
4 |
5 |
|
43293,48 |
45121,60 |
4,22 |
|
38200,76 |
40641,78 |
6,39 |
|
5092,72 |
4479,82 |
-12,03 |
|
-2731,32 |
-1175,87 |
56,95 |
|
0,88 |
0,90 |
2,08 |
|
27632,67 |
28501,05 |
3,14 |
|
2555,87 |
2267,43 |
-11,29 |
|
16,94 |
19,90 |
17,48 |
|
0,06 |
0,05 |
-14,88 |
|
66230 |
62920 |
-5,00 |
|
653,68 |
717,13 |
9,71 |
|
1414,22 |
116,92 |
-91,73 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
26218,45 |
28384,13 |
8,26 |
|
4312,14 |
5311,73 |
23,18 |
|
7999,66 |
9576,95 |
19,72 |
|
10,04 |
8,49 |
-15,39 |
|
5,41 |
4,71 |
-12,94 |
|
35,86 |
42,38 |
18,19 |
|
66,52 |
76,41 |
14,87 |
|
13,33 |
11,02 |
-17,32 |
|
11,76 |
9,93 |
-15,60 |
|
-9,88 |
-4,13 |
58,26 |
|
10,14 |
8,22 |
-18,93 |
|
3,06 |
2,25 |
-26,47 |
|
5,96 |
6,56 |
10,07 |
|
2,11 |
2,08 |
-1,42 |
|
3,12 |
2,81 |
-9,94 |
|
3,23 |
2,91 |
-9,91 |
|
4,27 |
4,32 |
1,17 |
В 2015 году прибыль составила – 1175,87 млн. руб., что на 1555,45 млн. руб., или на 56,95 % больше, чем в 2014 году. Основное влияние на прибыль в рассматриваемых периодах оказало в 2015 году сокращение постоянных издержек, а именно, сокращение ФОТ в связи с сокращением среднесписочной численности персонала на 5 % (что также связано с реорганизацией структуры компании в этом году), а также увеличение производства стали на 1,17 %, что в свою очередь привело к увеличению выручки на 4,22 %. В связи с сокращением численности персонала увеличился показатель производительности труда на 9,71 %.
Также необходимо провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В таблице 2 представлены показатели финансовой устойчивости предприятия.
Таблица 2
Показатели финансовой устойчивости предприятия
Показатели |
2014 год |
2015 год |
Излишек или недостаток собственных средств, млн. руб. |
-50 159 |
-89 868 |
Излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников, млн. руб. |
6 631 |
-9 265 |
Излишек или недостаток общей величины основных источников, млн. руб. |
73 499 |
82 811 |
S 2014 = {0; 1;1} — область неустойчивого финансового состояния;
S 2015 = {0; 0;1} — область критического финансового состояния.
По результатам анализа показателей абсолютной финансовой устойчивости видно, что предприятие в 2014 году находится в области неустойчивого финансового состояния, то есть, существует риск неплатежеспособности, а в 2015 году компания оказалась в области критического финансового состояния. Однако, несмотря на это, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет дополнительного сокращения дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов, а также за счет наращивания собственных средств.
Все эти показатели могут быть детализированы с помощью системы финансовых коэффициентов, которые лежат в основе оценки финансового положения предприятия.
В таблице 3 представлены коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия
Таблица 3
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия
Показатели |
Год |
Темп прироста,% |
|
2014 |
2015 |
||
Коэффициент автономии |
0,32 |
0,18 |
-43,90 |
Коэффициент соотношения заемных средств и собственных |
2,15 |
4,62 |
114,62 |
Коэффициент соотношения мобильных средств и иммобилизованных |
0,07 |
0,01 |
-88,31 |
Коэффициент маневренности |
-0,63 |
-1,90 |
200,18 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
-3,00 |
-40,67 |
1255,22 |
Коэффициент автономии меньше нормативного значения 0,5, и продолжает уменьшаться, что говорит об увеличении финансовой зависимости предприятия.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств характеризует предприятие как зависимое от внешних источников финансирования, не имеющее финансовую автономность (т. к. значение данного показателя выше нормативного значения — 1, и увеличивается).
Коэффициент маневренности характеризует, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение Км положительно характеризует финансовое состояние предприятия, но каких-либо нормативных значений не существует. Однако на данном предприятии этот показатель имеет отрицательные значения, а это значит, что предприятию не хватает собственных оборотных источников для поддержания необходимого уровня оборотного капитала.
В таблице 4 представлены показатели ликвидности предприятия
Таблица 4
Показатели ликвидности предприятия
Показатели |
Год |
Темп прироста,% |
|
2009 |
2010 |
||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,22 |
0,0000029 |
-100,00 |
Коэффициент ликвидности |
0,25 |
0,024 |
-90,4 |
Коэффициент покрытия |
0,25 |
0,024 |
-90,4 |
Рентабельность активов |
-0,09 |
-0,12 |
30,32 |
Величина КАЛ находится на допустимом уровне 2014 года (нормативное значение 0,2–0,25). Это значит, что предприятие может погасить всю свою краткосрочную задолженность в ближайшее время (немедленно), однако в 2015 году наблюдается резкое ухудшение данного показателя, что в свою очередь вызвано отсутствием краткосрочных финансовых вложений и резким сокращением денежных средств, а это означает, что предприятие не в силах погасить всю свою краткосрочную задолженность в ближайшее время.
Значения промежуточных коэффициентов ликвидности предприятия также меньше нормативного — 0,8. Это означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей ликвидности не могут покрыть текущие долги предприятия.
Показатель Кп говорит о том, что оборотных средств предприятию недостаточно для покрытия краткосрочных обязательств, что говорит о том, что оборотные средства размещены нерационально и используются неэффективно.
Рентабельность активов, показывающая эффективность использования всего имущества, находящегося в распоряжении предприятия, имеет отрицательные значения и ухудшается, что в свою очередь связано с увеличением непокрытого убытка предприятия.
Также необходимо рассмотреть внутреннюю и внешнюю среду компании.
Основными потребителями компаниями являются: ОАО «АвтоВАЗ», КамАЗ (Камский автомобильный завод), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК, «Магнитка»), Shasteel Group, POSCO южнокорейская промышленная корпорация, Baosteel Group.
Основными поставщиками выступают: ООО «Южно-Уральский механический Завод», «Невский завод», Alstom (ранее GEC-Alsthom), — Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России»), ОАО «Газпром».
Основные конкуренты компании ПАО «Мечел» — «Металл-сервис», ОАО «ЕвразХолдинг», «Сталепромышленная компания» (Steel Industrial Company, СПК).
Интересные факты о компании:
24 июля 2008 года в правительственном совещании в Нижнем Новгороде, посвящённом проблемам в металлургической отрасли, руководство компании подверглось резкой критике со стороны Председателя правительства России В. В. Путина, который обвинил компанию в продаже сырья за рубеж по ценам в два раза ниже внутренних (это может быть свидетельством ухода от налогообложения). После заявления Путина капитализация «Мечела» на Нью-Йоркской фондовой бирже рухнула на 37,6 %. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по факту завышения «Мечелом» внутренних цен на коксующийся уголь по сравнению с экспортными. Федеральная антимонопольная служба признала «Мечел» виновным в нарушении статьи 10 закона «о конкуренции» в связи с завышением цен на коксующийся уголь и, учитывая активное сотрудничество компании с ФАС, назначила относительно невысокий штраф за это нарушение — 5 % от годового оборота холдинга или 790 млн. рублей.
Компания ПАО «Мечел» уделяет огромное внимание образованию и здоровью своих сотрудников, а также стремится к созданию комфортных условий труда и условий для отдыха. «Мечел» привержен активной поддержке социальных программ Правительства, способствующих социальному развитию регионов, в которых расположены предприятия группы.
Далее проведем SWOT-анализ компании ПАО «Мечел».
Таблица 5
Характеристика компании ПАО «Мечел»
Сильные стороны: S1 — ценовое преимущество; S2 — разнообразие ассортимента; S3 — материалы высшего качества; S4 — передовые технологии производства; S5 — высокотехнологичное оборудование; S6 — высокая квалификация сотрудников; S7 — постоянное обучение персонала и повышение его квалификации; S8 — прочное положение на мировом рынке; S9 — лидерство в области производства коксующегося угля и концентрата коксующегося угля; S10 — наличие мощной производственной базы. |
Возможности: О1 — возможно увеличение спроса на продукцию, и, следовательно, увеличение объёма продаж; О2 — заключение выгодных контрактов с зарубежными потребителями; О3 — введение новых ресурсо- и энергосберегающих технологий; О4 — активная пропаганда инвестиционной привлекательности; О5 –увеличение проектной мощности на Эльгинском угольном месторождении; О6 — применение новых технологий для безопасности работников. |
Слабые стороны: W1 — снижение объемов сбыта; W2 — недостаточно высокая прибыль; W3 — высокая оплата труда квалифицированных сотрудников; W4 — возможность внутренних конфликтов из-за психологической несовместимости сотрудников; W5 — низкая мотивация сотрудников; W6 — недостаточный учет и контроль продаж; W7 — наличие зависимости от дотаций; W8 — высокая вероятность банкротства; W9 — снижение численности сотрудников; W10 — неэффективное использование ресурсов. |
Угрозы: Т1 — высокая степень зависимости от емкости энергетического рынка; Т2 — высокая степень зависимости от поставщиков; Т3 — спад экономики; Т4 — большие долговые обязательства, превышающие рыночную капитализацию в несколько раз; Т5 — износ ОПФ; Т6 — снижение инвестиционной привлекательности; Т7 — техногенные загрязнения; Т8- высокая степень зависимости от заемных средств; Т9- снижение заинтересованности в отдельных видах продукции компании. |
Таблица 6
SWOT-анализ компании
|
Возможности: О1; О2; О3; О4; О5; О6 |
Угрозы: Т1; Т2; Т3; Т4; Т5; Т6; Т7; Т8; Т9 |
Сильные стороны S1; S2; S3; S4; S5; S6; S7; S8; S9; S10 |
S3→O2; S8→O2; S4→O5; S5→O5; S1→O1 |
S9→T1 |
Слабые стороны W1; W2; W3; W4; W5; W6; W7; W8; W9; W10 |
O1→W1; O2→W1; O3→W2; O5→W2 |
W2→T4; W3→T4 |
Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение, и географическое развитие рынка. Сначала необходимо минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию. Так как на этом рынке продукция с технологической точки зрения развивается очень быстро, то необходимо внимательно следить за развитием технической мысли и по возможности как можно быстрей обеспечивать доступ покупателей ко всем новинкам. Нельзя так же забывать и о сервисном обслуживании после ремонта. Есть возможность расширяться дальше в регионы, где этот рынок представлен слабо.
Также проведем анализ конкурентоспособности компании ПАО «Мечел» в России на основе модели пяти сил Портера.
Таблица 7
Результаты анализа компании
Параметр |
Значение |
Описание |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Высокий |
Компания не обладает уникальным предложением на рынке, существуют аналоги |
Угрозы внутриотраслевой конкуренции |
Средний |
Рынок компании является высоко конкурентным и перспективным. Отсутствует возможность полного сравнения товаров разных фирм. Есть ограничения в повышении цен. |
Угроза со стороны новых игроков |
Средний |
Средний риск входа новых игроков. Существует возможность появления новых компаний, так как барьеры для входа новых игроков недостаточно высоки, однако уровень первоначальных инвестиций высок. |
Угроза потери текущих клиентов |
Средний |
Портфель клиентов обладает средними рисками. Отсутствует неудовлетворенность текущим уровнем работ. Однако клиенты могут уйти в конкурентам с аналогичной продукцией не претерпев особо сильных издержек. |
Угроза нестабильности поставщиков |
Низкий |
Стабильность со стороны поставщиков |
Направления работ:
- Рекомендуется концертировать все усилия на построении осведомленности об уникальных предложениях;
- Проводить постоянный мониторинг предложений конкурентов, снижать влияние ценовой конкуренции на продажи, повышать уровень знания о товаре;
- Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг появление новых игроков, а также можно проводить акции, направленные на длительность контакта потребителя с компанией;
- Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов, а также можно ввести специальные программы для основных потребителей;
- Проведение переговоров о снижении цен.
Также можно провести портфельный анализ с помощью матрицы БКГ. На рисунке 1 приведены результаты построения матрицы БКГ.
Рис. 1. Матрица БКГ
Концентрат коксующегося угля попадает в категорию звезды и дойные коровы, уголь PCI — звезды, энергетический уголь — трудные дети, антрациты — звезды, железорудный концентрат в большей степени относится к категории трудные дети, кокс — трудные дети, чугун относится в равной степени к категориям трудные дети и собаки.
И еще проведем позиционирование компании с помощью матрицы Маккинси. В таблице 8 представлены результаты анализа компании ПАО «Мечел» с помощью матрицы Маккинси.
Таблица 8
Матрица Маккинси
|
Конкурентная позиция |
|||
Высокая [3,37; 5,00] |
Средняя [1,68; 3,36] |
Низкая [0; 1,67] |
||
Привлекательность рынка |
Высокая [3,37; 5,00] |
«Победитель»: инвестирование ирост |
«Победитель» |
«Вопросительный знак»: зарабатывать и защищаться |
Средняя [1,68; 3,36] |
«Победитель» |
«Средний бизнес»: зарабатывать и защищаться |
«Проигрывающий» |
|
Низкая [0; 1,67] |
«Производитель прибыли»: зарабатывать и защищаться |
«Проигрывающий» |
«Проигрывающий»: снимать урожай и защищаться |
|
Компания «Мечел» входит в категорию «Победитель», что характеризуется высокой степенью привлекательности рынка и достаточно большими преимуществами организации на нем. Организация является одним из лидеров. Угрозой для нее может быть возможное усиление позиций отдельных конкурентов, изменения в законодательстве, потеря клиентов. Необходимо инвестирование для дальнейшего роста компании.
После проведения стратегического анализа ПАО «Мечел» мы предлагаем следующее так как рынок находится в стадии роста, а компания занимает благоприятное конкурентное положение в отрасли. Далее следует выбрать стратегию дальнейшей деятельности компании. В случае с компанией «Мечел» следует выбрать стратегию выжидания. Необходимо ждать благоприятной ситуации для быстрого захвата доли рынка, рост продаж необходимо изменять в прямой зависимости от роста рынка, что касается конкурентных преимуществ — необходимо укреплять существующие качества товаров, также возможно производить выборочное инвестирование, вкладывая только в проекты, способные значимо улучшить конкурентное преимущество компании в отрасли.
Литература:
- Тарелкин А. А. Инвестиционная привлекательность отраслей российской экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 28–36.
- Тасмуханова А. Е., Юсупова Р. В. Особенности использования моделей стратегического менеджмента на предприятиях газовой отрасли. Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 2. С. 119–122.112.
- Тасмуханова А. Е. Управление и реструктуризация. — Уфа, 2012. (2-е издание, переработанное).
- Тасмуханова А. Е. Экономика предприятий. Учебное пособие / Уфимский государственный нефтяной технический университет. Уфа, 2010.
- Буренина И. В., Герасимова М. В. Механизм определения уровня экономического потенциала субъекта энергетического рынка. Нефть, газ и бизнес. 2008. № 5–6. С. 32–33.