Оценка экономического роста бизнеса (на примере розничной сети «Магнит») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Коротков, А. В. Оценка экономического роста бизнеса (на примере розничной сети «Магнит») / А. В. Коротков, Ю. Л. Брук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26572/ (дата обращения: 17.12.2024).



Оценка экономического роста бизнеса (на примере розничной сети «Магнит»)

Коротков Анатолий Владимирович, доктор экономических наук, профессор;

Брук Юлия Леопольдовна, студент

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Одной из приоритетных целей бизнеса является экономический рост и развитие предприятия. Экономический рост делает предприятие инвестиционно привлекательным, позволяет ему удовлетворять возрастающий спрос на продукцию, является одним из ключевых факторов изменения рыночной стоимости фирмы. В процессе экономического развития фирма адаптируется к условиям внешней среды, изменениям хозяйственной конъектуры. Экономический рост позволяет фирме оставаться конкурентоспособной.

Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности данной темы.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д.

Общие и частные показатели всегда находятся в тесной взаимосвязи и нельзя судить об экономическом росте предприятия, опираясь только на один из них. Например, в качестве основного показателя экономического развития часто рассматривается максимизация прибыли предприятия. В то же время, процесс максимизации прибыли всегда тесно связан с увеличением риска, в случае реализации которого неизбежно ухудшение результатов деятельности предприятия. Поэтому максимизация прибыли не может выступать единственной основной целью деятельности фирмы.

Сеть магазинов «Магнит» — ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России. «Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 108 населенных пунктах Российской Федерации.

Из всего множества факторов для анализа использовались следующие:

Количество открытых магазинов

Общее количество магазинов

Чистая выручка

Базовая прибыль на 1 акцию

Этих четырёх факторов достаточно, чтобы выявить и адекватно оценить основную тенденцию экономического роста розничной сети «Магнит».

ОАО «Магнит» публикует финансовую отчетность начиная с 2005 года, но для исследования были взяты данные за период начиная с 2006 года по 2013 год. Это связано с неоднородностью данных в отчетностях компании, а также с неадекватным поведением второй половины 2014 года.

В таблице 1 представлены данные по всем четырем выбранным показателям.

Таблица 1

Факторы экономического роста розничной сети «Магнит»

Год

Кол-во открытых магазинов

Общее количество магазинов

Чистая выручка, млн. руб.

Базовая прибыль на 1 акцию, долл. США

2006

393

1 893,00

68 100,00

0,81

2007

304

2 197,00

94 035,00

1,34

2008

385

2 582,00

132 921,22

2,34

2009

646

3 228

169 860,97

3,27

2010

827

4 055

236 193,55

3,76

2011

1254

5309

335 699,95

4,69

2012

1 575

6 884

448 661,13

8,54

2013

1 209

8 093

579 694,88

11,83

В течение восьми лет количество магазинов «Магнит» в целом с каждым годом растет. В среднем ежегодно за изучаемый период времени в количество магазинов растет на 23 %.

Абсолютный прирост количества магазинов на конец 2013 года по сравнению с концом 2006 года составил 6200 штук (или 328 %).

Самое резкое увеличение количества магазинов зафиксировано в 2011 году, тогда количество магазинов увеличилось по сравнению с 2010 годом на 31 %.

Последние же два года (2012 и 2013 гг.) количество магазинов увеличивается на 29 % и 17 % соответственно.

Изменение количества открытых магазинов во времени описывается уравнением регрессии вида y = -18,356x3 + 252,63x2–811,94x + 1009,4. Коэффициент детерминации (R2) равен 0,96, что говорит о хорошо подобранной модели.

Изменение чистой выручки магазина описывается уравнением регрессии вида y = 9768,6x2–16144x + 81695. Коэффициент детерминации (R2) равен 0,99, что говорит о хорошо подобранной модели. Коэффициент корреляции (r) равен 0,964. Это свидетельствует о сильной зависимости чистой выручки от времени.

Опираясь на знания экономической теории, можно сделать вывод о том, что магазин находится в стадии роста.

Изменение чистой выручки под влиянием количества открытых магазинов описывается уравнением регрессии вида y = 9768,6x2–16144x + 81695. Коэффициент корреляции равен 0,89, следовательно, связь между признаками прямая и достаточно тесная. Коэффициент детерминации равен 0,789 − это означает, что вариация результата на 78,9 % объясняется вариацией фактора х.

Несмотря на то, что R2=0,99, данная модель может быть несовершенной, поскольку в динамических рядах может существовать автокорреляция. Автокорреляция − это взаимосвязь последовательных элементов временного или пространственного ряда данных. Наличие автокорреляции приводит к искажению средних квадратических ошибок коэффициентов регрессии, что в свою очередь затрудняет построение доверительных интервалов по ним. Поэтому, если автокорреляция присутствует, то необходимо избавиться от нее.

В данном случае фактический коэффициент автокорреляции, равный 0,516, превысил табличное значение (0,371), что говорит о наличии автокорреляции в ряду динамики.

Гипотеза о наличии автокорреляции проверяется по критерию Дарбина-Уотсона. Величина критерия Дарбина-Уотсона d=0,636, т. е. d< 2, что подтверждает наличие в исходном динамическом ряду положительной автокорреляции.

Убедившись в наличии автокорреляции в ряду динамики, необходимо исключить или уменьшить ее. В соответствии с теоремой, доказанной Фришем и Boy, время вводится в систему связных динамических рядов в качестве дополнительного фактора. Введение фактора времени исключает основную тенденцию развития всех явлений, представленных исследуемыми рядами динамики.

После избавления от автокорреляции методом Фриша-Воу, была получена новая модель:

y=-65369,8+18,9x+68429,9t

Полученная модель лучше старой тем, что она учитывает временной фактор, а так же коэффициенты корреляции и детерминации выше, чем в старой − 0,92 и 0,84 соответственно. Средняя ошибка аппроксимации для новой модели составляет 12 %, что свидетельствует о хорошем качестве модели, следовательно, ее можно использовать для построения прогноза.

Опираясь на результаты точечного прогноза, можно сделать вывод, что в 2016 году, чистая выручка розничной сети «Магнит» составит 653 612,2 млн. руб.

Таблица 2

Расчет прогнозных значений

Год

года(t)

Чистая выручка, млн. руб.

2014

9

565306,4

2015

10

615092,5

2016

11

653612,3

В дополнение к точечному прогнозу необходимо определить границы возможного изменения прогнозируемого показателя, т. е. вычислить прогноз интервальный.

Средняя квадратическая ошибка прогноза (Sp)= 52 318,8, статистика Стьюдента равна 2,836, следовательно, Y2016= 653 612,28 +/- 148 381,4. Таким образом, чистая выручка в 2016 году с вероятностью 95 % составит от 505 230,92 млн. руб. до 801 993,64 млн. руб.

Чтобы говорить о будущем экономическом росте розничной сети «Магнит», не достаточно опираться только на прогнозные значения чистой выручки. Важным показателем развития и экономического роста предприятия является показатель базовой прибыли на 1 акцию.

При помощи метода аналитического выравнивания можно сделать прогноз на ближайшие несколько лет. При сохранении данной тенденции абсолютного прироста базовой прибыли на 1 акцию, можно ожидать, что к 2014 году базовая прибыль на 1 акцию составит 11 долл. США, к 2015 году—12,5 долл. США, а к 2016 году—13,9 долл. США, что на 44,9 % выше, чем в 2013 году.

По материалам исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В целом за период наблюдается положительная динамика роста количества магазинов розничной сети «Магнит». Средний темп прироста составляет 23 %;
  2. Самое резкое увеличение количества магазинов зафиксировано в 2011 году, тогда количество магазинов увеличилось по сравнению с 2010 годом на 31 %;
  3. Деятельность фирмы сопровождается постоянным увеличением объемных показателей, таких как чистая выручка, количество открытых магазинов и базовой прибыли на 1 акцию. Это говорит об экономическом росте ОАО «Магнит»;
  4. Экономический рост фирмы имеет место только тогда, когда будет соблюдаться взаимосвязанный и взаимоувязанный рост различных объемных показателей. Для этого был проведен анализ влияния количества открытых магазинов «Магнит» на изменение чистой выручки;
  5. Чистая выручка в 2016 году составит от 505 230,92 млн. руб. до 801 993,64 млн. руб. А базовая прибыль на 1 акцию к 2016 году—13,9 долл. США, что на 44,9 % выше, чем в 2013 году.

Литература:

  1. Тонких А. С., Остальцев А. С., Остальцев И. С. Приемы моделирования экономического роста предприятия. — Екатеринбург — Ижевск: ИЭ УрО РАН, 2012. — 50 с.
  2. Садовникова Н. А., Шмойлова Р. А. Анализ временных рядов и прогнозирование. — 3-ий вып. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. — 264 с.
  3. Антохонова И. В. Методы прогнозирования социально-экономическихпроцессов. — Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. — 212 с.
  4. Магнит сегодня // Розничная сеть «Магнит». URL: http://magnit-info.ru/about/today/ (дата обращения: 28.02.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): чистая выручка, магазин, розничная сеть, экономический рост, США, базовая прибыль, наличие автокорреляции, коэффициент детерминации, коэффициент корреляции, уравнение регрессии вида.


Похожие статьи

Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия (на примере ПАО «Северсталь»)

Анализ управления коммерческими рисками в банковской деятельности (на примере ООО “ХКФ Банк”)

Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных преимуществ компании (на примере компании ПАО «Мечел»)

Оценка и анализ рентабельности использования активов (на примере строительной компании АО «Саратовоблжилстрой»)

Роль внутренней политики компании для эффективного развития (на примере ПАО «Северсталь»)

Анализ потребительских предпочтений кефира (на примере г. Челябинск)

Анализ финансовой устойчивости предприятия (на примере ОАО «Хабаровский судостроительный завод»)

Совершенствование системы потребительского кредитования на примере ОАО «РоссельхозБанк»

Анализ эффективности использования оборотных средств (на примере АО «Аэропорт Якутск»)

Уровень развития венчурного финансирования в России (на примере одного региона)

Похожие статьи

Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия (на примере ПАО «Северсталь»)

Анализ управления коммерческими рисками в банковской деятельности (на примере ООО “ХКФ Банк”)

Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных преимуществ компании (на примере компании ПАО «Мечел»)

Оценка и анализ рентабельности использования активов (на примере строительной компании АО «Саратовоблжилстрой»)

Роль внутренней политики компании для эффективного развития (на примере ПАО «Северсталь»)

Анализ потребительских предпочтений кефира (на примере г. Челябинск)

Анализ финансовой устойчивости предприятия (на примере ОАО «Хабаровский судостроительный завод»)

Совершенствование системы потребительского кредитования на примере ОАО «РоссельхозБанк»

Анализ эффективности использования оборотных средств (на примере АО «Аэропорт Якутск»)

Уровень развития венчурного финансирования в России (на примере одного региона)

Задать вопрос