Оценка деятельности компании с помощью матриц портфельного анализа (на примере ОАО «Сусуманзолото») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оценка деятельности компании с помощью матриц портфельного анализа (на примере ОАО «Сусуманзолото») / Т. А. Волгина, Д. А. Никулочкина, Т. С. Сычкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 381-384. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37212/ (дата обращения: 17.12.2024).



Для достижения долгосрочных целей и миссии организации менеджеры любой компании разрабатывают стратегию ее развития. Важным этапом построения стратегии предприятия является стратегический анализ. В данной статье проводится стратегический анализ холдинга ОАО «Сусуманзолото» с использованием моделей ADL, Хофера-Шенделя и оценка конкурентных сил по модели М.Портера.

Ключевые слова: стратегический анализ, модель ADL (Артур Д.Литтл), Хофер-Шендель модель пяти конкурентных сил М.Портера, золотодобыча

Стратегический анализ — один из главных элементов формирования стратегической программы развития фирмы, направленной на укрепление ее позиций и достижение долгосрочных целей в действующих экономических условиях. Анализ помогает определить фактическое положение предприятия в отрасли, определить возможные угрозы и выбрать, исходя из этого, наиболее рациональный план развития предприятия.

Горно-обогатительный комбинат ОАО «Сусуманзолото» является одной из крупнейших компаний среди российских золотодобывающих предприятий. Основными видами деятельности компании являются добыча, переработка и реализация золота на российском рынке, а также проведение геологоразведочных работ. По результатам деятельности компания в 2015 году заняла 9 место среди более чем 475 российских предприятий, добывающих золото, обладая долей рынка равной 1,8 %. [1]

В таблице 1 представлены основные технико-экономические показатели компании.

Таблица 1

Динамика технико-экономических показателей ОАО «Сусуманзолото»

Показатель

Ед.изм

2015г

2014г

Прирост

%

+/-

  1. Объем реализованного золота

кг

3526

4248

-17

-722

2. Остаток нереализованного золота на конец отчетного периода

кг

733

24

31

709

3. Выручка от реализации

млн.руб.

7995

6470

24

1525

3.1 В т. ч. выручка от реализации золота

млн.руб.

7881

6419

23

1462

4. Средняя цена реализации золота

руб/гр.

2235

1511

48

724

5. Полная себестоимость реализованного золота, вкл. коммерческие и управленческие расходы, проценты к уплате

руб/гр.

1711

1412

21

299

6. Прибыль до налогообложения

млн.руб.

1164

181

543

983

7. Чистая прибыль

млн.руб.

885

124

613

761

В 2015 году обществом было реализовано 3,5 т золота, что на 0,7 т меньше, чем в предыдущем году. Несмотря на это, выручка от реализации золота составила 7,9 млрд.руб., что на 23 % или на 1,5 млрд.руб. больше, чем в 2014 году. Такое увеличение произошло за счет увеличения цены реализации золота почти в два раза.

Для выявления потенциальных угроз был проведен анализ конкурентоспособности компании на основе модели пяти сил М.Портера (таблица 2). Движущими силами рыночной конкуренции являются следующие элементы: рыночная власть покупателей, власть поставщиков, угроза появления новых участников, внутриотраслевая конкуренция, вероятность появления товаров-заменителей. [2]

Таблица 2

Оценка конкурентоспособности компании спомощью модели М.Портера

Конкурентная сила

Степень угрозы

Описание

Угроза появления товаров-заменителей

Низкий уровень угрозы

Основной продукцией ОАО «Сусуманзолото» является золото в слитках, не имеющей товаров-заменителей, поэтому риск их появления низкий.

Внутриотраслевая конкуренция

Низкий уровень угрозы

На рынке золотодобычи большое количество участников. Так, на 2015 год официально зарегистрировано 475 золотодобывающих предприятия. Но так как ОАО «Сусуманзолото» занимает одну из лидирующих позиций среди данных компаний и является одним из главных поставщиков для ПАО «Сбербанк», угроза внутриотраслевой конкуренции мала.

Угроза входа на рынок новых участников

Средний уровень угрозы

В 2015 году наблюдался рост общего количества золотодобывающих компаний в стране на 5 % (с 452 до 475), что говорит о том, что отрасль инвестиционно привлекательна, а, значит, увеличивается число новых игроков, которые стремятся разделить дополнительную прибыль, возникшую в результате укрепления позиций американской валюты и весьма высокой долларовой цены за унцию золота.

Угроза ухода потребителей

Средний уровень угрозы

Компания имеет лишь двух основных потребителей — это банки «ВТБ» и «Сбербанк». Если смотреть на структуру сбыта, то «Сбербанк» приобретает 99 % всей продукции предприятия. Отказ банка от покупки золотых слитков компании ОАО «Сусуманзолото» может привести к критическим финансовым потерям.

Угроза ухода поставщиков (подрядчиков)

Средний уровень угрозы

Угроза со стороны поставщиков (подрядчиков) невысокая, так как все подрядные организации компании являются дочерними по отношению к предприятию ОАО «Сусуманзолото» и имеют длительный срок сотрудничества.

Далее был проведен анализ портфеля продукции ОАО «Сусуманзолото» с помощью матрицы стратегического управления компании Артур Д.Литтл (ADL) (рисунок 1).

Рис. 1. Матрица стратегического управления ADL

Анализируя относительное положение на рынке, можно сказать о том, что ОАО «Сусуманзолото» занимает заметное место, т. е. компания имеет определенные особенности и преимущества среди золотодобывающих предприятий России. Организация занимает лидирующие позиции, несмотря на большое количество компаний в данной отрасли. Бизнес находится в относительной безопасности от конкурентов, так как предприятие находится на рынке золотодобыче более 70 лет и внедряет прогрессивное технологии в производство. Предприятие находится на стадии зрелости, так как темпы роста отрасли ниже, чем темпы роста ВНП, продуктовая линия постоянна, на рынке существуют стабильные лидеры, установившееся определенные потребители, изменение технологий может быть связано, по большей мере, с изменением условиям золотодобычи на более тяжелые.

Позиция заметная/зрелость — умеренно прибыльная позиция, производитель чистой наличности. Естественное развитие может быть осуществлено через стратегии: Надлежащая эксплуатация — Расти вместе с производством. Выборочное развитие можно осуществить через: Найти свою нишу и защищать ее.

Также было определено место, занимаемое организацией, в матрице стратегического управления Хофера-Шенделя (рисунок 2).

Рис. 2. Модель Хофеpа–Шенделя

ОАО «Сусуманзолото» находится на рынке длительное время, обладает сильной конкурентной позицией, однако доля рынка компании не велика, относительно других крупных золотодобывающих предприятий. Таким образом, компания занимает среднее конкурентное положение в отрасли и находится на стадии зрелости, соответственно, наиболее подходящей стратегией является стратегия увеличения прибыли.

Исходя из анализа, были предложены следующие рекомендации:

̶ компании необходимо заняться разведкой новых месторождений золота для увеличения объемов добычи и, соответственно, объемов реализации своей продукции;

̶ для поддержания лидирующих позиций необходимо приобретение высокотехнологичного оборудования по переработке упорных руд, так как некоторые крупные компании заявили об успешных результатах лабораторных исследований и монтаже оборудования для запуска данного вида производственной деятельности;

̶ одним из перспективных направлений деятельности для компании является вторичное производство (получение золота из ломов и отходов), которое представляется инвестиционно привлекательным. Получение золота из вторичного сырья не требует длительного отвлечения средств, как это происходит с традиционной золотодобычей. Кроме того, вторичная переработка, по оценкам экспертов, примерно в 10 раз дешевле;

̶ модернизация действующих мощностей, так как действующий парк техники характеризуется высоким уровнем износа.

Литература:

  1. Золотодобывающая компания ОАО «Сусуманзолото» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании ОАО «Сусуманзолото». — Режим доступа: http://sugold.ru, свободный — Загл. с экрана.
  2. Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера [Электронный ресурс] Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/porter-model/, свободный — Загл. с экрана.
  3. Тасмуханова А. Е. Особенности использования моделей стратегического менеджмента на предприятиях газовой отрасли [Текст] / Тасмуханова А. Е., Юсупова Р. В. — Экономика и бизнес: теория и практика № 2, 2016 — С.119–122
  4. Тасмуханова А. Е. Сравнительный менеджмент [Текст]: учебное пособие / А. Е. Тасмуханова; Самостоятельное структурное подразделение «Ин-т доп. проф. образования». Уфа: Монография, 2010 –113 с.
  5. Тасмуханова А. Е. Управление и реструктуризация [Текст]: учебное пособие/ Тасмуханова А. Е. — 2-е издание, переработанное — Уфа: УГНТУ «ИДПО», 2012–270 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ADL, уровень угрозы, компания, внутриотраслевая конкуренция, реализация золота, стратегический анализ, получение золота, реализованное золото, стадий зрелости, стратегическое управление.


Ключевые слова

стратегический анализ, модель ADL (Артур Д.Литтл), Хофер-Шендель модель пяти конкурентных сил М.Портера, золотодобыча

Похожие статьи

Разработка рекомендаций для управления запасами торгового предприятия

В статье приведены результаты анализа движения товарных запасов ООО «Ни-ке-Балт Импорт». В исследовании применены методы экспертных оценок и АВС-анализа, с помощью которых выявляются важнейшие проблемы предприятия и проводится анализ показателей обор...

Влияние стратегии на долгосрочное развитие торговой организации «Манго»

В статье представлены основные виды стратегий развития торгового предприятия и методика оценки стратегических альтернатив. В процессе разработки проведен SWOT-анализ деятельности организации «Манго» и анализ внешних сил конкуренции. Сделаны выводы о ...

Оценка эффективности предпринимательской деятельности АО «ЛЕДВАНС» на основе общего анализа показателей деятельности организации

В статье рассматривается распространенная методика оценки эффективности предпринимательской деятельности, содержащая анализ по следующим показателям: доход, прибыль и рентабельность, а также коэффициенты, которые характеризуют финансовую деятельность...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды

В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ, «Тайный покупатель» была произведена оценка конкурентоспос...

Исследование стратегии предприятия ООО «Бонус» г. Перми

В статье отмечена важность стратегии на предприятии, в том числе на пермском предприятии «Бонус». По показателю чистая прибыль сделан вывод, что стратегия эффективна, но не идеальна. В ходе SWOT-анализа выявлены недостатки стратегии, такие как сбои в...

Пути повышения эффективности управления товарными запасами в ООО «Магна»

В статье проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли ООО «МАГНА». На основе результатов анализа выявлены проблемы в управлении оборотными активами компании, в частности наличие неликвидных запасов на складах, которые в и...

Применение матричных методов при разработке товарной политики промышленного предприятия

В статье рассмотрен вариант методики разработки товарной политики на примере ОАО «Точмаш». При ее формировании использовались матрицы ADL-LC, БКГ, Мак-Кинзи. Предварительно был проведен PEST и SWOT-анализы. В заключении сформулированы рекомендации.

Анализ эффективности деятельности организации на примере АО «Интехгеотранс-Юг»

Данная статья посвящена актуальной проблеме анализа эффективности деятельности организации. В статье на примере АО «Интехгеотранс-Юг» как производственной организации рассмотрены показатели эффективности деятельности с учетом специфики деятельности о...

Обобщенный SWOT-анализ муниципальных районов Оренбургской области

Инструментом стратегического анализа муниципального района и его поселений является SWOT-анализ. Основной задачей SWOT-анализа является необходимость четкого осознания и представления желаемого будущего, как для муниципальных районов и поселений, так...

Совершенствование стратегии предприятия ООО «Бонус» г. Перми

Для исследования выбрана пермская компания «Бонус», которая была основана в 1994 году. в статье выявлены недостатки стратегии предприятия «Бонус»: проблемы с поставками сырья, неэффективную рекламную политику, возрастающие издержки, использование уст...

Похожие статьи

Разработка рекомендаций для управления запасами торгового предприятия

В статье приведены результаты анализа движения товарных запасов ООО «Ни-ке-Балт Импорт». В исследовании применены методы экспертных оценок и АВС-анализа, с помощью которых выявляются важнейшие проблемы предприятия и проводится анализ показателей обор...

Влияние стратегии на долгосрочное развитие торговой организации «Манго»

В статье представлены основные виды стратегий развития торгового предприятия и методика оценки стратегических альтернатив. В процессе разработки проведен SWOT-анализ деятельности организации «Манго» и анализ внешних сил конкуренции. Сделаны выводы о ...

Оценка эффективности предпринимательской деятельности АО «ЛЕДВАНС» на основе общего анализа показателей деятельности организации

В статье рассматривается распространенная методика оценки эффективности предпринимательской деятельности, содержащая анализ по следующим показателям: доход, прибыль и рентабельность, а также коэффициенты, которые характеризуют финансовую деятельность...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды

В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ, «Тайный покупатель» была произведена оценка конкурентоспос...

Исследование стратегии предприятия ООО «Бонус» г. Перми

В статье отмечена важность стратегии на предприятии, в том числе на пермском предприятии «Бонус». По показателю чистая прибыль сделан вывод, что стратегия эффективна, но не идеальна. В ходе SWOT-анализа выявлены недостатки стратегии, такие как сбои в...

Пути повышения эффективности управления товарными запасами в ООО «Магна»

В статье проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли ООО «МАГНА». На основе результатов анализа выявлены проблемы в управлении оборотными активами компании, в частности наличие неликвидных запасов на складах, которые в и...

Применение матричных методов при разработке товарной политики промышленного предприятия

В статье рассмотрен вариант методики разработки товарной политики на примере ОАО «Точмаш». При ее формировании использовались матрицы ADL-LC, БКГ, Мак-Кинзи. Предварительно был проведен PEST и SWOT-анализы. В заключении сформулированы рекомендации.

Анализ эффективности деятельности организации на примере АО «Интехгеотранс-Юг»

Данная статья посвящена актуальной проблеме анализа эффективности деятельности организации. В статье на примере АО «Интехгеотранс-Юг» как производственной организации рассмотрены показатели эффективности деятельности с учетом специфики деятельности о...

Обобщенный SWOT-анализ муниципальных районов Оренбургской области

Инструментом стратегического анализа муниципального района и его поселений является SWOT-анализ. Основной задачей SWOT-анализа является необходимость четкого осознания и представления желаемого будущего, как для муниципальных районов и поселений, так...

Совершенствование стратегии предприятия ООО «Бонус» г. Перми

Для исследования выбрана пермская компания «Бонус», которая была основана в 1994 году. в статье выявлены недостатки стратегии предприятия «Бонус»: проблемы с поставками сырья, неэффективную рекламную политику, возрастающие издержки, использование уст...

Задать вопрос