С целью разработки стратегии дальнейшего развития ПАО «УГМК-Холдинг» в статье раскрываются вопросы практического применения таких матриц стратегического планирования как пять сил М.Портера, модели БКГ и МакКинси.
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, пять сил Портера, матрица БКГ, модель МакКинси
Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления [7].
Модель Портера характеризует пять основных структурных свойств, определяющих динамику конкурентной борьбы отрасли и, соответственно, ее рентабельность, а именно: покупателей, поставщиков, потенциальных новых участников рынка, потенциальное замещение товарами другой отрасли и соперничество между конкурентами. В совокупности данные факторы определяют привлекательность рынка. Компании могут регулировать соотношение этих пяти сил, чтобы приспособить свои слабые и сильные стороны к структуре рынка, предвосхитить его изменения, определить возможности диверсификации, изменить правила конкуренции и обеспечить себе неизменно доминирующее положение.
ПАО «Уральская горно-металлургическая компания» — это российская металлургическая компания, первый по величине производитель меди (43,4 % российского рынка, 1,8 % мирового рынка) и цинка в России. Штаб-квартира расположена в городе Верхняя Пышма Свердловской области. УГМК объединяет активы более 40 предприятий, расположенных в 11 регионах России [2].
В таблице 1 определим конкурентоспособность товара ПАО «УГМК-Холдинг» и уровень конкуренции на рынке.
Таблица 1
Оценка конкурентоспособности товара компании иуровня конкуренции на рынке
Параметр оценки |
Комментарии |
Оценка параметра |
|||
3 |
2 |
1 |
|||
Товары-заменители «цена-качество» |
товары, способные обеспечить тоже самое качество по более низким ценам |
существуют и занимают высокую долю на рынке |
существуют, но только вошли на рынок и их доля мала |
не существуют |
|
2 |
|||||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ — 2 |
|||||
1 балл |
низкий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
||||
2 балла |
средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
||||
3 балла |
высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
||||
Как видно из таблицы 1, итоговый бал равен 2, следовательно, уровень угрозы со стороны товаров-заменителей — средний. Аналогичным образом были определены уровни угроз со стороны имеющихся в отрасли конкурентов, со стороны новых игроков, риск потери текущих клиентов и нестабильности поставщиков. Сведем результаты в сводную таблицу 2.
Таблица 2
Сводная таблица результатов анализа иразработка направления работ
Параметр |
Значение |
Описание |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Средний |
На рынке существуют компании, которые имеют небольшую долю рынка. Они не могут полностью заменить производимый товар. |
Угрозы внутриотраслевой конкуренции |
Средний |
Компания занимает большую долю рынка, но имеет несколько крупных конкурентов, существуют монопольная продукция, что дает возможность повышения цены для удовлетворения потребностей и снижения затрат. |
Угроза со стороны новых игроков |
Средний |
Средний риск входа новых игроков. Новые компании могут войти на рынок только с большим количеством продукции, т. к. доступ к каналам распределения не закрыт. Возможно столкновение с высоким уровнем государственного контроля за отраслью. |
Угроза потери текущих клиентов |
Средний |
Продукция не имеет уникальных свойств, существуют аналоги. Но потребители довольны качеством, и не готовы переключаться на других конкурентов из-за небольшой разницы в цене. |
Угроза нестабильности поставщиков |
Средний |
Стабильные отношения с поставщиками. |
Исходя из модели Портера, ПАО «УГМК-Холдинг» следует поддерживать существующую стратегию, при этом:
увеличивать объемы производства и вводить новые продукты, отсутствующие у конкурентов, что поможет повысить конкурентоспособность;
развивать микро-ниши, работа с каналами распределения;
удерживать клиентов за счет выгодных условий;
повышать уровень осведомленности потенциального покупателя;
поддерживать существующие отношения с поставщиками.
Распространенным инструментом анализа и разработки стратегии также является модель БКГ(BCG), которая представляет собой отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, одна из которых используется для измерения темпов роста рынка определенного продукта, а другая — для измерения доли продукции организации на рынке рассматриваемого продукта [6]. В таблице 3 представлены сегменты рынка ПАО «УГМК — Холдинг», их доля, темп роста и удельный вес каждого продукта.
Таблица 3
Сегменты рынка ПАО «УГМК— Холдинг»
№ |
Наименование товара |
Доля рынка,% |
Темп роста,% |
Удельный вес,% |
1. |
Катоды медные |
8,6 |
98,50 |
25,7 |
2. |
Цинк |
4,1 |
104,28 |
15,1 |
3. |
Свинец |
7,7 |
93,24 |
5,8 |
4. |
Порошок медный |
6,2 |
100,00 |
9,4 |
5. |
Прокат цветных металлов |
3,8 |
102,11 |
8,3 |
6. |
Катанка медная |
6,2 |
98,89 |
14,8 |
7. |
Кабельная продукция |
6,9 |
104,29 |
4,2 |
8. |
Стальной прокат |
8,2 |
207,69 |
8,5 |
9. |
Добыча угля |
2,5 |
98,63 |
8,2 |
На основе данной таблицы определим на рисунке 1 принадлежность каждого товара соответствующему сегменту.
Таким образом, в сегмент «Трудные дети» попадают следующие товары: цинк, прокат цветных металлов; в сегмент «Собаки» — добыча угля; в «Звезды» — стальной прокат, кабельная продукция; в «Дойные коровы» — порошок медный, катоды медные, свинец, катанка медная.
Разработаем рекомендации дальнейшей стратегии для каждого вида товара (таблица 4).
Таблица 4
Рекомендации дальнейшей стратегии каждого наименования сегмента ООО «УГМК— Холдинг»
Сегмент |
Продукция |
Рекомендации |
Трудные дети |
Прокат цветных металлов Цинк |
Это высокоприбыльный товар, не требующий дорогостоящих маркетинговых мероприятий по их продвижению, поэтому, необходимо проводить политику поддержания усилий для сохранения существующей доли на рынке. Т. е. основная стратегия — «снятие сливок», поскольку эти товары являются основным источником финансовых средств для диверсификации научных исследований. |
Звезды |
Стальной прокат Кабельная продукция |
Эта позиция наиболее перспективна. Предприятия этого сектора лидируют на рынке. Однако занятая позиция требует значительных ресурсов и постоянных инвестиций для роста в условиях жесткой конкуренции. Следует постоянно увеличивать объемы продаж данной продукции. |
Дойные коровы |
Порошок медный Катоды Медные Свинец Катанка медная |
Отражает сложное положение фирмы: доля на рынке растет медленно, фирма потеряла возможность активного воздействия на рынок. Основной стратегией может быть проведение дополнительных маркетинговых исследований, чтобы определить стоит ли снять данные продукты с производства или стоит стимулировать рост их продаж. |
Собаки |
Добыча угля |
Товар находится на границе между «трудные дети» и «собаки» (темп роста 98,63 %). Предлагается придерживаться стратегии как у сегмента «Трудные дети», т. е. следовать политике поддержания усилий для сохранения существующей доли на рынке, стимулировать рост продаж. |
Проанализируем портфель продукции с помощью матрицы МакКинси, которая включает девять ячеек, распределенных по следующим параметрам: привлекательность отрасли, позиция в конкуренции.
Показатель «привлекательность отрасли» является неподконтрольным компании, т. е. его компания может только фиксировать или на него ориентироваться. В качестве показателей привлекательности отрасли выбраны качество, эффективность каналов сбыта, производственные возможности и привлекательность ассортимента. Показатель «позиция в конкуренции» зависит от результатов деятельности предприятия, к нему относится норма прибыли, емкость рынка, уровень конкурентоспособности и темп роста [3]. Показатели оценены по 5 балльной шкале, значимость определена самостоятельно. В таблице 5 проведен анализ сегмента «катоды медные».
Таблица 5
Анализ сегмента «Катоды медные»
Показатель конкурентоспособности |
Значим-ть |
Пок-ль |
Показатели привлекательности отрасли |
Значимость |
Пок-ль |
1) Качество |
0,2 |
4 |
1) Норма прибыли |
0,3 |
3 |
2) Эффективность каналов сбыта |
0,25 |
4 |
2) Емкость рынка |
0,3 |
3 |
3) Производственные возможности |
0,3 |
4 |
3) Уровень конкурентоспособности |
0,2 |
4 |
4) Привлекательность ассортимента |
0,25 |
4 |
4) Темп роста |
0,2 |
4 |
Взвешенный показатель по конкурентоспособности составляет 4, по привлекательности рынка — 2,56. Аналогичным образом проведем анализ сегментов: цинк, свинец, порошок медный, прокат цветных металлов, катанка медная, кабельная продукция, стальной прокат и добыча угля.
Далее составим сводную матрицу, по результатам исследований всех сегментов продукции (таблица 6).
Таблица 6
Матрица МакКинси
Параметр |
Конкурентоспособность сегмента |
|||
Привлекательность отрасли |
3,37–5 |
1,68–3,36 |
0–1,67 |
|
3,37–5 |
Порошок медный Стальной прокат Кабельная продукция |
|||
1,68–3,36 |
Катанка медная Свинец Катоды медные Прокат цветных металлов |
Добыча угля |
||
0–1,67 |
Цинк |
|||
По результатам матрицы МакКинси разработаем стратегии для каждого товара.
Сегменты «Порошок медный», «Стальной прокат», «Кабельная продукция» представляют наивысшую степень привлекательности рынка и относительно сильные конкурентные преимущества. Стратегия нацелена на защиту положения путем дополнительных инвестиций.
Сегмент «Цинк» представляет низкую привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ организации в данном бизнесе. В таком положении следует получать максимальную прибыль, воздержаться от инвестиций, либо выходить из данного вида бизнеса.
Сегменты «Катанка медная», «Свинец», «Катоды медные», и «Драгоценные металлы» являются привлекательными в эти товары выгодно вкладывать средства.
Для сегмента «Добыча угля» необходимо придерживаться политики поддержания усилий для сохранения существующей доли на рынке и стимулировать рост продаж.
Таким образом, в модели 5 сил Портера предложены рекомендации по дальнейшему развития для всей компании в целом, а в матрицах МаКкинси и БКГ предложены стратегии развития отдельно по каждому товару.
Компании необходимо сохранить долю рынка, путем удержания клиентов за счет предоставления выгодных условий (скидка, отсрочка оплаты); стимулировать рост продаж некоторых товаров (добыча угля, прокат цветных металлов, цинк), при помощи рекламы и работы с каналами распределения, повышая тем самым уровень осведомленности потенциального покупателя.
Литература:
- Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова// М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М- 2013. С — 396.
- Буренина И. В., Котов Д. В., Батталова А. А., Тасмуханова А. Е., Захарова И. М. Стратегический анализ и оценка потенциала развития добычи полезных ископаемых в Республике Башкортостан / Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 15.020
- Ильяс А. А., Тасмуханова А. Е. Обзор существующих подходов к оценке корпоративных стратегий нефтегазовых компаний / В сборнике: Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 106–111.
- Наумов В. Н. Стратегический маркетинг: Учебник / В. Н. Наумов// М.: НИЦ ИНФРА-М 2014. С — 272.
- Сироткин С. А., Кельчевская Н. Р. Стратегический менеджмент на предприятии: Учебное пособие / С. А. Сироткин, Н. Р. Кельчевская // М.: НИЦ ИНФРА-М- 2014. С — 246.
- Тасмуханова А. Е., Юсупова Р. В. Особенности использования моделей стратегического менеджмента на предприятиях газовой отрасли — Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 2. С. 119–122.112;
- Тасмуханова А. Е. Управление и реструктуризация — Уфа, 2012. (2-е издание, переработанное)
- Янковская В. В. Планирование на предприятии: Учебник / В. В. Янковская//М.: НИЦ Инфра-М-2013. С — 425.