Почта доверия как способ оказания психологической помощи курсантам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 1309 раз

Библиографическое описание:

Перетрутова, А. А. Почта доверия как способ оказания психологической помощи курсантам / А. А. Перетрутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 828-829. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36961/ (дата обращения: 19.11.2024).



В период адаптации курсантов высшего военного учебного заведения к службе в Вооруженных силах нередко возникают ситуации, при которых требуется оказание психологической помощи. Проведенный среди курсантов 1 курса Военной академии связи опрос, показал, что психологическая помощь нужна. И самой заинтересованной категорией курсантов, на наш взгляд, являются девушки.

Не смотря на имеющуюся потребность в получении психологической помощи, до психолога доходят единицы: редко кое-кто решается сам, кого-то «за руку» приводят курсовые офицеры, некоторые, получив консультацию психолога, дают рекомендации друзьям и товарищам по службе. Столкнувшись с подобной проблемой курсанты часто думают, что «мы не психи, к психологу за помощью не пойдем». У каждого из нас бывают моменты, когда особенно хочется поделиться своими переживаниями. Но родители заняты, а то и не поймут, друзей стесняемся. А прийти к специалисту — психологу нет ни внутренней потребности, ни готовности (пока). Такая ситуация не может считаться удовлетворительной.

Выходом из этой ситуации может стать создание анонимной психологической помощи. Необходимость такой службы показал и опрос курсантов академии. Опрос содержал в себе вопрос: «Необходима ли в Вашем месте обучения анонимная психологическая помощь» и 3 варианта ответа: «Да», «Нет» и «Затрудняюсь ответить». В результате оказалось, что 77 % опрошенных считают, что появление такой помощи может помочь решить проблему и реализует поддержку курсантов.

Серьезную помощь может оказать создание «почты доверия». Эта проблема освещается в различных публикациях, таких как: проект педагога-психолога М. В. Олейниковой [1], педагогический проект Т. Поляковой [3], анонимная почта доверия Г. Гапоненко [2] и др.

На основе анализа имеющихся проектов мы разработали собственный, адаптированный для курсантской среды. В рамках такого проекта предлагается следующий вариант создания «почты доверия». «Почта доверия» представляет собой систему организации обращений обучающихся по вопросам, связанным с их психологическим состоянием. Это особая форма взаимодействия, в процессе которого обучающие имеют возможность получить ответы педагога-психолога на волнующие их вопросы посредством анонимного письменного общения.

Основными целями и задачами «Почты доверия», на наш взгляд, являются:

− организация психологической помощи курсантам в сложные периоды их деятельности, особенно в период адаптации (на первом курсе);

− сбор и анализ конфиденциальных или анонимных пожеланий, обращений, вопросов, предложений, просьб и т. д., поступающих от курсантов Военной академии связи;

− изучение условий и факторов учебной и служебной деятельности курсантов, которые по тем или иным причинам не могут быть доведены до командования, но способны оказать значимое влияние на морально-психологическую обстановку в учебных коллективах;

− снятие психологического барьера обращения курсанта к педагогу-психологу;

− осуществление психолого-педагогической поддержки курсантов в процессе обучения.

Наш инициативный проект почты доверия был реализован среди курсантов первого курса. В рамках такого проекта девушкам-курсантам было предложено обращаться за анонимной психологической помощью. Девушки, написав на листе бумаги возникающие вопросы и проблемы, требующие решения, заклевали его в конверт и закидывали в ящик «Почта доверия», который находился на одном из этажей женского общежития. Далее они забирали свои конверты с соседнего ящика с ответами психологов.

В рамках такой работы были выявлены проблемы курсантов. Основными проблемами, которые беспокоят курсантов и требуют консультации психолога, являются следующие: проблема взаимодействия в коллективе, соблюдение распорядка дня, строгий режим, принцип единоначалия, неразделенная любовь, отдаленность от родителей и другие.

Самыми значимыми являются проблемы профессионального становления и межличностных отношений.

Проблема формирования военно-профессиональной направленности и стремления к профессиональному становлению будущего офицера, чаще всего выражается в умозаключениях «военное дело — это не мое», «лучше забрать документы и уйти на «гражданку» и т. д.

Проблемы межличностных отношений заключаются в следующих размышлениях: «...я люблю его, а он на меня не смотрит». Часты письма с вопросами: «как жить, если ничто не вечно», «…разводятся родители», «умирают близкие люди…».

Предложенный проект показывает, что «Почта доверия» — это один из видов программ оказания анонимной психологической помощи.

Для эффективного функционирования этого проекта предлагается программа работы «почты доверия», разработанная М. Олейниковой «Анонимной почта доверия в школе» [1]. На ее основе была разработана программа нашей почты доверия. Вот основные положения этой Программы:

  1. Из любой ситуации есть выход!
  2. Если ты не видишь выхода — ложись спать. Выход тебе может присниться.
  3. Если у тебя заноза, ее нужно удалить, иначе будет нарыв. Если у тебя есть проблема, ее нужно решить. Мы не страусы, чтобы прятать голову в песок! Главное — определи свою проблему словами. Это уже половина решения ее.
  4. Если не получается смело посмотреть в глаза проблеме, можно поплакать. Наступит облегчение, тогда смотри п.3.
  5. Выпей теплый сладкий чай и поделись своей болью с другом или родителями. Если стесняешься рассказать, напиши.
  6. Можно рассказать о пережитом тобой не человеку, а животному. Кошка или собака всегда поймут тебя, приласкают. Они — сама природа. Поэтому чутко улавливают твое состояние и берут твою боль на себя. Нет животных? Пожалуйста, используй цветы для того же.
  7. Есть один способ «убежать от проблем» — надеть кроссовки и бежать, бежать, бежать, пока не откроется второе дыхание.
  8. Многим для большей устойчивости к стрессам помогает ежедневное закаливание.
  9. Всегда поможет в сложной ситуации нестандартный к ней подход. Дай себе отдых, посмотри мультик и вернись к пункту 3.
  10. Уж кого-кого, а себя ты не обманешь. Не старайся этого делать. Попробуй писать стихи, детективы, где с твоей ситуацией справляются придуманные герои.
  11. Если не придумаешь ничего лучше, можно хлопать дверьми, рвать бумагу, громить пластиковые бутылки. Занимаясь утомительной уборкой после содеянного, над предыдущими травмирующими ситуациями ты только посмеешься, это и будет твоим излечением.
  12. Если ты застрял в лифте, смотри, не наломай дров. Иногда, чтобы не навредить себе, лучше обратиться к специалистам (психологам, психоаналитикам, завучу по воспитательной работе, врачу…). Не всякая самодеятельность — творчество. Есть ученые люди, и они тебе помогут. Не стесняйся, представь, что ты — Герой в маске и вперед!

Наша Программа — это 12 шагов навстречу себе, Человеку, который не боится никаких стрессовых ситуаций, связанных с несением службы.

Работа почты доверия показала ее необходимость. С помощью такого проекта изучены индивидуально-психологические особенности, которые по тем или иным причинам не могут быть изучены обычным путем, но способные оказать значимое влияние на морально-психологическую обстановку в учебных коллективах. Внедренная в деятельность высшего учебного заведения такая программа позволит изучать психологическую обстановку в курсантских коллективах, а также морально-психологическое состояние курсантов. Также она позволит снять барьер обращения к педагогу-психологу, что повысит эффективность психолого-педагогической поддержки курсантов. «Почта доверия» — это шаг к благополучной службе, возможность разобраться в себе, стать увереннее, проявить себя и помочь другим.

Литература:

  1. Олейникова М. Организация анонимной почты доверия в школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210680/ (дата обращения: 20.11.2016).
  2. Гапоненко Г. Организация анонимной почты доверия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/210680/ (дата обращения: 20.11.2016).
  3. Полякова Т. Педагогический проект «Почта доверия». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-pochta-doverija.html (дата обращения: 20.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): анонимная психологическая помощь, психологическая помощь, проблема, Военная академия связи, значимое влияние, консультация психолога, морально-психологическая обстановка, почта доверия, профессиональное становление, психолого-педагогическая поддержка курсантов.


Задать вопрос