В данной статье рассматриваются суждения, отражающие особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли продажи, рассматривается практика применения и статистические данные судебной практики.
Ключевые слова: договор, розница, торговля, интерес, потребитель, товар, предприниматель, сделка, право, возмещение, цена, покупка, защита, услуга
В настоящее время в современном мире каждым человек в течении дня совершаются десятки розничных покупок различных товаров и услуг. Но к сожалению, с каждым днем также растет и количество недобросовестных продавцов. Для того чтобы выявлять и предотвращать нечестность со стороны продавцов по отношению к покупателям существует защита прав потребителей в договоре розничной купли-продажи. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.
Благодаря защите прав потребителей, государство помогает с экономической стороны восстановить свою правоту перед непорядочностью продавцов.
Изучив судебную практику можно сделать вывод, что большинство судебных исков о защите прав потребителей розничного договора купли продажи приходятся на сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания, общественного транспорта, услуг телекоммуникаций, строительства и медицины. Именно этим направлениям принадлежит приоритетность [8, c. 32].
Рассмотрим более детально понятие о договоре розничной купли продажи.
Как считает, эксперт в сфере розничной торговли Балдашева В. Д. Договор розничной купли-продажи — это договор, по которому одна сторона (продавец), осуществляющий деятельность по продаже товара в розницу, обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю) для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену) [6, c. 32].
В современном обществе по всей стране совершаются более миллиона покупок. Каждая покупка объединяют продавца и покупателя в правоотношения, но большинством покупателей даже не осознаются данный факт вступления в данные отношения.
По мнению, доктора юридических наук Арзамасовой К. В. договор розничной купли — продажи является самым востребованным среди других договор купли-продажи. Поэтому любая покупка содержит в себе обязательное установленное по умолчанию защитное условие, в котором слабой стороной выступает потребитель товаров и услуг [5, c. 31].
Как отмечает исследователь в сфере розничной торговли Яценко В. В., любой договор купли продажи, том числе и розницы обладает такими особенностями как двусторонность, консесуальность и возмездность [13, c. 5].
В то же время, поскольку наиболее часто покупателем является гражданин, вступающий в отношения для удовлетворения своих личных бытовых нужд, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным гл. 30 ГК РФ, применяются Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.
Исследовав более детально статистические данные за III квартал 2016 года обращений потребителей в отделы по защите прав потребителе по всей стране, необходимо отметить, что обратилось за данный период более 1,5 млн граждан с заявлениями о защите их прав как потребителей. Более всего гражданами отмечается недовольство бытовой техникой. Это около 30 % всех обращений, в том числе мобильными устройствами, компьютерами, но и также швейными изделиями количество которых достигает более 5 % [7, c. 14].
По сравнению с 2015 годом, количество обращений остается прежним по соотношению обращений с жалобами на категории данных товаров. Но само количество заявлений о некачественном предоставлении товаров выросло на 5 %. Данный показатель говорит, о том, что законодательством о защите прав потребителей активно прорабатывается доведение информации о качестве товара и требованиям к соблюдению условий договоров розничной купли продажи, а также особенностях договора розничной купли продажи [7, c. 25].
К таким особенностям, по мнению доктора юридических наук Мелконян Н. С, относятся наделенность потребителей правами о требовании компенсаций принесения морального вреда, но важной особенностью в данном случае является возможность потребителя практически не доказывать факт причинений моральных страданий и телесных.
Для защиты своих прав, потребителями могут использоваться способы гражданско-правового характера, возмещения убытков, взыскания неустоек, возмещения морального и телесного физического вреда, изменения и прекращения правовых отношений.
Особенностью защиты договоров розничной купли продажи является, то что в каждом отдельном случае данные способы могут быть применены как отдельно, так и в обоюдном взаимодействии [10, c. 25].
В данном случае можно привести пример, за 2016 год в 85 % сложившихся конфликтах между продавцом и покупателем, потребителем требуется, помимо возмещения убытков, моральной компенсации еще и прекращение правовых отношений [7, c. 14.].
С каждым годом возрастает численность граждан в отделы и органы по защите потребителей, данный факт говорит о том, что гражданами активно изучаются особенности защиты прав договоров розничной купли продажи. А значит законодательные акты, регулирующие защиту прав потребителей, вносят верные и действительно работающие на практике поправки.
Так же хотелось бы отметить, что несмотря рост обращений, не уменьшается количество недобросовестных продавцов, желающих сыграть с законом злую шутку. Но к положительным аспектам данного неравенства справедливости со стороны продавцов, относится качественная работа органов и особенностей защиты прав потребителей по договорам розничной купли продажи.
Главную роль в этом сыграли именно органы по защите прав потребителей при местных администрациях, поскольку именно им приходится решать более 80 % потребительских проблем и реализовывать в жизнь право граждан на информацию и просвещение в данной области посредством привлечения средств массовой информации, пропаганды и систематического освещения вопросов защиты прав потребителей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с внесенными в неё поправками от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3. — Ст.152.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (в ред. от 13.07.2015 N 233-ФЗ) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. — 1996, — № 3.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // http://www.consultant.ru
- Арзамасова К. В. Договор розничной купли продажи. — М.: Право. — 2016.
- Балдашева В. Д. Розничная торговля, и ее правовое обеспечение. — Ставрополь: Изд-во СГУ. — 2014.
- Вавилова К. А. Статистика сводных данных обращений граждан по вопросам розничной торговли. — М.: «Эсмо». — 2016.
- Гурина Н. И. Судебная практика гражданских обращений. — М.: «Право и закон». — 2016
- Мелконян Н. С. Договор розничной купли продажи. — М.: Медицина. — 2015.
- Невродова А. Н. Особенности защиты прав потребителей– Москва: Изд-во «Эсмо». — 2014.
- Петренко З. И. Особенности защиты прав потребителей, в сфере розничной торговли. — М.: «Право». — 2014.
- Сафронова Н. Б. Актуальность правоотношений розничной торговли и ее нововведения. — М.: «Законодательство защиты прав потребителей». — 2014.
- Яценко В. В. Розничная торговля и ее правовое регулирование. — М.: «Торговля розничной продукцией». — 2013.