Русская народная сказка на уроках русского языка как иностранного | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 5126 раз

Библиографическое описание:

Назаренко, Е. Б. Русская народная сказка на уроках русского языка как иностранного / Е. Б. Назаренко, Д. В. Халявина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 929-933. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36812/ (дата обращения: 19.10.2024).



Предлагаемая статья содержит комплекс упражнений, разработанных на материале русской народной сказки «Дочь-Семилетка». Упражнения направлены на повторение, закрепление и обобщение различных грамматических тем: степени сравнения имён прилагательных и наречий, употребление видов глагола, глаголы движения, падежи имён существительных, прилагательных и местоимений. Материал предназначен для работы с иностранными студентами, владеющими русским языком в объеме базового и I сертификационного уровней (В1).

Ключевые слова: русская народная сказка, русский язык как иностранный, лингвострановедческий и культурологический материал, языковые трудности, лексико-грамматические упражнения

Изучение русской народной сказки является важным этапом знакомства иностранного учащегося со специфическими чертами русской культуры и русского менталитета. Обращение к русским народным сказкам как к учебному материалу на уроках РКИ объясняется концентрацией в них лингвистических, страноведческих и культурологических явлений, имеющих большое значение для процесса обучения. Как правило, для изучения выбираются небольшие по объему произведения: один текст — одно занятие. Этим достигается целостность восприятия материала, предлагаемого для изучения. Относительно небольшой размер сказки, ограниченный набор словесных образов позволяет значительно легче и эффективнее организовать на занятии работу над текстом.

Представляется целесообразным не подвергать адаптации тексты сказок, так как исключение из них национально-культурологической лексики, приспособление их к уровню знаний учащихся ведет за собой потерю индивидуальности и неповторимости языка, которым написана сказка. В результате общий смысл и сюжет сохраняются, но по существу изначальный текст подменяется самодельным. Поэтому, на наш взгляд, текст сказки, привлекаемой для изучения на базовом и первом сертификационном уровнях в качестве языкового материала, не нуждается в подробнейшем лингвистическом комментарии.

В практике преподавания РКИ мы используем текст русской народной сказки «Дочь-семилетка», которая отвечает таким требования как компактность, сюжетность, увлекательность, доступность содержания, наличие языковых трудностей разной степени, наличие грамматического материала, отвечающего требованиям учебной программы.

К тексту сказки разработаны упражнения, которые подразделяются на блоки: предтекстовый, притекстовый и послетекстовый.

Предтекстовый блок — это лексико-грамматические упражнения, направленные на снятие отдельных языковых и понятийных трудностей (словарь в картинках и лексические упражнения по теме «Названия животных и птиц»). Притекстовый блок содержит упражнения разного характера: упражнения на повторение грамматических тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся: «Падеж имён существительных, прилагательных и местоимений», «Виды глагола», «Глаголы движения»; основной блок упражнений направлен на закрепление и отработку темы «Степени сравнения имен прилагательных и наречий»; упражнения, направленные на формирование навыков различных видов чтения: ознакомительного чтения, чтения с установкой на общий охват содержания и поискового чтения. Послетектовый блок содержит упражнения, направленные на понимание содержания сказки, ее сюжета и главной идеи; на умение оценивать и умение выражать собственную точку зрения.

Приведем примеры из каждого блока упражнений.

Упражнения предтекстового блока знакомят с лексикой и помогают понять/вспомнить грамматические конструкции и необходимые для понимания предложно-падежные формы. Для знакомства с лексикой учащимся предлагается визуальный словарь, содержащий существительные, требующие комментария — царь, телега, полотенце и др., к которому предлагается следующее задание: Подберите к словам из Задания 1 имена прилагательные и ответьте на вопросы: Что какое? Что может быть каким? Кто какой? Кто может быть каким?

Задание 3. Врусском языке для обозначения названий птиц и животных разного пола используется несколько способов. Познакомьтесь с ними:

1) для обозначения животных и птиц разного пола используются суффиксы: -иц-, -их-. Например: тигр — тигрица, медведь — медведица, заяц — зайчиха.

2) для обозначения животных и птиц разного пола используются разные слова:

собака

пёс

кошка

кот

кобыла

мерин

лошадь

конь

свинья

боров

корова

бык

овца

баран

коза

козёл

курица

петух

утка

селезень

3) для обозначения животных и птиц разного пола в некоторых случаях используется окончание-суффикс –а: лис — лиса, ворон — ворона.

Сравните названия животных и птиц разного пола в русском языке и в вашем родном языке.

Упражнения притекстового блока:

Задание 1.Употребите слова, стоящие в скобках, в нужном падеже.

  1. Лошадь (бедный брат) родила ночью (жеребёнок).
  2. Жеребёнок подкатился... (телега) богатого брата.
  3. Что...(свет) всего быстрее?
  4. ... (загадки) есть хитрость.
  5. Всего быстрее мысль — в один миг облетит (вся земля).
  6. Человек всегда кладёт ладонь... (голова).
  7. Если человек долго не спит, он всё готов отдать... (сон).
  8. Девочка сказала, что царь должен сделать ткацкий станок... (этот прутик).
  9. Отец купил (заяц и перепёлка).
  10. На другое утро девочка-семилетка сбросила с себя (вся одежда), обмоталась (рыболовная сеть), взяла зайца и перепёлку, села (бок)... (козёл) и поехала... (царь).
  11. Мой отец...(поле) (рыба) ловит, а я её...(юбка) (дом) ношу и (уха) варю.
  12. Царь отдал жеребёнка (младший брат).

Задание 2.Употребите подходящий по смыслу глагол.

Жена старшего брата _____________ и говорит:

— Загадки непростые, в них есть хитрость, и я эту хитрость _________. Всего жирнее, конечно, боров — так это, верно, царский боров. Всего быстрее борзая — так это, верно, царская борзая. Всего мягче пуховая перина — конечно, царская перина. А милее всего, я думаю, золото. Конечно, царю милее всего царское золото.

Старший брат ______________ и говорит:

— До чего ты умна! Я бы сам никогда не додумался! И брат мой не додумался бы. Жеребёнок будет моим!

Младший брат ________________ жене царские загадки.

— Как же нам такие загадки отгадать! — говорит жена. — Останемся мы без жеребёнка.

________________ к отцу дочь-семилетка и говорит:

— Не ______________, батюшка, ложись спать, утро вечера мудренее. Завтра я отгадаю тебе царские загадки.

Мужик __________ спать. Утром ______________ его дочь-семилетка:

— Пора, батюшка, к царю.

— Что же я ему скажу?

— ___________ ему: жирнее всего на свете мать-сыра земля. Всё она родит, всё растит, всех людей, всё живое _______________. Всего быстрее мысль — в один миг всю землю _______________. Всего мягче своя ладонь. Как бы ни была мягка подушка, а всё ладонь под голову ______________. Ну а милее всего сон. Попробуй не поспать две ночи — и поймёшь: нет ничего милее, всё за сон ___________.

Слова для справок: думать/подумать, понимать/понять, радоваться/обрадоваться, рассказывать/рассказать, подходить/подойти, ложиться/лечь, будить/разбудить, говорить/сказать, кормить/накормить, облетать/облететь, класть/положить, отдавать/отдать.

Задание 3.Измените текст так, чтобы речь шла о повторяющихся действиях (замените глаголы СВ глаголами НСВ, где это возможно).

Однажды братья поспорили и пошли к царю. Царь сказал, что братья должны отгадать его царские загадки. И загадал братьям четыре загадки.

Пришли мужики домой, стали думать. Жена старшего брата спросила, почему он такой невесёлый. Он ответил, что царь загадал очень трудные загадки, которые невозможно отгадать. Жена старшего брата подумала и сказала, что она поняла, что значат эти загадки. Старший брат обрадовался. А младший брат тоже рассказал жене царские загадки. Жена младшего брата расстроилась и сказала, что не знает, как отгадать такие сложные загадки. Подошла к отцу дочь-семилетка и сказала, что утро вечера мудренее. И пообещала отгадать утром царские загадки.

Задание 4.Употребите подходящий по смыслу глагол движения в нужном времени.

1. ____________ два брата: один бедный, другой богатый.

2. Спорили они, спорили, __________к царю.

3. ________________мужики домой, стали думать

4. ____________к отцу дочь-семилетка и говорит:

5.– Пора, батюшка,____________ к царю.

6. Мужик ______________ домой печальнее прежнего.

7. Если дочь твоя так мудра, то пусть сама ___________ ко мне.

8. ______________ к охотникам, купи живого зайца и живую перепёлку.

9. Отец _____________ к охотникам, купил зайца и перепёлку.

10. На другое утро девочка-семилетка села боком на козла и _______________ к царю.

11. Царь увидел девочку и _____________ на крыльцо.

12. Заяц ______________ в поле, собаки _____________ за ним.

13. Семилетка _______________ к царю, поклонилась и говорит:

14. Царь протянул руки, хотел взять птицу, а она ___________.

идти

ехать

пойти

поехать

прийти

подойти

подъехать

выйти

побежать

улететь

Задание 5.Подберите антонимы к прилагательным и наречиям. Напишите их сравнительную и превосходную степень. Напишите словосочетания и/или предложения с данными прилагательными и наречиями.

Например: простой — сложный; проще, сложнее, самый простой, самый сложный.

Выбор профессии — самый сложный выбор в жизни молодого человека.

добрый______________________________________________________________________________________________________________________________________________

хороший_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

дорогой______________________________________________________________________________________________________________________________________________

красивый____________________________________________________________________________________________________________________________________________

умный_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

грустный____________________________________________________________________________________________________________________________________________

быстро______________________________________________________________________________________________________________________________________________

трудно_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

плохо_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Исправьте ошибки. Напишите получившиеся предложения.

1) Эта девочка самая красивее.

______________________________________________________________

2) Моя подушка мягчее всех.

______________________________________________________________

3) Эта лошадь быстрее, чем той лошади.

_____________________________________________________________

4) Золото милее сон.

_____________________________________________________________

5) Пришёл отец домой ещё более грустнее.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Рассердился царь сильнее, чем прежнего.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Эта сказка очень добрее и интереснее.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Мысль быстрая всего.

_____________________________________________________________________

9) Старший брат жаднее, чем младшего.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10)Матушка-земля более жирнее, чем царский боров.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Сравните:

старший брат / младший брат

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

жена старшего брата / жена младшего брата

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

девочка / царь

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используйте прилагательные: глупый, умный, жадный, щедрый, хитрый, сообразительный, честный, справедливый, бедный, богатый, мудрый.

Примеры послетекстовых заданий:

Задание 1. Объясните значение пословицы: «Утро вечера мудренее».

Задание 2. Напишите ответы на вопросы.

  1. О ком рассказывается в сказке «Дочь-семилетка»?
  2. Что произошло ночью, когда братья спали?
  3. О чём поспорили братья? К кому они пошли за советом?
  4. Какие загадки загадал царь?
  5. Какие отгадки предложила жена старшего брата?
  6. Что сказала жена младшего брата?
  7. Кто помог младшему брату?
  8. Какие задания дал царь дочери-семилетке? Как перехитрила семилетка царя?
  9. Кто из братьев победил в споре и почему?

Задание 3. Подумайте, как бы звучала эта сказка, если бы её рассказывали: а) Дочь-семилетка; б) Бедный брат; в) Богатый брат; г) Царь. Перескажите ее от лица одного из персонажей.

Задание 4. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

1) Самый счастливый день в моей жизни.

2) Мой самый интересный урок в России.

3) Мой самый близкий друг.

Таким образом, комплексная работа над текстом сказки на уроке РКИ, содержащая различные блоки (предтекстовые, притекстовые и послетекстовые) и виды упражнений (грамматические, лексические, семантические упражнения) помогает не только закрепить полученные грамматические и лексические знания, но и отработать необходимые языковые и речевые умения.

Основные термины (генерируются автоматически): старший брат, младший брат, Царь, задание, жена, загадка, русская народная сказка, упражнение, русский язык, Утро вечера.


Ключевые слова

русский язык как иностранный, русская народная сказка, лингвострановедческий и культурологический материал, языковые трудности, лексико-грамматические упражнения

Похожие статьи

Методические указания для обучающихся вузов по усвоению дисциплины «Иностранный язык (немецкий)»

В данной статье рассмотрены основные методические рекомендации по успешному освоению различных аспектов дисциплины «Иностранный язык (немецкий)».

Особенности морфологического разбора в начальной школе

В данной статье проанализированы понятия морфологии и морфологического разбора, различные этапы формирования грамматических и лексических понятий, особенности проведения морфологического разбора при изучении русского языка в начальной школе, порядок ...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Особенности введения грамматического материала в учебных материалах для старших классов общеобразовательных школ

Коммуникативная методика предполагает, что единицей общения является речевой акт как средство передачи речевых намерений с помощью языка. Общение носит ролевой характер, т. е. каждый обучающийся выполняет определенную коммуникативную роль, такое обще...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Некоторые проблемы при обучении русскому языку студентов национальных групп в вузах

В статье рассматриваются вопросы использования сопоставительного метода для преодоления фонетической интерференции при обучении русскому языку в национальных группах. Русский язык и узбекский язык по структурным особенностям принадлежат к разным гру...

Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе

Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...

Основные трудности при изучении русского языка в национальных школах

В статье на примере узбекского языка рассматриваются основные трудности, которые возникают при обучении учащихся национальных школ русскому языку. При изучении иностранного языка немаловажным является сопоставление родного языка с неродным, так как р...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Использование активных методов и форм обучения на уроках русского языка

Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7 классах при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».

Похожие статьи

Методические указания для обучающихся вузов по усвоению дисциплины «Иностранный язык (немецкий)»

В данной статье рассмотрены основные методические рекомендации по успешному освоению различных аспектов дисциплины «Иностранный язык (немецкий)».

Особенности морфологического разбора в начальной школе

В данной статье проанализированы понятия морфологии и морфологического разбора, различные этапы формирования грамматических и лексических понятий, особенности проведения морфологического разбора при изучении русского языка в начальной школе, порядок ...

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах

В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...

Особенности введения грамматического материала в учебных материалах для старших классов общеобразовательных школ

Коммуникативная методика предполагает, что единицей общения является речевой акт как средство передачи речевых намерений с помощью языка. Общение носит ролевой характер, т. е. каждый обучающийся выполняет определенную коммуникативную роль, такое обще...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Некоторые проблемы при обучении русскому языку студентов национальных групп в вузах

В статье рассматриваются вопросы использования сопоставительного метода для преодоления фонетической интерференции при обучении русскому языку в национальных группах. Русский язык и узбекский язык по структурным особенностям принадлежат к разным гру...

Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе

Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...

Основные трудности при изучении русского языка в национальных школах

В статье на примере узбекского языка рассматриваются основные трудности, которые возникают при обучении учащихся национальных школ русскому языку. При изучении иностранного языка немаловажным является сопоставление родного языка с неродным, так как р...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Использование активных методов и форм обучения на уроках русского языка

Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7 классах при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».

Задать вопрос