Эпистолярный жанр в историческом контексте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбачева, Е. Ю. Эпистолярный жанр в историческом контексте / Е. Ю. Горбачева, А. В. Мигулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28.1 (132.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36777/ (дата обращения: 16.12.2024).



Эпистолярный жанр в настоящее время переживает не лучшие времена. Связано это с развитием технического прогресса. Большую часть информации мы передаем и получаем посредством интернет-ресурсов, телефонов и массовых коммуникаций. Сохранилась единственная форма бумажного письма — деловой документ. Отсюда наш интерес к этому жанру.

История письменности началась около 10 тысяч лет назад, когда так называемым предметным письмом, своеобразным способом передачи информации, были дары скифов. Автор М.Кронгауз в своей статье писал: Когда-то персидский царь Дарий I против скифов кочевников вел войну, которой «конца не было видно». Скифские цари отправили к Дарию I посланца с дарами: птицей, мышью, лягушкой и пятью стрелами. Значение этих даров предстояло разгадать персам. Было множество различных версий, но мудрейший перс истолковал так: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, ли как мыши, не зароетесь в землю, или как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Исход той войны показал, что мудрейший перс, верно, истолковал предметное письмо, посланное скифами.

Ничто не стоит на месте, все изменяется и совершенствуется, так предметное письмо сменилось пиктографическим письмом, которое содержало сообщение в виде рисунка или последовательности рисунков. Вскоре, появились логограммы, знаки, обозначающие слова и силлабограммы, знаки для записи частей слова, слогов. Так появились логографические письма, устроенные по типу ребусов и иерографическая система письменности, т. е. написание слогов. Возникла клинопись и звуковое письмо, знак соответствовал определенному звуку речи. Зародилось буквенное письмо и первые алфавиты. Так что же такое эпистолярный жанр?

Эпистолярный жанр- это жанр письма, происходит от греч. epistole — письмо, послание.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «письмо» имеет значение: сообщение на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

В «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой» письмо определяется как «бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств».

По определению Аристотеля, эпистолярная форма «позволяет автору оставаться самим собой» [1].

«От Гостяты къ Васильви»— в начальной формулировке письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты — первый образ частного письма Древней Руси (11 в.).

С древнейших времен на Руси был известен эпистолярный жанр. Широко была распространена грамотность. Всенародной корреспонденцией считалась берестяная грамота. Это частные письма, шуточные тексты, жалобы к правительству, деловые вопросы, хозяйственные документы.

Эпистолярный жанр в XIX веке получает широкое распространение.

Герцен писал, что письма, «больше, чем воспоминания; это само прошедшее, задержанное и нетленное». Общественный деятель и юрист А. Ф. Кони вспоминал, что Гончаров за свою жизнь написал огромное количество писем, причем они представляют прекрасные образцы эпистолярного рода, который был устоявшимся в тридцатые и сороковые годы XIX века. Это была неторопливая беседа человека, который не только хочет поделиться своими мыслями и чувствами, но и рассказать о том, что с ним происходит и побудить своего собеседника рядом вопросов внимания и шуток на такое повествование.

XVIII и XIX века были в значительной мере веками письма. Связано это было с совершенствованием почтовой техники, дорог и почтовых сообщений. Для отправления писем были установлены специальные два дня в неделю, их называли почтовыми днями. Человек заранее планировал свои дела, что высвободить почтовые дни. А. С. Пушкин писал: «Почтовый день — мой чёрный день», — нужно было писать письма. Письма получали и отправляли регулярно, это было своего родом культом тех времен.

Обучали манере письма, разным был зачин в обращении к начальнику, другу, императору, любимой женщине. Нужно было знать, как правильно обратиться, чтобы не выглядеть нелепо, одно неправильное слово и всё может быть испорчено. Было установлено следующее языковое оформление письма:

1. Принятые условные эпистолярные формулы — обращения, приветствия:

— непринужденная форма обращения (между знакомыми или близкими): — Мой дорогой мальчик! — Дорогой Георгий Александрович! — Милый дружище Александр — Дорогой друг;

— официальные формы обращения: Господин редактор! — Глубокоуважаемый Валентин Борисович!

2. Этикетные формулы, клише:

— Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам... — Не откажите в любезности... — Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо... — Смотрел спектакль и хочу выразить Вам свое восхищение... — Давненько мы с Вами не виделись... — Спешу тебя поздравить... — Ты, мой друг, высказал мнение... — Как-то ты утверждал... — Не знаю, может быть, дорогой друг, у тебя возникнет иное мнение, но я думаю...

3. Типичные разговорные обороты, краткие конструкции, вопросительные, восклицательные предложения:

— Какое ты мне хорошее письмо написал(а)! — Как ты учишься? — Как вы живете? — Ах, да. Забыл написать... — Представляешь?

4. Типичные обороты конца письма:

— Искренне Ваш... — С уважением... — С глубоким уважением... — До свидания... — До скорого... — Ваш Арсений. — Я надеюсь, мой друг, что, прочитав мое письмо, ты... — На этом я заканчиваю писать. До свидания. С уважением, Борис. Дата, место.

С точки зрения лингвистики, как разновидность текста, письмо имеет ряд особенностей: сложное переплетение разговорной и книжной речи. Непринужденная манера общения устоялась в эпистолярной форме (милостивый государь, дружище и т. п.). Исторически сложилась система разговорных оборотов, этикетных конструкций, вопросительных и восклицательных формул, которые знают те, кто писал письма.

Человечество имеет значительное эпистолярное наследие, что позволяет представить живую литературную речь, насыщенную фразеологизмами, метафорами, конкретной бытовой лексикой [2].

Переписка занимала значительную часть жизни многих людей, до появления телефона.

На протяжении XX века эпистолярный жанр теряет свою актуальность. Ослабевает количество частных переписок, а жанр деловое письмо становится почти наукой.

Благодаря появлению информационных технологий, возродилась частная переписка посредством передачи писем по электронной почте. Но письмо в электронном виде уже принимает новый формат. Романтика ночных бдений за столом с пером в руке, перед листом бумаги, вероятно, осталась только в романах. «Она сидела на полу и кучу писем разбирала…», «Кончаю, страшно перечесть…» — все это — литературно-историческое прошлое, окрашенное в романтически-лирические тона.

Возникло мнение, что технический прогресс уничтожил эпистолярный жанр, поэтому существуют две точки зрения.

Первая точка зрения — эпистолярный жанр умер. Многие люди уже забыли, что такое держать в руке ручку и писать на листке бумаги письмо близкому человеку. Во времена Достоевского умение «класть буквы на бумагу» было широко распространенным. В XX веке клавиатура пишущей машинки сменила перо. Красота и изящество почерка теперь присуще немногим. Почтальон, тот самый «с цифрой пять на медной бляшке», уже не нужен. Почтальон теперь оцифрован, он не стучит в нашу дверь, он приходит к нам по оптоволоконному кабелю в виде электронных сообщений.

Вторая точка зрения — культура письма возродится. Благодаря своей уникальности культура письма возродится в новом качестве. Письма из моды не выйдут никогда. Например, почему бы не признаться любимому человеку, находящемуся в другом городе в любви, написав письмо. Ведь это безумно приятно! Вспомните слова поэтессы Н. Кузовлевой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены».

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем высокотехнологичном XXI веке электронные сообщения заменили письма. Сейчас письма пишет небольшое количество людей в возрасте от 50 лет и старше, они считают электронные письма чем-то ненастоящим, неживым. Молодое поколение в основном предпочитает общение в социальных сетях, клавиатуру и мышь, нежели ручку и лист бумаги, а порой и живое общение. Теряя эпистолярный жанр, мы теряем возможность общения друг с другом. Следует задуматься о том, как мы отравляем свою жизнь, обменяв реальную жизнь на виртуальную. Ведь межличностное общение — это нечто большее, это система ценностей, это живые эмоции, культурное насыщение [3].

Безусловно, старое уступает новому, но, несмотря на это, почта еще долго будет выполнять свои функции. Ведь каждому приятно получить письмо от близкого человека, почувствовать его теплоту, прочесть его мысли, узнать знакомый почерк.

Эпистолярный жанр умрет только тогда, когда наши дети не будут иметь под рукой авторучки, а только компьютер, и первые слова напечатают на клавиатуре ноутбука.

Литература:

  1. Дьяконов И. М. Эпистолярный жанр [Текст] / Большая советская энциклопедия. — М., 1969–1978.
  2. Универсальная научно-популярная Энциклопедия. [Текст] / Аршинов В. И., Алякринский О. А., Бибикова О. П. и др. М.: Кругосвет, 2016.
  3. Трофимова Г. Н. Напиши мне письмецо [Электронный ресурс]//URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/net/28_66 (дата обращения: 19.10.2016)
  4. Горнфельд А. Г.Эпистолярная литература[Текст] / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
Основные термины (генерируются автоматически): эпистолярный жанр, письмо, близкий человек, дорогой друг, культура письма, мой друг, мудрейший перс, предметное письмо, технический прогресс, эпистолярная форма.


Задать вопрос