К вопросу о пионерах в области развития отечественной конфликтологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 05.08.2020

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Шильцова, Ю. В. К вопросу о пионерах в области развития отечественной конфликтологии / Ю. В. Шильцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73015/ (дата обращения: 16.12.2024).



Тайна бытия человека не в том, чтобы жить,

а в том, для чего жить.

Ф. М. Достоевский

Известно, что в советский период становления отечественной науки, доминирующее положение занимала «теория бесконфликтности». Конфликты существовали всегда, но тогда утаивались и «загонялись внутрь». Как отмечает А. И. Орланова, в середине 50-х годов в западной социологии теория конфликта стала одной из ведущих парадигм и появлялись первые исследования конфликтов в семьях, на призводствах, в международных отноешниях. Однако в целом, по теории конфликта в советский период, было явное отсутствие научных знаний. [6, стр 132]

А. Я. Анцупов, В. В. Дружинин, В. Н. Кудрявцев, Д. С. Баклановский С. В., Богданов Е. Н., Н. В. Гришина, А. А. Ершов, Б. В. Коваленко, А. Н. Сухов стали пионерами в области зарождения отечественной конфликтологии. Исследователи занимались рассмотрением общих и особых характеристик конфликтов.

А. Я. Анцупов, Е. Н. Богданов, А. В. Глухова, Н. В. Гришина, О. Н. Денисов, С. Н. Емельянов, В. Г. Зазыкин, А. К. Зайцев, Б. В. Коваленко, В. В. Козлов, А. Н. Сухов, А. И. Шипилов и другие ученые изучали методологию и теорию общей и прикладной конфликтологии и психологии конфликтов.

В исследовании А. Я. Анцупова и С. П. Прошина по истории отечественной конфликтологии представлен анализ количества, характера и объема публикаций по проблеме конфликта. Исследователи утверждают, что конфликтология, как относительно самостоятельная наука существует в России с начала 1990-х годов, до этого времени, представляя лишь фрагментатный характер изучения без обобщающих работ по формированию теоретической базы. [2]

Как подчеркивает В. В. Вахнина, изучению и разработке проблемы конфликтов в российской психологии предшествовала непростая история. Русская психологическая наука всегда характеризовалась глубоким интересом к внутреннему миру человека, к духовному измерению его существования. [3]

В психологии возникла определенная неравномерность при изучении различных типов конфликтов. Около 83 % работ посвящены изучению межличностных конфликтов и около 8 % публикаций отводится внутриличностным конфликтам.

«Конфликтология», образовано от от лат. conflictus – столкновение, противостояние, противоборство — что само является общим представлением о предмете научного познания. Развиваясь на стыке социологии и психологии, но и затрагивая многие другие науки, конфликтология является одной из самых молодых научных дисциплин. Конфликтология — это система знаний о закономерностях, механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления [3, стр. 6]

Конфликтология в постсоветский период развивалась ускоренными темпами, включая различные типы конфликтов в своей предметной области. Прослеживается связь социальной психологии и социологии, политологии, а также других социальных наук в области изучения конфликтов в социальной психологии, но главное отличие изучения в социальной психологии состоит в основной специфике — более тонкой дифференциации различных состояний группы, близких или похожих на конфликтные. [2]

А.Я. Анцупов, А. Н. Сухов, В. Н. Куницин и др. в основе исследования конфликта рассматривали базовые системно-ситуационные модели.

Среди пионеров в области конфликтологии особо выражен вклад А. Н. Сухова — отечественного исследователя, социального психолога. А. Н. Сухов одним из первых приоткрыл теорию конфликтов в 2000-х годах и представил к открытой печати. В 1970–1980-х гг. же считалось, что в Советском Союзе конфликтов нет и не было в помине. Когда в 1977 году А. Н. Сухов представил на обсуждение кандидатскую диссертацию о конфликтах, то ему предложили взять в качестве методологической основы диссертационного исследования положения стратометрической концепции, т. е. учение о коллективе. [8, стр3] Но А. Н. Сухов остался верен своему делу и в 1978 году успешно защитил кандидатскую на тему «Проблема конфликтов в производственных коллективах осуждённых». Так, кандидатская диссертация, защищенная А. Н. Суховым в 1978 г. в СССР, была в числе первых в области конфликтологии!

В то время как становилась явной потребность в разработке отечественной конфликтологии, как самостоятельной отрасли научного знания, профессор А. Н. Сухов приоткрыл некоторые данные о конфликтах, и труды о социальной психологии безопасности (2002 г.), что как раз призвано соединить в себе две проблемы — конфликты и безопасность, как единое целое. Как отмечает А. Н. Сухов «Сама по себе конфликтология в отрыве от практики разрешения конфликтов, обеспечения безопасности интересна, но малопродуктивна» [8.,стр 4]. Позже, ученый напишет, что на специалистах в области конфликтологии лежит большая ответственность за разрыв между теорией и практикой. А. Н. Сухов предложит: «В целях повышения социально-психологической компетентности специалистов, занимающихся проблемой конфликтов, целесообразно скоординировать усилия конфликтологии на основе журнала и Ассоциации; организовать центр по урегулированию и разрешению конфликтов; разработать методики изучения и урегулирования конфликтов». [9, стр 47].

В настоящее время в социальной психологии рассматривают четыре положения конфликта: само конфликтное поведение, психологическую готовность субъекта к конфликтному поведению, социально-психологическое противоречие и социально-психологическую напряженность.

А. Н. Сухов объединяет конфликт с социальной напряжённостью, делая акцент на том, что существует также понятие конфликтного потенциала общества, когда некоторая совокупность ситуаций имеет разный уровень социальной напряжённости и разный уровень толерантности. Под социальной напряженностью понимается определенное социально-психологическое состояние в обществе, обусловленное степенью неудовлетворённости состоянием дел, социальным положением, обстановкой, развитием событий и т. п. [10, стр.114]Социальную напряженность в обществе, конфликты и их влияние на обеспечение безопасности в России, а все вместе — социальный иммунитет России как ресурс безопасности Отечества, А. Н. Сухов исследует на протяжении всей своей научной деятельности. Профессор А. Н. Сухов является автором более 300 научных публикаций. Его основные труды: «Конфликты в первичных коллективах осужденных» (1978); «Общение осужденных при чрезвычайных обстоятельствах» (1984); «Внеколлективное поведение осужденных» (1987); «Криминогенное общение в среде осужденных» (1995); «Прикладная социальная психология» (1998); «Социальная психология» (2001–2011); «Социальная психология безопасности» (2002–2005); «Реальная социальная психология» (2004); «Социальная психология общения» (2005); «Социальная психология образования» (2005); «Выборы, теория и практика» (2006); «Миграция в Европе и еѐ последствия» (2007); «Социальная психология преступности» (2007); «Основы социально психологических исследований» (2007); «Социальная работа в пенитенциарных учреждений» (2008). И в настоящее время доктор психологических наук, заслуженный профессор, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина снова отзывается на вызовы современности и изучает гибридные конфликты, общую проблему безопасности на государственном уровне.

В настоящее время уроки прошлого проходят проверку настоящим и это может служить примером точного, смелого и прогностического мышления А. Н. Сухова, отвечающего вызовам своего времени, в связи с социально-политическим контекстом жизни своей страны и темой научного исследования, которому он посвятил многие труды. В настоящее время главной движущей силой преобразования психологической науки становится практическая социальная психология. Анализируя исторические вехи развития конфликтологии в СССР по настоящее время можно установить недостаточное должное внимание в науке, посвященное самим пионерам в этой области.

Таким образом, научная концепция А. Н. Сухова рассмотрена в контексте развития отечественной науки о конфликтах, социальной истории нашей страны, что позволяет глубоко и зримо представить особенности его научных воззрений и настоящую актуальность. Исторический анализ лишь подчеркивает ценность научных подходов и взглядов А. Н. Сухова: в смелости, трудолюбии, познавательной личностной активности, научном интересе, бескорыстном служении науке, обществу, своей стране! Обладая абсолютным чувством социального долга, в своих многочисленных трудах он пишет правду, которую берутся печатать только смелые издательства, но эта правда необходима всем нам и особенно молодому подрастающему поколению. А эта и есть его главная научная цель — воссоздать могущество нашей страны для потомков, которые навсегда запомнят тех, благодаря которым это сильное состояние России на пути благостного развития будет достигнуто.

Литература:

  1. Анцупов А. Я.,Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 2001, гл.2,3.
  2. Анцупов А. Я., Прошин С. П. История Отечественной конфликтологии. Указатель 1762 диссертаций. — Москва: Проспект, 2018.
  3. Вахнина В. В., Мальцева Т. В., Ульянина О. А., Михайлова Т. В. Основы конфликтологии в деятельности руководителей органов внутренних дел: учебное пособие. Вахнина В. В.и др . / под ред. В. В. Вахниной — М.: Академия управления МВД России, 2019. — 100 с.
  4. Журавлев А. Л., Вахин А. А.«Социально-психологические аспекты исследования конфликта», в материалах 1-го Международного конгресса конфликтологов «Современная конфликтология в контексте культуры мира» — М., 2001г., с. 358.
  5. Конфликтология. Учебник для вузов. Под ред. Ратникова В. П., — 2001, гл.1.Конфликты в современной России. Колл. монография под ред. Степанова Е. И. — М., 1999.
  6. А. И. Орланова. Специфика развития отечественной конфликтологии. Вестник РУДН, серия Социология , 2003, № 4–5. С. 132–137.
  7. Социальная психология организации: учеб. пособие / под ред. А. Н. Сухова. — М.; Воронеж: МПСИ: МОДЕК, 2010. — 632
  8. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2002. — 256с.
  9. Сухов А. Н. Конфликты в первичных коллективах осуждённых: учебно-практическое пособие. — Рязань: РВШ МВД СССР, 1978. — 72 с.
  10. Сухов А. Н. Социальная напряженность и конфликтология // Безопасность. 1995. № 11. С. 114–119.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная психология, конфликт, время, область конфликтологии, отечественная конфликтология, социальная напряженность, кандидатская диссертация, отечественная наука, различный тип конфликтов, Россия.


Похожие статьи

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

К вопросу о начале уголовно-правовой охраны человеческой жизни

К вопросу о классификации реалий научной фантастики и способах их перевода

К вопросу об исторических особенностях демократического развития Российского государства

К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта

К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана)

К вопросу о педагогической рефлексии: определение, содержание и структурные компоненты

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии

К вопросу об истории понятия лицензионного договора в России

Похожие статьи

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

К вопросу о начале уголовно-правовой охраны человеческой жизни

К вопросу о классификации реалий научной фантастики и способах их перевода

К вопросу об исторических особенностях демократического развития Российского государства

К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта

К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана)

К вопросу о педагогической рефлексии: определение, содержание и структурные компоненты

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии

К вопросу об истории понятия лицензионного договора в России

Задать вопрос