Конфликтность детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 16.06.2021

Статья просмотрена: 280 раз

Библиографическое описание:

Жубаева, А. Б. Конфликтность детей старшего дошкольного возраста / А. Б. Жубаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82519/ (дата обращения: 16.11.2024).



Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, выражающих взаимодействие личностей [1].

Реалии сегодняшнего времени характеризует своеобразие этой формы — каждый день люди узнают о столкновениях, террористических актах, сами становятся очевидцами и жертвами различных стрессовых событий, происходят резкие изменения в социально-экономической сфере жизнедеятельности, приобретает яркую выраженность финансовое расслоение общества, трансформируется ценностно-нормативная составляющая общественных связей — наблюдается тенденция к стабилизации напряженности как переживаемого состояния личности, рост фрустрированности в пространстве межличностного взаимодействия [2, 3, 4, 5].

Социальная ситуация развития современного дошкольника такова, что в домашнем воспитании яркой выраженностью проявляется недостаточность воздействия «социально-эмоционально-культурного фактора». Значительная сокращенность времени общения родителей с детьми, преобладание семей с одним ребенком привели к обеднению развивающего пространства дошкольника, к тому, что затруднена передача опыта от старших к младшим [6]. Культуру общечеловеческих ценностей, такие понятия как «добро», «любовь», «вежливость», «честность» и др., ребенок начинает постигать организовано в стенах детского сада [7].

Д. Б. Эльконин в свое время замечал, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры [8].

Обилие детских игрушек, включая компьютерные игры, сегодня привело к утрате развернутых форм ведущей деятельности старших дошкольников — сюжетно-ролевой игры, игры с правилами [9, 10]. В практике дошкольного образования основные положения теории игры утратили свой первоначальный смысл и значение. В содержании занятий старших дошкольников преобладает обучение, а главные, специфические функции игры, ее фундаментальный вклад в детское развитие максимально вытесняются.

Все выше сказанное обусловливает значимость рассматриваемой в данном исследовании специфики вопроса и исследований области межличностных конфликтов, их конструктивного разрешения в целом.

Развитие ребенка неизбежно сопряжено с возникновением в его взаимодействии противоречий. Они связаны с постепенным обретением взрослости, в процессе чего ребенок делает шаги к более самостоятельному существованию. Тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации закладываются в детстве, не вызывает сомнения. И именно дошкольный возраст формирует представления о конфликте и конфликтной ситуации, так как «для большинства дошкольников группа сверстников является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива» [11].

Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является на сегодняшний день достаточно освещенной в педагогике и психологии. К изучению конфликта в детском возрасте обращались многие исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. Н. Мясищев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. П. Усова, Я. Л. Коломинский, Т. Н. Счастная, Н. Я. Михайленко, А. С. Спиваковская, Т. А. Репина и др.

Современниками предпринимается попытка рассмотреть возрастной аспект возникновения, проявления и разрешения конфликтных ситуаций (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский и др.). В течение несколько предыдущих лет появились публикации, затрагивающие проблему конфликтности детей дошкольного возраста (А. Рояк, Б. П. Жизневский, А. И. Захаров, Г. Хоментаускас, К. Бютнер, В. И. Гарбузов, Л. Н. Абрамова, А. Г. Рузская, С. Г. Якобсон, В. Г. Щури др.).

Стоит заметить, что в психолого-педагогической науке пока все еще не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта и конфликтности личности. В данном исследовании в качестве рабочих определений для этих понятий приняты следующие.

Конфликт — это возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками личностей, в условиях стремления к достижению каких-либо целей [12].

Конфликтность — это готовность человека к развитию и завершению проблемных ситуаций социального взаимодействия путем конфликтов, а также относительная частота участия человека в реальных конфликтах по сравнению с другими людьми [13].

Детская психология как наука несет в себе самые разнообразные подходы к «правильному» развитию ребенка — танцедвигательный подход аккумулирует большое количество методов и техник для исследования особенностей социального взаимодействия и развития гибкости во взаимодействии.

Танец (здесь) — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с собой, с другими людьми и с миром [14].

Танцевально-двигательный подход базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.

Многие современные авторы отмечают исключительную эффективность методов танцедвигательного подхода для развития коммуникативной компетентности за счет расширения двигательного репертуара и исследования телесных и двигательных репрезентаций основных жизненных тем на телесном уровне (В. Козлов, А. Гиршон, Н. Веремеенко, Е. Буренкова), в том числе в детском возрасте (Н. Каневская, Л. Мова, А. Спивак, Ю. Гончарова и др.).

Детские психологи и педагоги, специалисты по детскому развитию единогласно утверждают: движение для ребенка — это естественный способ познания себя и мира. Для ребенка характерно сопровождать разные виды своей деятельности (рисование, рассказы и т. д.) движениями. А так как язык тела универсален, понимать его возможно вне зависимости от возраста, словарного запаса, уровня развития.

На наш взгляд, танцедвигательный подход предполагает возможность каждому ребенку реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений.

Литература:

  1. Анцупов А. Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии.- 2005. № 2.- С. 24–35.
  2. Актуальные проблемы теории и практики социальной защиты населения в условиях трансформируемого общества // Материалы Республиканской научно-практической конференции. — Караганда — 2010- С.172–176.
  3. Фасхутдинова В. А., Мусраунова А. С. Современные проблемы социализации молодежи Казахстана с позиций теории социальной работы [Электронный ресурс] // Современный научный вестник. Педагогика и психология. 2012. URL: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 04.10.2014).
  4. Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: взгляд изнутри: Сборник научных трудов международного молодежного научно-практического форума, 28–29 марта 2013 г. / Под общей ред. С. С. Досановой, А. Н. Тесленко. — Кокшетау: КУАМ, 2013–256 с.
  5. Дубровина И. В. Проблема социализации человека // Вопросы психологии — 2009-№ 5-С. 35–43.
  6. Гурко Т. А. Семья и родительство в России на фоне постиндустриальных обществ // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. — М.: РОС, 2012. С. 334–350. URL: http://www.isras.ru (дата обращения: 01.10.2014 г.).
  7. Государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». Алматы: ННПООЦ «Бобек» — 2010.
  8. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание — 1976-№ 5-С. 41–46.
  9. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии — 2010-№ 6-С-91–103.
  10. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Опыт обследования психического развития современных пятилетних детей // Психологическая наука и образование -2009- № 3- С. 24–34.
  11. Кудрявцев В. Т. Психологические основы развивающей педагогики в свете идей А. В. Запорожца // Вопросы психологии-2005-№ 5-С. 98–105.
  12. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер-2005–320 с.
  13. Анцупов А. Я. Конфликтология. СПб.: Питер-2007.
  14. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремееенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб.: Речь-2006–286 с.
  15. Изотова Е. И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн.-2013-№ 6 (29)- С.8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.11.2014 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, конфликт, ребенок, детский возраст, детское развитие, социальное взаимодействие, яркая выраженность.


Задать вопрос