Реализация принципов зеленого финансирования в работе банковского сектора Монголии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 13.12.2016

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Кравцова, А. А. Реализация принципов зеленого финансирования в работе банковского сектора Монголии / А. А. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 456-460. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36746/ (дата обращения: 18.12.2024).



Реализация принципов зеленого финансирования вработе банковского сектора Монголии

Кравцова Алена Анатольевна, старший преподаватель

Улан-Баторский филиал Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова

В статье рассматриваются вопросы внедрения принципов зеленого финансирования в современных условиях развития банковского сектора Монголии. Дано определение понятия «зеленое финансирование».

Ключевые слова: зеленая экономика, зеленое финансирование, устойчивое развитие, экология, социум, банковский сектор

Устойчивое развитие социума и экономики, сбалансированное взаимодействие с окружающей средой — эти важнейшие глобальные вопросы являются наиболее актуальными сегодня. В мировом сообществе формируется понимание того, что именно они должны быть включены в приоритетные и жизненно важные цели всех стран мира.

В сентябре 2015 года на Саммите ООН по устойчивому развитию лидеры 193 стран приняли 17 основных целей, обозначенных в итоговом документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

В документе отмечается, что «на пути устойчивого развития стоят огромные проблемы — нищета, неравенство внутри стран и между ними, диспропорции в распределении ресурсов и возможностей, безработица, многочисленные экологические катастрофы и их негативные последствия, истощение природных ресурсов, изменение климата…» [8].

Однако современный мир предлагает так же и множество возможностей — расширился доступ к образованию, развиваются и распространяются информационно — коммуникационные технологии, внедряются инновационные подходы в медицине и энергетике.

Концепция устойчивого развития предполагает поиск комплексных путей решения проблем с равноправным учетом экономических, социальных и экологических факторов. Понятие зеленой экономики становится основой концепции устойчивого развития, когда происходит смена парадигмы от потребительского отношения к окружающей среде, выкачивания из нее ресурсов к разумному, рациональному и бережному подходу.

Современные исследователи используют определение, предложенное экспертами Организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), рассматривая зеленую экономику как хозяйственную деятельность, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и обеднение природы» [4].

При этом подразумевается принятие мер, направленных на оптимальное использование ограниченных ресурсов и экологичных природо-, энерго- и материалосберегающих технологий для сохранения стабильности социальных и культурных систем, улучшения качества жизни, обеспечения сохранения целостности среды проживания.

Принципами зеленой экономики стали:

‒ стратегическое планирование устойчивого потребления и производства с учетом экологических факторов на уровне государств;

‒ ведение статистики и аналитики показателей зеленого роста, создание целостной и универсальной для мирового сообщества методики их измерения;

‒ реформирования системы субсидирования проектов, отказ от инвестиций во экологически вредные производства с целью снижения уровня загрязнения окружающей среды, уменьшения потребления ресурсов, перераспределения инвестиций;

‒ создание рыночных механизмов и инструментов, стимулирующих производство экологичных товаров, созданию рабочих мест и возможностей трудоустройства;

‒ направление инвестиционной политики государства и частных инвесторов в зеленую экономику, расширение источников финансирования;

‒ создание стимулов к экологизации малых и средних предприятий, деятельность которых по отдельности кажется незначительной, однако в совокупности их воздействие на экологию является существенным;

‒ содействие «зеленым» государственным закупкам, разработка четких экологических критериев для товаров и услуг.

Лидеры развитых стран поддерживают инициативы и обязательства, направленные на реализацию концепции устойчивого развития и формирования в ее рамках зеленой экономики.

Осенью этого года в г. Ханчжоу КНР состоялся саммит G-20, на котором была признана важность зеленой экономики и, в частности, зеленого финансирования. В ходе саммита Исследовательская Группа Зеленого Финансирования (GFSG), сопредседателями которой являются Китай и Великобритания, при поддержке ЮНЕП в качестве секретариата, выдвинула несколько предложений по привлечению частного капитала для зеленых инвестиций, а также по созданию глобальных интернациональных стандартов для инновационных финансовых продуктов, таких как «зеленые» облигации и «зеленое» страхование.

В итоговом документе саммита лидеры стран признали, что «для поддержания экологически устойчивого роста на глобальном уровне, необходимо увеличить объемы зеленого финансирования. Развитие зеленого финансирования сталкивается с рядом проблем, включая такие как трудности в интернационализации внешних экологических факторов, несовпадение требований и обязательств по срокам, отсутствие ясности в определении «зеленой» терминологии, информационная асимметрия и неадекватный аналитический потенциал, но многие из этих задач можно решить в сотрудничестве с частным сектором» [6].

В сводном отчете саммита были всесторонне охарактеризованы проблемы и необходимость разработки зеленого финансирования на глобальном и институциональном уровне. Были также обозначены семь вариантов решения проблем, связанных с внедрением зеленого финансирования, в том числе: продвижение международного сотрудничества в целях содействия трансграничным инвестициям в зеленые облигации, а также содействие обмену знаниями об экологических и финансовых рисках.

Реализация политики зеленой экономики уже дала положительный практический опыт, в частности в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Например, в 2009 году Центральный банк Бангладеш создал возобновляемую схему рефинансирования, выделив 25 млн. долларов США из своих фондов. Стимулировалась выдача кредитов на проекты по использованию солнечной энергии, выращиванию экологически чистой продукции.

Начиная с 2006 года Китай начал поддерживать «зеленое» финансирование через гарантии по зеленым кредитам в рамках сотрудничества с Международной Финансовой Корпорацией и крупнейшими местными банками. Когда уровень загрязнения воздуха достиг критического, зеленое кредитование сфокусировалось на проектах, снижающих выброс газа в окружающую среду, тем самым по итогам проверки МФК в 2006 году, был предотвращен выброс примерно 18 млн. тонн газа за год. Правительство КНР объявило зеленое финансирование своей стратегией, и, в период действия 12-го пятилетнего плана к 2023 году, намерено инвестировать 468 млрд. долл. США в «зеленые» секторы против 211 млрд. долл. США за предыдущие пять лет, сосредоточившись на переработке и повторном использовании отходов; чистых технологиях; возобновляемой энергетики [1].

Правительство Индии совместно с Национальным жилищным банком Индии с 2010 года проводит программу строительства экологичного жилья. Проекты должны соответствовать требованиям энергосбережения, не менее 30 % от общего объема. В марте 2015 года 350 зданий были оценены и модернизированы по этой программе.

Монголия, с ее высокими темпами экономического роста, в последние годы, вызванного в частности интенсивной разработкой и добычей полезных ископаемых, не понаслышке знает об экологических проблемах, таких как загрязнение воздуха, особенно в столице страны г. Улан-Баторе, нерациональное водоснабжение и загрязнение воды, деградация земель и их опустынивание.

Правительство страны в рамках мировых тенденций, осознавая важность сохранения экологической системы, приняло ряд природоохранных законов. В 2013 году Монголия приняла концепцию устойчивого развития и вступила в Партнерство по продвижению зеленой экономики. В настоящее время в Партнерство входят более 20 стран. Монголия была выбрана одной из семи стран, где реализуются пилотные проекты перехода от «коричневой» экономики к «зеленой».

Совместно с представителями Партнерства и при его поддержке была разработана и в июле 2014 года принята Национальная стратегия «зеленого» развития, в рамках которой особое внимание уделено следующим направлениям: сельское хозяйство, управление водными ресурсами, снижение уровня загрязнения воздуха, возобновляемая энергетика, утилизация твердых отходов, «зеленое» строительство, экологический туризм и другие. Были разработаны более 100 индикаторов, позволяющих оценить полноту реализации стратегии.

Необходимыми условиями для успешной реализации Национальной стратегии «зеленого» развития являются:

  1. Обеспечение преемственности со стороны органов государственной власти в процессе осуществления стратегического и тактического планирования и реализации Национальной стратегии.
  2. Совместная и инициативная работа всех Министерств и ведомств, всесторонний анализ и изучение опыта существующих программ.
  3. Политическая и экономическая стабильность как основа для инвестиционной привлекательности проектов.
  4. Внедрение передовых энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.
  5. Методология, обучение и повышение уровня информированности о зеленой экономике.

Важную роль в реализации зеленого финансирования и стабильного развития играет банковский сектор страны, следующий передовому опыту зарубежных развитых стран и последним тенденциям финансового мира. В настоящее время 14 коммерческих банков, совокупные активы которых составляют 10,9 млрд. долларов США, осуществляют более 95 процентов национальных инвестиций в стране.

В мае 2013 года банковская ассоциация Монголии инициировала и организовала первый Форум стабильного финансирования Монголии, в рамках которого была сформирована рабочая группа с участием представителей коммерческих банков, Центрального банка страны Монголбанка и Природоохранного ведомства. В рамках работы Форума коммерческие банки Монголии подписали совместную декларацию программы «Устойчивое финансирование».

В рамках данной программы, согласно подписанному в 2015 году всеми коммерческими банками меморандуму, банковский сектор Монголии реализует политику экологического финансирования «Восемь принципов устойчивого финансирования».

Основными принципами программы стали:

‒ защита природы и окружающей среды;

‒ защита прав человека и общества;

‒ защита исторического и культурного наследия;

‒ содействие зеленой экономике и финансовой интеграции в нее субъектов малого и среднего бизнеса;

‒ финансирование прибыльных проектов с низкими экологическими рисками;

‒ поддержка корпоративного управления;

‒ содействие прозрачности и гласности финансовой отчетности;

‒ образцовое лидерство.

Таким образом, зеленое финансирование — это осуществление инвестиций, предоставление кредитов на комплексных принципах, учитывающих вероятность негативных воздействий на экологию, социальную и бизнес-деятельность клиентов-заемщиков для принятия мер по сведению к минимуму отрицательных последствий при реализации проектов, вплоть до отказа в финансировании в случае возможных серьезных угроз.

К негативным факторам воздействия на экологию и общество относятся любые реальные или вероятные отрицательные изменения социальной и экологической среды в процессе деятельности физических и юридических лиц — клиентов банков. Эти воздействия могут иметь как временный, так и регулярный характер, могут подлежать, или не подлежать восстановлению.

Виды человеческой деятельности, приводящие к климатическим изменениям, изменениям водных и территориальных рессурсов относятся к экологическим факторам. К социальным факторам относятся численность кадров, обеспечение безопасности и норм труда, социальное здравоохранение, обеспечение прав человека, и т. д.

Основные характеристики политики реализации принципов устойчивого финансирования касаются не только инвестиционных проектов и кредитных заявок, но и деятельности самих кредитных учреждений. В этом отношении банки должны сами, в первую очередь, стать образцовыми субъектами зеленой экономики, подавая пример своим клиентам. Например, экономно и бережно использовать воду и электроэнергию, закупать безопасный для экологии транспорт, проводить информационно- разъяснительную работу о принципах зеленой экономики среди сотрудников и населения, участвовать в акциях по озеленению и т. д.

Монгольская банковская ассоциация является инициатором создания финансовых механизмов, стимулирующих зеленую экономику к росту, поддержание инвестиций в зеленые технологии, адаптацию банковских продуктов и услуг к принципам политики зеленого финансирования, которая осуществляется при содействии Правительства, Министерства природы, зеленого развития и туризма, государственных региональных структур, структур местного самоуправления.

Среди банков, проводящих политику зеленого финансирования, безусловными лидерами являются Хан банк, Хас банк и Голомт банк.

Как один из крупнейших банков страны, Хан Банк в 2007 году основал специальный Фонд, который занимается финансированием ряда программ, направленных на защиту природы, поддержания здоровья и образования населения, искусства и культуры, а также поддержку малообеспеченных слоев населения. Приоритетными и долгосрочными программами банка стали «Программа защиты и восстановления лесных ресурсов» и «Национальная кампания против рака».

С принятием «Экологической и социальной политики» в 2009 году банк изменил внутреннюю кредитную политику, включив в нее комплексную оценку экономической, экологической и социальной составляющих бизнес-проектов заемщиков, а также связанных с ними рисков.

ХасБанк также проводит инновационную политику в сфере потребительского и корпоративного кредитования. Сегодня банк предлагает программы зеленого кредитования для домовладельцев на установку новых технологичных отопительных систем и теплоизоляции, на приобретение энергоэффективного топлива. Правительство субсидирует часть процентной ставки по данным кредитам, чтобы они были доступны населению и способствовали активному внедрению энергосберегающих и энергоэффективных технологий, особенно в юрточных районах, которые являются значительным фактором загрязнения окружающей среды.

ХасБанк также обеспечивает стартовые кредиты местным производителям современных отопительных систем и печей, экологических материалов для покрытия и утепления домов и юрт.

Голомт банк проводит активную политику зеленых кредитов, где оценка последствий воздействия на окружающую среду проекта является обязательной при предоставлении займа. Благодаря своей кредитной политике банк поддерживает предприятия, реализующие энергоэффективные и экологически чистые процедуры и направления деятельности.

Монголия, изучая положительный опыт зарубежных стран и испытывая сильную внутреннюю потребность развиваться в русле мировых тенденций, имеет большой потенциал для успешного перехода к зеленой экономике. Сложились все предпосылки для основания Фонда зеленого финансирования, который может стать важным инструментом реализации новой политики в стране.

Слаженная работа государственного и частного сектора, создание единого организационного механизма и законодательной базы, проведение эффективной налоговой политики, высокая вовлеченность общества, не только политических, производственных и финансовых структур, но и образовательных, научных учреждений, СМИ и общественных организаций необходима для цивилизованного, разумного и комплексного решения социальных, экономических и экологических вопросов, чтобы воплотить зеленые инициативы в реальность не только в Монголии, но и других странах.

Литература:

  1. Егорова М. С., Бучельников В. С. Причины необходимости создания международных механизмов «зеленого» финансирования // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 515–518.
  2. Кучеров А. В., Шибилева О. В. Концепция «зеленой» экономики: основные положения и перспективы развития // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 561–563.
  3. Годовой отчет за 2015 год // Монголбанк. URL: https://www.mongolbank.mn (дата обращения: 11.12.2016).
  4. Зеленая экономика: здравоохранение / United Nations Environmental Programme: Green Economy // ООН. URL: http://www. unep.org / greeneconomy / Portals / 88 / documents / research_products / briefingpapers / Ru_GE_HEALTH. pdf / (дата обращения: 11.12.2016).
  5. «Зеленая экономика» — новый вектор устойчивого развития? // ICTSD. URL: http://www.ictsd.org/ (дата обращения: 01.12.2016).
  6. Лидеры G-20 приветствуют зеленое финансирование в коммюнике саммита // Csrjournal. URL: http://csrjournal.com/19220-lidery-g20-privetstvuyut-zelenoe-finansirovanie-v-kommyunike-sammita.html/ (дата обращения: 11.12.2016).
  7. Соломин В. Зеленое финанcирование: как извлечь выгоду от изменений климата // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/kompanii/resursy/324339-zelenoe-financirovanie-kak-izvlech-vygodu-ot-izmenenii-klimata В. / (дата обращения: 10.11.2016).
  8. Цели в области устойчивого развития // ООН. URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 11.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): зеленое финансирование, зеленая экономика, окружающая среда, устойчивое развитие, банк, Монголия, банковский сектор Монголии, Национальная стратегия, зеленое кредитование, устойчивое финансирование.


Похожие статьи

«Зеленая» экономика и ее влияние на занятость населения Узбекистана

В статье освещены сущность понятия «зеленая» экономика, а также ее влияние на занятость населения страны.

Стимулирование инновационного развития в сельском хозяйстве

В статье рассматривается разработка практических рекомендация и теоретическое обоснование по совершенствованию государственного стимулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства. Раскрыта сущность понятия «инновационное развит...

Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики

Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...

Особенности разработки и реализации государственной политики в сфере зеленой экономики

В статье раскрываются особенности разработки и реализации государственной политики в сфере «зеленой» экономики, анализируется процесс интеграции принципов устойчивого развития в национальную экономику, приводятся примеры стран, осуществляющих переход...

Зеленое строительство в Российской Федерации и за рубежом

В данной статье анализируются тенденции в применении зеленых стандартов, перспективы и проблемы внедрения их в России. А также рассмотрены основные подходы к оценке экологичности проектов жилищного строительства.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Международное климатическое финансирование как инструмент снижения антропогенного воздействия на окружающую среду

В статье рассматривается возможность перехода экономики на путь устойчивого развития с учетом формирования оптимального набора инструментов климатической политики. Значительное внимание в работе уделяется системе международного климатического финанси...

Развитие и основные направления цифровой экономики в Республике Узбекистан

В статье проанализирована сущность, черты, удобства и особенности цифровой экономики, ее основные составляющие — искусственный интеллект, актуальные аспекты эффективного использования цифровых технологий и развитии экономики.

Преимущества развития цифровой экономики

В статье раскрыто понятие цифровой экономики, ее особенности и преимущества, а также влияние на развитие современного общества. Отмечается, что развитие цифровой экономики обеспечивает возможность коммуникаций, обмена идеями и опытом.

Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики

В статье проведен краткий анализ текущего состояния и перспектив кластеризации экономики Ростовской области.

Похожие статьи

«Зеленая» экономика и ее влияние на занятость населения Узбекистана

В статье освещены сущность понятия «зеленая» экономика, а также ее влияние на занятость населения страны.

Стимулирование инновационного развития в сельском хозяйстве

В статье рассматривается разработка практических рекомендация и теоретическое обоснование по совершенствованию государственного стимулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства. Раскрыта сущность понятия «инновационное развит...

Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики

Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...

Особенности разработки и реализации государственной политики в сфере зеленой экономики

В статье раскрываются особенности разработки и реализации государственной политики в сфере «зеленой» экономики, анализируется процесс интеграции принципов устойчивого развития в национальную экономику, приводятся примеры стран, осуществляющих переход...

Зеленое строительство в Российской Федерации и за рубежом

В данной статье анализируются тенденции в применении зеленых стандартов, перспективы и проблемы внедрения их в России. А также рассмотрены основные подходы к оценке экологичности проектов жилищного строительства.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Международное климатическое финансирование как инструмент снижения антропогенного воздействия на окружающую среду

В статье рассматривается возможность перехода экономики на путь устойчивого развития с учетом формирования оптимального набора инструментов климатической политики. Значительное внимание в работе уделяется системе международного климатического финанси...

Развитие и основные направления цифровой экономики в Республике Узбекистан

В статье проанализирована сущность, черты, удобства и особенности цифровой экономики, ее основные составляющие — искусственный интеллект, актуальные аспекты эффективного использования цифровых технологий и развитии экономики.

Преимущества развития цифровой экономики

В статье раскрыто понятие цифровой экономики, ее особенности и преимущества, а также влияние на развитие современного общества. Отмечается, что развитие цифровой экономики обеспечивает возможность коммуникаций, обмена идеями и опытом.

Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики

В статье проведен краткий анализ текущего состояния и перспектив кластеризации экономики Ростовской области.

Задать вопрос