Для перехода к зеленой экономике требуется значительное финансирование, но его можно мобилизовать только разумной государственной политикой и инновационными механизмами финансирования. Поддерживающее государственное финансирование и политика, растущая зеленая ориентация рынков капитала и эволюция развивающихся рыночных инструментов открывают пространство для крупномасштабного финансирования, которое подтолкнет национальные инициативы в сторону зеленой экономики. Однако эти потоки все еще невелики по сравнению с общими объемами и нуждаются в срочном увеличении для успешного перехода в ближайшей перспективе. Концентрированные пулы активов, такие как фонды, контролируемые долгосрочными инвесторами в лице государственных финансовых институтов, банков развития и суверенных фондов, а также некоторых пенсионных фондов и страховых компаний, будут играть важную роль в упрощении этого экономического сдвига на национальном и глобальном уровнях. Появляется все больше подтверждений масштаба проблем, возникающих при мобилизации финансовых потоков для перехода к зеленой экономике. Например, оценка, выполненная в докладе ЮНЕП «Зеленая экономика», показывает, что для финансирования перехода к зеленой экономике к 2050 году необходимо 2 процента глобального ВВП (что на сегодня составляет 1,3 триллиона долларов США в год). Оценки других исследователей схожи. Отказ от нерационального использования капитала в «коричневой» экономике через политические реформы, в первую очередь, устранение устаревших субсидий в добычу ископаемого топлива и введение «зеленых» налогов, могут вызвать направленное изменение поведения и рост капитала, направляемого на поддержку перехода к более зеленой экономике. Несмотря на это, большие финансовые потоки, необходимые для успешного преобразования экономики, будут в долгосрочной перспективе в основном частными, так как необходимо учитывать доминирующие масштабы частного капитала на глобальном и национальных рынках, максимально возможный доход, который может быть получен с помощью политических реформ, и растущие финансовые проблемы во многих развитых странах. Поэтому реформы в области политики и регулирования должны сместить стимулы и профили рисков на рынках капитала так, чтобы финансирование зеленой экономики стало коммерчески жизнеспособным и без субсидий [1].
Переход к «зеленой экономике» неизбежно вызовет изменения структуры торговли. Прежде всего, такая перестройка принесет потенциальные экономические выгоды развивающимся странам, открыв новые возможности для экспорта. Рост экологических товаров и услуг, по крайней мере с середины 1990-х годов, превышает рост экспорта товаров, а также рост ВВП. Однако, несмотря на то, что Китай, Индия и Бразилия активно развивают эту сферу, большинство экологических товаров производятся в развитых странах. Есть опасения, что протекционистские меры, использование субсидий и технических стандартов развитых стран, а также ограничение пространства для маневра в политике, вызванное существующими правилами международной торговли, не дадут развивающимся государствам продвигать свой «зеленый» экспорт. Между тем развитие собственных отраслей, связанных с экологическими товарами и услугами, безусловно, соответствует интересам развивающихся стран [2].
Cсуществующий режим международных инвестиций — более 2700 двусторонних инвестиционных договоров, положений об инвестициях в растущем числе соглашений по свободной торговле — представляет дополнительные проблемы. Прежде всего, эти соглашения не помогают государствам различить «желательные» и «нежелательные» с точки зрения перехода к «зеленой экономике» формы инвестиций. Большой проблемой является также тот факт, что в течение последнего десятилетия частный сектор все чаще использует механизмы урегулирования споров в рамках этих соглашений, утверждая, что новые экологические правила означают экспроприацию их инвестиций и нарушают принцип справедливости и равенства. Кроме того, Соглашение ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам и большинство инвестиционных соглашений запрещают требования, предъявляемые к осуществлению инвестиционной деятельности. Между тем, именно такие требования, могли бы способствовать «озеленению» экономики. В связи с этим, в области инвестиций, как и в отношении субсидий, необходимо новое международное соглашение, которое определит правила регулирования инвестиций с точки зрения «зеленой экономики».
Проблемы масштабной мобилизации финансов в зеленую экономику состоят в том, что зеленые инвестиции, как и инвестиции любого другого типа, определяются многообразием финансовых и нефинансовых факторов, которые могут изменяться в зависимости от сектора экономики, страны или других критериев. Растущее количество подтверждений и отзывов финансового сектора и ряда международных процессов, включая мероприятия, проводимые или поддерживаемые ЮНЕП, показывает общее согласие в том, что для зеленых инвестиций имеются следующие обширные категории барьеров:
1. Рыночные, институциональные и политические недостатки или барьеры, которые делают зеленые рынки непривлекательными, подавляя скорректированную на риск отдачу частных инвестиций в инфраструктурные проекты, которые поддерживают рост и создание рабочих мест в основных зеленых секторах, таких как возобновляемые источники энергии и энергоэффективность, транспорт, водные ресурсы, лесное хозяйство и улучшение санитарных условий.
2. Представления о высоком риске и длительном периоде окупаемости зеленых рынков в результате, например, неопределенности в отношении будущей политики в отношении климата, технологической неопределенности и недостаточной осведомленности и отсутствии информации о предположительно «неприбыльных» зеленых проектах (например, инвестиции в физические активы с экономичными энергоэффективными решениями, такие как инфраструктура или здания).
3. Отсутствие политических и регуляторных мер по интернализации внешних издержек, например, слабость или отсутствие широкой политики платежей за выбросы углерода, отсутствие показателей и оценок стоимости биоразнообразия и экосистемных услуг, недостаточные обязательные требования к раскрытию информации и интегрированной отчетности о долгосрочной устойчивости, что, в свою очередь, поощряет краткосрочное мышление в финансовом секторе.
4. Низкая доступность финансов в развивающихся и особенно в наименее развитых странах, неустойчивость финансовой системы в развитых странах, подверженность частных инвестиций негативному воздействию со стороны широкого набора экономических факторов, особенно инвестиций в зеленые проекты с высокой капиталоемкостью и рисками. На разрушение указанных выше барьеров на пути инвестиций в зеленую экономику в развивающихся и наименее развитых странах нацелено множество международных инвестиционных инициатив, включая инициативы, которые служат катализаторами частного финансирования. Важно отметить, что для зеленых инициатив на уровне страны государственное финансирование и политика могут играть решающую роль при установлении стимулов, необходимых для привлечения более масштабных частных инвестиций в основные сектора, которые определяют зеленый рост и создание рабочих мест, особенно в зеленую инфраструктуру. Для привлечения частных ресурсов лучше всего использовать сочетание политических и регуляторных реформ, направленных на устранение краткосрочного мышления в финансовом секторе, и стимулирование более широкого участия финансистов и инвесторов в зеленых отраслях.
Для эффективного решения проблем, связанных с финансированием долгосрочных потребностей озеленения глобальной экономики, в краткосрочной и среднесрочной перспективе особого внимания потребуют следующие виды деятельности:
- Формирование двойной роли государственных и частных финансовых институтов в упрощении перехода к зеленой экономике. Во-первых, государственные финансы могут расширять или развивать новые стимулы, направленные на более масштабное привлечение частных финансовых потоков, тогда как частные финансовые институты могут принимать рыночные стимулы, которые поощряют долгосрочные зеленые рынки. Во-вторых, государственные финансы могут фокусироваться на перенаправлении существующих государственных ресурсов из «коричневой» в «зеленую» экономику, тогда как частные финансовые институты могут направлять более масштабные потоки в активы, которые поддерживают и расширяют финансовые, экологические и социальные ценности в экономике.
- Поощрение более активного участия финансовых институтов по вопросам развития, банков и институциональных инвесторов в инициативах совместного зеленого инвестирования, особенно, в инфраструктурные проекты, которые приводят к созданию рабочих мест и росту таких секторов, как энергетика, водоснабжение, транспорт, образование и улучшение санитарных условий в развивающихся странах.
- Поощрение использования компаниями и отраслями обязательных интегрированных систем, позволяющих принимать информированные инвестиционные решения на основе общих результатов деятельности компаний, включая вопросы экологии и социального управления.
- Поощрение применения и развития критериев экологически чистого и социально ответственного управления во всех четырех компонентах финансовой системы: посредники, рынки капитала, инфраструктура, рейтинговые агентства и нормотворческие органы, которые устанавливают распределение капитала между конечными пользователями.
- Отслеживание новых тенденций в потоках зеленых инвестиций. Отслеживание и точное численное определение потоков капитала на других зеленых рынках, кроме возобновляемых источников энергии, остается под вопросом. Множество организаций занимается разработкой методик измерения зеленых инвестиций и инструментов их отслеживания.
ЮНЕП участвует в решении описанных выше проблем совместно с финансовыми институтами, в основном через Инициативу ЮНЕП в области финансирования (FI) — глобальное партнерство ЮНЕП, в которое входит более 200 финансовых учреждений из развитых и развивающихся стран. Инициатива ЮНЕП в области финансирования поощряет подходы устойчивого финансирования и ответственного инвестирования, которые приводят к реализации зеленой экономики через проекты, демонстрирующие совместные результаты финансового, экологического и социального управления. Она поощряет лидерство и активную роль финансовых институтов в создании благоприятной среды для зеленой экономики. Некоторые проекты выполняются совместно с партнерами на глобальном, региональном и национальном уровнях. Вот несколько примеров: Глобальный круглый стол Инициатива ЮНЕП в области финансирования продолжает пропагандировать необходимость глобальной политики, в соответствии с которой все листинговые и крупные частные компании должны учитывать вопросы устойчивости и включать экологическую и социальную информацию в свою отчетность. ЮНЕП привлекает финансовые институты и партнеров для выявления финансовых решений, направленных на устранение инвестиционных барьеров на зеленом рынке. К недавним примерам можно отнести доклад «Финансирование возобновляемых источников энергии в странах Африки южнее Сахары», выпущенный в феврале 2012 года, и готовящийся доклад «Модифицировать инвестиционные возможности и разблокировать энергоэффективность: доступные государственные и частные механизмы финансирования». На основе работы в рамках финансовой инициативы ЮНЕП в отношении устойчивого развития энергетики ЮНЕП и ее партнеры продолжают пропагандировать финансирование устойчивого развития энергетики в рамках нескольких проектов и видов деятельности. Например, через Фонд первоначального капитала. ЮНЕП играет ведущую роль в привлечении частных инвестиций к финансированию начинающих предприятий Азии и Африки в области энергетики с низкими выбросами углерода. На конференции «Рио+20» ЮНЕП проведет параллельное мероприятие «Масштабная мобилизация капитала для перехода к зеленой экономике: финансовый вызов». Основной целью будут способы перенаправления текущих и будущих инвестиционных потоков на преобразование ключевых секторов экономики для ее перехода на путь зеленого развития [3].
Литература:
1. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности // ЮНЕП. 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.unep.org/greeneconomy/ (Дата обращения: 19.02.15).
2. Егорова М. С. Практика стимулирования перехода к «зеленой экономике»: международный опыт // Современные научные исследования. Выпуск 1. — Концепт. — 2013. — ART 53333. — URL: http://e-koncept.ru/article/706/ — Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. — ISSN 2304–120X.
3. Егорова М. С. Повышение энергоэффективности как ключевое направление сохранения природного капитала России// Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9 (10). — С. 2265–2269; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004577 (дата обращения: 17.02.2015).