Статья посвящена зеленым инвестициям в банковской системе России с учетом геополитической ситуации. В результате определено, что зеленые инвестиции в Российской Федерации находятся в состоянии постоянного обновления под новые вызовы времени.
Ключевые слова: инвестиции, банк, экономика, система.
Зелёные инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, осуществляемой в целях получения прибыли и одновременного снижения негативного воздействия на окружающую природную среду, т. е. достижения эффекта декаплинга.
В настоящее время зеленые инвестиции определяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. На данный момент российская экономика развивается не лучшим образом, что сказывается на всех сферах жизни граждан, и в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость и потерю веры народа в наше правительство, что показывают различные социальные опросы. Правительство Российской Федерации старается справиться со сложившейся ситуацией, однако довольно безуспешно. И зеленые инвестиции могут помочь в сложившейся ситуации, так как они предназначены для развития производства, увеличения мощностей, поднятия технологического уровня, путем следования пути сохранения природы и окружающей среды, которая вне всяких сомнений формирует основное качество жизни человека.
Проблема привлечения иностранных инвестиций стала наиболее актуальна в последние 5 лет в связи со сложившейся геополитической ситуацией, и без решения этой проблемы экономика России не сможет расти хорошими темпами.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Банка России, институтов развития, бизнеса и профессионального сообщества по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты развития приказом Минэкономразвития России от 18.12.2020 № 838 создана межведомственная рабочая группа (МРГ) по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития.
Регулирование сферы ESG и зеленых финансов в России, которое началось в 2019–2020 годах, находится на этапе активного формирования. В сфере регуляторного строительства выделяются три стратегических направления:
Климатические риски, снижение выбросов парниковых газов, отчетность и учет углеродного следа и формирование инфраструктуры рынка углеродных единиц Зеленые/устойчивые финансовые инструменты, ответственное инвестирование, создание инфраструктуры независимой верификации ESG-трансформация предприятий и организаций, системы публичной отчетности по направлению устойчивого развития Основной контур регулирования сферы ESG и зеленых финансов в России задается следующими регулирующими институтами и нормативными документами:
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ:
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» с пакетом подзаконных актов.
ДОКУМЕНТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р «О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
Зеленое развитие в Российской Федерации регулируется также документами банка России в них входит:
Положение Банка России от 19.12.2019 № 706-п «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (с изменениями, внесенными указанием Банка России от 01.10.2021 № 5959-У); Информационное письмо от 15.07.2020 № ИН0628/111«О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования»;
Информационное письмо от 12.07.2021 № ИН-06–28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ»; Информационное письмо от 17.08.2021 № ИН-015–38/64 «Об учете климатических рисков в деятельности отдельных участников финансового рынка»;
Основные направления развития финансового рынка РФ на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. Важность развития рынка «зеленого» финансирования в России диктуется как экологическими, так и экономическими причинами. По оценке Всемирного банка, Россия входит в десятку стран, которые производят наибольшее количество выбросов, как в абсолютном выражении, так и на душу населения. Россия производит такое же количество CO2, что и весь регион Латинской Америки (а численность населения и ВВП России в 4 раза меньше). Отходов производится в два раза больше, чем в ЕС, при несопоставимом размере российской экономики (по ВВП в 9 раз меньше, чем экономика ЕС). С экономической точки зрения потери ВВП России от ухудшения состояния окружающей среды, загрязнений и неэффективного управления природными ресурсами оцениваются в 1 %-6 %. Достижение показателей энергоэффективности передовых стран позволят сэкономить до 45 % объема электроэнергии, что представляет из себя огромную сумму с учетом того, что Россия является третьим крупнейшим потребителем энергии в мире, а потери электроэнергии составляют до 50 % ее потребления. Наконец, по оценке KPMG, при текущем уровне вреда, наносимого Российскими компаниями окружающей среде, в 2025–2030 гг. они заплатят около 33,3 млрд евро углеродного налога ЕС, который будет введен в ближайшее время [5]. Это несопоставимо с Российскими штрафами за нарушение экологических норм и делает Российские компании одними из наиболее уязвимых перед лицом экологических рисков, принимающих реальное денежное выражение. Для изменения ситуации требуется осуществление масштабных «зеленых» инвестиций. По оценке Министерства экономического развития РФ только до 2023 г. потенциал для внедрения «зеленых» технологий составляет 3 трлн руб.
Зеленые инвестиции могут принести значительные выгоды инвесторам и предприятиям по всему миру. Для инвесторов возможность инвестировать в долговые и долевые ценные бумаги в других странах может принести более высокую прибыль, особенно в долгосрочной перспективе. Например, доходность финансовых инструментов в странах с зеленой повесткой и развивающейся рыночной экономикой значительно выше, чем у финансовых инструментов в развитых промышленно развитых странах. Для бизнеса Зеленые инвестиции могут снизить стоимость капитала. Снижение стоимости капитала из-за иностранных портфельных инвестиций особенно важно в странах с низким уровнем внутренних сбережений. Предприниматели и предприятия в таких странах могут воспользоваться заимствованиями у жителей других стран с высоким уровнем внутренних сбережений.
По сравнению с другими формами инвестиций преимущество зеленых инвестиций заключается в снижении транзакционных издержек. Приобретение долгосрочного и контрольного пакета акций предприятия в другой стране обходится дорого; он включает в себя трансакционные издержки, связанные с юридическими процедурами, бюрократическими деталями и получением информации. Напротив, долговые и долевые ценные бумаги торгуются на устоявшихся рынках с большим количеством покупателей и продавцов и с заранее определенными правилами и процедурами, которые несут меньшие затраты. В результате зеленые инвестиции обеспечивают большую ликвидность, чем ПИИ.
Снижение транзакционных издержек и повышение ликвидности означают, что иностранный портфельный инвестор ищет максимальную доходность по всему спектру финансовых инструментов на мировых рынках. Из-за этого зеленые инвестиции могут быть гораздо более волатильными, чем ПИИ, что приводит к периодам системного притока и оттока капитала. Если размер иностранных портфельных инвестиций велик по сравнению с валовым внутренним продуктом, высокая волатильность может иметь серьезные негативные последствия. Большой системный приток может привести к макроэкономическому перегреву, инфляционному росту и давлению обменного курса. Большой системный отток капитала может привести к кризису ликвидности и финансовой депрессии. Волатильность зеленых инвестиций увеличивается с частотой различных потрясений для экономики, которые могут возникнуть на внутреннем или глобальном рынках.
Так же зеленые инвестиции благоприятной воздействуют на поддержание и создание правильного инвестиционного климата, который способствует продуктивным частным инвестициям — двигает прогресс и сокращает бедность. Создаются возможности и рабочие места для людей. Увеличивается ассортимент товаров и услуг, они становятся более доступными. Благоприятный инвестиционный климат позволяет стабильно собирать налоги и направлять их на различные социальные нужды. Так же благоприятный инвестиционный климат означает, что в стране налажена эффективная работа судов, финансовых рынков, инфраструктура, что в свою очередь непосредственно улучшает жизнь населения, вне зависимости от того, работают ли они или занимаются предпринимательской деятельностью.
Улучшение инвестиционного климата — возможность и стимул для предприятий расширять производство и создавать рабочие места — ключ к постоянном прогрессированию в борьбе с безработицей и в улучшении качества жизни.
Несмотря на то, что Россия поставила перед собой более скромные экологические цели, чем страны ЕС (сокращение выбросов парниковых газов на 25 %-30 % к 2030 г., тогда как в ЕС эта цель установлена на уровне 40 %), их достижение с учетом высокой капиталоемкости возможно только при привлечении к реализации и финансированию проектов частный сектор. С учетом того, что «зеленые» проекты характеризуются более высокими капитальными затратами, более продолжительными сроками окупаемости и высокой зависимостью от нормативно-правовой базы, перед государством стоят еще более амбициозные задачи, чем в традиционных инфраструктурных проектах, реализуемых на принципах ГЧП. Для того, чтобы сектор «зеленого» финансирования в России получил активное развитие, необходима активная экономическая политика, адекватные меры государственной поддержки, включая вопросы разделения рисков и повышение осведомленности рыночных игроков.
Литература:
- Панова, Г. С. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / — М.: Финансы и статистика, 2020. — 1168 с.
- Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» с пакетом подзаконных актов.
- Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»;
- Положение Банка России от 19.12.2019 № 706-п «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (с изменениями, внесенными указанием Банка России от 01.10.2021 № 5959-У); Информационное письмо от 15.07.2020 № ИН0628/111«О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования»;