Дано определение «зеленой» экономики. Приведены её отличительные черты и необходимые условия для перехода к ней. Рассмотрена современная ситуация, связанная с «озеленением» экономики в мире. Выявлены факторы, препятствующие «озеленению» мировой экономики. Для России с её экономикой, ориентированной на добычу сырья, термин «зеленая» экономика является нововведением. Приведены расчеты, выполненные несколькими организациями, связанные с переводом мировой экономики на «зеленые» рельсы.
Ключевые слова:«зеленая» экономика, «коричневая» экономика, устойчивое развитие, инвестиции.
The definition of green economy is given. The distinctive features and main conditions are given. The modern situation of «greening» economy is considered. Identified factors, preventing to «greening» of economy. Established, Russian economy, based on extraction of raw materials, the term «green economy» is innovation. The calculations performed by several organizations associated with the transition of «greening» the global economy are reviewed.
Key words: «green» economy, «brown» economy, sustainable development, investment.
В настоящее время экономический рост напрямую связан с увеличением объемов добычи природных ресурсов, что в свою очередь грозит климатическими изменениями, уменьшением запасов невосполнимых ресурсов, ухудшением состояния окружающей среды, что в будущем может отразиться и на здоровье человека. Всё это существенно ограничивает возможности дальнейшего экономического развития [1].
В последние годы понятие «зеленой» экономики стало относиться не только самой экологической экономике, но и стало объектом серьезных политических обсуждений. Данное понятие напрямую связано с концепцией устойчивого развития человечества, подразумевающего удовлетворение потребностей нынешнего поколения с минимальным риском для окружающей среды, укреплением общественного и личного здоровья, а также с сохранением этой возможности для будущих поколений.
За последнее время человечество столкнулось с серией кризисов: климатическим, кризисом биоразнообразия, топливным, продовольственным, водным кризисами, а в последнее время к ним добавился и кризис финансовой системы и всей мировой экономики в целом. Растущее количество вредных выбросов, поступающих в окружающую среду, способно привести к стремительным изменениям климата, которые могут привести к трагическим последствиям для всего человечества.
Значительному росту интереса к данной теме, способствуют растущее разочарование в современной экономической модели, основанной на потреблении исчерпаемого сырья, усталость общества, от многочисленных сбоев рыночного механизма, наиболее значительным из которых стал финансово-экономический кризис 2008 года. Эти и некоторые другие причины послужили толчком к формированию новой экономической модели, при которой человечеству не придется платить за производство материальных благ ростом рисков для окружающей среды, снижением запасов природных ресурсов, обострением социальных проблем.
Для обеспечения работы механизма «зеленой» экономики требуется совместное участие двух элементов — государства и частного сектора. Государству необходимо облегчить доступ «зеленой» продукции на рынок, реформировать политику, стимулировать переход на выпуск «зеленой» продукции, создать необходимую рыночную инфраструктуру, изменить поток государственных инвестиций и увеличить долю зеленых государственных закупок. Частному сектору необходимо использовать все открывающиеся перед ним возможности, появляющиеся при переходе к «зеленой» экономике, а также путем увеличения объемов финансирования и инвестирования реагировать ситуацию на рынке и на изменения цены. В «зеленой» экономике рост благосостояние и занятости населения связан с государственными и частными инвестициями, направленными на повышение эффективности использования энергии и ресурсов и производства.
Согласно программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) понятие «зеленая» экономика определяется как экономика, повышающая благосостояние людей и обеспечивающая социальную справедливость, сопровождающаяся существенным снижением рисков для окружающей среды. В самом простом понимании — это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, с эффективным использованием ресурсов, с минимальным уроном окружающей среде, удовлетворяющая интересам всего общества.
Этот путь развития сохранит, увеличит, а, возможно, частично восстановит природный капитал как важнейший источник общественных благ.
Концепция «зеленой» экономики не заменяет концепцию устойчивого развития, однако сейчас признается то, что движение к устойчивости почти полностью зависит от создания правильной экономики. За время, когда новые богатства создавались с использованием сегодняшней модели экономики, общество не сумело решить такие проблемы, как социальное расслоение и истощение ресурсов. Устойчивость остается важнейшей долгосрочной целью, но для ее достижения мы должны сделать экономику «зеленой».
Переход к «зеленой» экономике требует выполнения ряда условий, к которым следует отнести: особую государственную политику в данной области, создание правовой базы, поддержка и стимулирование производителей к данному переходу.
Нынешние условия способствуют сохранению так называемой «коричневой» экономики, зависящей от энергии, извлекаемой из ископаемого топлива. В 2008 году объем затрат на приобретение ископаемого топлива составил 650 млрд. долларов США. Это говорит о том, что переход к повсеместному использованию возобновимых источников энергии по-прежнему затруднен. Условия, способствующие переходу к «зеленой» экономике, должны подготовить почву для успешного инвестирования в «озеленение» мировых экономик. На национальном уровне к таким условиям относят: корректирование фискальной политики, реформирование и сокращение предоставления субсидий, вредных для окружающей среды; использование новых рыночных инструментов; приток государственных инвестиций в ключевые «зеленые» сектора; переход к «зеленым» государственным закупкам; совершенствование экологических правил и положений, а также обеспечение их применения. На международном уровне необходимо реформирование рыночной инфраструктуры, внешнеторговых потоков и потоков финансовой помощи, а также развития международного сотрудничества. Что потребует определенных финансовых затрат.
Доклад ЮНЕП о «зеленой» экономике, названный «Навстречу «зеленой» экономике», призван развенчать ряд мифов по поводу огромных затрат на переход к «зеленой» мировой экономике; в нем приводятся рекомендации, какие реформы нужны для развития потенциала «зеленой» экономики в области производства и занятости [6].
Все чаще упоминаютcя т. н. «зеленые» инновации, под которыми подразумеваются новые технологии с минимальным воздействием на окружающую среду, к которым можно отнести альтернативную энергетику, развитие электротранспорта, разработку биотоплива и т. д. Согласно определению, «зеленой» экономики, данному ЮНЕП, для неё характерны следующие признаки:
- эффективное использование ресурсов;
- сохранение природного капитала;
- снижение общего уровня загрязнения;
- снижение углеродных выбросов;
- минимальный ущерб окружающей среде;
- рост занятости и благосостояния населения.
За последние 25 лето мировой ВВП вырос в четыре раза, что повысило уровень жизни сотен миллионов человек. Однако, этот рост во многом, был достигнут ценой глобального истощения природного капитала и деградации экосистем. В 2000-е годы в мире резко обострились экологическая ситуация: растущий дефицит пресной воды и продовольствия, изменение климата, сокращение биоразнообразия и лесов, опустынивание и многие другие.
Для России само понятие «зеленая экономика» является новым, и крайне редко можно встретить, оно не используется в официальных документах. В то же время намеченные страной цели на ближайшие 10–20 лет во многом свидетельствуют о том, что их целью является переход к зеленой экономике. Это отражается в общей политике использования ресурсов и охраны окружающей среды на перспективу, имеющихся правовых и экономических инструментах [4,5].
Вероятно, главной задачей российской экономики на современном этапе можно назвать уход от сырьевой модели экономики. Эта же задача является центральной и в концепции зеленой экономики [2].
Реализация «зеленого» курса предполагает уменьшение объемов использования полезных ископаемых для производства электроэнергии за счет развития альтернативных источников энергии и внедрения энергосберегающих технологий. Эти меры позволят снизить потребление энергии и затраты на её производство, а также уменьшить ее стоимость. По оценкам ЮНЕП всего 2 % мирового ВВП, инвестированные в «озеленение» ключевых секторов экономики изменят характер мирового развития запустят механизмы снижения выбросов парниковых газов.
Идеи устойчивого развития получают все большее распространение. Более 10 лет работает Всемирный совет бизнеса по устойчивому развитию. Согласно его прогнозу, основанному на исследовании крупнейших мировых компаний, устойчивое развитие открывает для лидеров рынка на ближайшие десятилетия возможности, оценивающиеся в 6,2 трлн. долларов. Данная оценка в первую очередь относится к компаниям, ориентированным на достижение устойчивого развития
Различные организации пытаются рассчитать это объем средств. Существующие расчеты показывают суммы, необходимые только для снижения выбросов CO2 в области энергетики, например, сценарий Blue Map MЭA сокращения к 2050 году выбросов CO2 в два раза потребует вложений в размере 46 триллионов долларов США.
Этот объем вложений в среднем соответствуют сценариям, смоделированным для Доклада о «зеленой» экономике». Оценка, проведенная Группой по «зеленой» экономике Программы ООН по окружающей среде показывает, что начальный этап потребует инвестиций в размере от 1,05 трлн. до 2,59 трлн. долларов США в. В среднем эти дополнительные инвестиции и составляют те 2 % мирового ВВП в год, необходимые в период с 2010 по 2050 гг. Минимальный размер ежегодных необходимых инвестиций в период до 2050г. должен составить 1,3 трлн. долл. в год и эта цифра будет расти по мере роста мирового ВВП.
Международный валютный фонд (МВФ) также заявил о необходимости перехода к низкоуглеродной модели роста в период восстановления мировой экономики после глобального кризиса. Для содействия этому переходу разрабатываются предложения по формированию глобального «Зеленого фонда», обладающего значительными финансовыми ресурсами — до 100 миллиардов долларов в год на протяжении нескольких лет, необходимыми странам для решения проблем, связанных с изменением климата [3]
В заключительном документе Конференции ООН в Рио-де-Жанейро «Будущее, которое мы хотим» говорится о том, что при переходе к «зеленой» экономике каждая страна самостоятельно выбирает путь, по которому она будет двигаться в сторону устойчивого развития.
Согласно расчетам Всемирного экономического форума и организации Bloomberg New Energy Finance, объем инвестиции в «чистую» энергетику к 2020 году должен быть увеличен до 500 млрд. долл. США в год, чтобы ограничить глобальное потепление двумя градусами Цельсия. Расчеты HSBC показывают, что перевод энергетики на технологии с низкими выбросами углерода в период до 2020 гг. обойдется в 10 триллионов долл. В целом, в целом, эти суммы соответствуют примерным подсчетам.
Все вложения в этой области должны быть направлены в ряд отраслей на внедрение новых технологий и методов управления, создание и развитие «зеленой» инфраструктуры.
Хотя размер этих инвестиций являются весьма значительный, они существенно меньше мирового валового прироста основного капитала, составившего в 2009 году 22 % мирового ВВП.
Сектор финансовых услуг и инвестиционный сектор, контролирующие триллионы долларов, вполне способны обеспечить основной объем финансирования перехода к «зеленой» экономике. Коммерческие и розничные банки больше ориентируются на разработку «зеленых» финансовых продуктов. Например, в сектор возобновляемой энергетики в период с 2007 г. по середину 2010 г. вложено больше 627 млрд. долл. США только частных инвестиций. Объем инвестиций в этот сектор вырос втрое — с 46 млрд. долл. США в 2004 году до 173 млрд. долл. в год в 2008 г. В то же время ключевую роль играет государственное финансирование для инициирования перехода экономики на «зеленые» рельсы. Государство должно стать инициатором масштабных пакетов мер финансового стимулирования.
Правительство КНР в период действия 12-го пятилетнего плана к 2023г., намерено инвестировать 468 млрд. долл. США в «зеленые» секторы против 211 млрд. долл. США за предыдущие пять лет, сосредоточившись на переработке и повторном использовании отходов; чистых технологиях; возобновляемой энергетики. При таком уровне государственного финансирования индустрия защиты окружающей среды КНР будет стабильно расти в среднем на 15–20 % в год, а ее объем выпуска достигнет в предстоящей пятилетке 743 млрд. долл. США против 166 млрд. долл. США в 2010 г.
В странах, чей объем государственного финансирования зависит от налоговых поступлений и способности государства привлечь заемные средства на рынках капитала ограничен, для «зеленых» инвестиций могут использоваться реформа предоставления субсидий и смена политики налогообложения. Например, субсидии в области энергетики, водоснабжения, рыболовства и сельского хозяйства снижающие цены и способствующие чрезмерному потреблению соответствующего природного капитала, ложатся тяжелым бременем на государственный бюджет. Отмена этих субсидий и введение налогов на использование энергии и природных ресурсов могут повысить эффективность при одновременном укреплении государственных финансов и высвобождении ресурсов для «зеленых» инвестиций. Экономия по приблизительным подсчетам составит. 1–2 % мирового ВВП.
Сложно определить точную сумму, которую необходимо затратить для перевода н на перевод мировой экономики на «зеленые рельсы», можно лишь сказать, что она будет значительной. Для сохранения мирового природного капитала потребуются дополнительные механизмы финансирования.
Сегодня требуется создание масштабных международных механизмов «зеленого» финансирования. В декабре 2010 г. на Конференции по проблемам климата в Канкуне был достигнут прогресс в вопросе создания «Зеленого климатического фонда». Это важный шаг в построении механизма финансирования перехода к «зеленой» экономике. Согласно решениям конференции, необходимо выделение развитыми странами развивающимся странам до 100 млрд долл. в год к 2020 на принятие мер в области климата. Эти ресурсы остро необходимы и должны стать ядром международного фонда по поддержке перехода к «зеленой» экономике в странах с низкими доходами. Однако страны должны начать выполнять свои обещания и расходовать полученные средства по прямому назначению.
Сегодня всем становится ясно, что создание «зеленой» экономики стало необходимостью. Это требует значительных финансовых вложений со стороны всего мирового сообщества, но государственное внимание к данной проблеме и поддержка международных финансовых организаций способна обеспечить необходимый объем финансовых ресурсов для начала перевода мировой экономики на «зеленые» рельсы. Только это может приблизить человечество к устойчивому развитию. Сегодняшние возможности экономической системы позволяют сделать это.
Литература:
1. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития под ред. С. Н. Бобылев, В. М. Захаров // бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию России» № 60, 2012.
2. Сайт Президента РФ. Интервью немецкому журналу «Шпигель» [электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/news/5929
3. IMF Proposes «Green Fund» for Climate Change Financing [электронный ресурс] URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2010/NEW013010A.htm
4. Россия: Перспективы развития «зеленой экономики» [электронный ресурс] URL:http://ru.exrus.eu/Rossiya-Perspektivy-razvitiya-zelenoy-ekonomiki-id53405a91ae20153629677ea0
5. «Навстречу «зеленой» экономике. Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности». //Обобщающий доклад для представителей властных структур, UNEP, 2011.