Фирменное наименование и коммерческое обозначение в деятельности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 1135 раз

Библиографическое описание:

Анашенко, И. К. Фирменное наименование и коммерческое обозначение в деятельности организации / И. К. Анашенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36486/ (дата обращения: 22.12.2024).



Согласно гражданскому кодексу организация вступает в гражданский оборот под своим фирменным наименованием (ст.1473 ГК РФ). [1] Начинает право на фирменное наименование действовать с момента регистрации, а заканчивается ликвидацией юридического лица.

Законодатель устанавливает ряд требований при регистрации фирменного наименования. При установлении этих требований законодатель использует методы обвязывания и дозволения. С помощью обвязывания устанавливаются положительные предписания, а с помощью запрета ограничивается пределы свободы в выборе фирменного наименования путем установления рамок. Эти меры связаны с соблюдением публичного интереса, а именно, не введение в заблуждение окружающих, либо получения конкурентных неоправданных преимуществ. [9]

Нередко возникают споры из-за одинаковых фирменных наименований, так как налоговые органы не проверяют фирменное наименование при регистрации. Действует правило «старшинства», приоритет устанавливается в отношении той организации, которая первая зарегистрировала фирменное наименование. В данном случае не имеет значение, какая из спорящих организаций первая фактически приступила к заявленной при регистрации деятельности. [2] Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ ключевым моментом в спорах, связанных с защитой одинаковых фирменных наименований, является одинаковый вид деятельности между спорящими организациями. [4]

Интересным аспектом защиты фирменного наименования является вопрос о том, может ли оно защищаться против товарного знака, знака обслуживания или коммерческого обозначения. Закон на этот счет дает однозначный ответ, что защищаться будет то право, которое было зарегистрировано раньше (п. 6 ст. 1252 ГК РФ) [5].

Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности (ст. ст. 8 и 10.bis) фирменное наименование защищается как объект права, при этом фирменное наименование не обязательно должно регистрироваться как товарный знак. К действиям конкурента, которые запрещены относятся любые, которые могут вызвать смешение восприятия фирменного наименования организации. [3]

При составлении иска необходимо установить обстоятельства даты возникновения прав на фирменное наименование, тождество до степени смешения фирменного знака с другими объектами защиты интеллектуальных прав, однородность товаров и услуг, в отношении которых нарушается право. Установление перечисленных обстоятельств подтверждается Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам. При этом для определения степени смешения необходимо исходить из того, может ли, например, коммерческое обозначение вводить в заблуждение потребителей или контрагентов и тем самым нарушать возможность индивидуализировать себя владельцу фирменного наименования, что подтверждается Постановление ФАС МО [7].

К причинам участившихся споров по средствам индивидуализации в общем, и фирменному наименованию в частности, относится неограниченное количество видов деятельности, которые могут быть зарегистрированы в отношении одной организации; причиной также является то, что при изменении или дополнении видов деятельности у лица, осуществляющего регистрацию нет обязанности проверять наличие уже существующих зарегистрированных фирменных наименований, а так же проверять их зарегистрированные виды деятельности.

Законодателем предусмотрена обязанность прекратить использование фирменного наименования в следующих случаях:

  1. Если требование будет предъявлено аналогичным правообладателем. Исковое заявление предъявляется в Арбитражный суд первой инстанции.
  2. По требованию Федеральной Налоговой Службы в связи с использованием в фирменном наименовании официальных названий федеральных органов, включения в название наименования Россия (РФ) (пункты 3 и 4 статьи 1473, ст. 1231.1 ГК РФ).
  3. В случае если фирменное наименование включено полное или сокращенное наименование общественных объединений. [8]

Коммерческое обозначение не необходимо регистрировать в учредительных документах, оно служит для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий (ст. 1538 ГК РФ). Оно служит для обозначения одного или нескольких предприятий, которые принадлежат юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 1538 ГК РФ). К признакам, которые характеризуют коммерческое обозначение относятся:

– Обладание различительными признаками, которые позволяют отличать обозначение и не вводить в заблуждение потребителей и контрагентов;

– Территориальная определенность коммерческого обозначения

– Соблюдения критерия известности. Для реализации данного признака может использоваться размещение обозначения на вывесках, в рекламе организации, в используемых документах, присвоение филиалам юридических лиц.

Возможно защищать коммерческое обозначения, используя авторское право. В таком случае регистрация не требуется, так как авторское право возникает с момента создания логотипа. Логотип может быть выражен в виде дизайна, фотографии или изображения. [13] Например, ООО «Одноклассники» обратилось с иском к «Издательство «Эксмо» с требованием компенсации нарушения прав на дизайн интернет-сайта и доменного имени. По мнению истца, ответчик нарушил исключительное право на дизайн, использованный в логотипе, в оформлении книги, поскольку на обложке были использованы те же цвета, что и на сайте. Кассационная инстанция пришла к выводу, что не были нарушены исключительные права истца, а обложка книги является объектом авторского права. [14] Таким образом, средства индивидуализации могут быть одновременно и результатами творческого труда и защищаться авторским правом.

Коммерческое обозначение можно отнести к гудвиллу предприятия, к нему же можно отнести и ноу-хау, репутацию и. т.д. [10] Коммерческое обозначение используется в самом начале деятельности организации, когда она еще не решила зарегистрировать товарный знак. К такой компании может появится интерес у бренд-сквоттеров, которые регистрируют товарный знак — аналогичный коммерческому обозначению и требуют рентные платежи за использование товарного знака. Обычно это связано с регистрацией иностранного бренда на территории РФ и ожиданием выхода иностранной компании на рынок России.

Есть возможность отстоять свое право на использование коммерческого обозначения путем предоставления в суд доказательств размещения рекламных объявлений, свидетелей, фотографий. Судебная практика сводится к приоритету защиты товарного знака, так как он зарегистрирован в установленном законом порядке. Защита коммерческого обозначения возможна против других коммерческих обозначений схожих до степени смешения. [11]

Право на коммерческое обозначение не может передаваться, это возможно только с продажей организации. [11] В Постановлении ФАС Московского округа иск ЗАО «Дикси-ЮГ» к ООО «Садко-Л» удовлетворило в связи с использованием последним коммерческого обозначения «Диксика», что схоже до степени смешения с коммерческим обозначением «Дикси». Суд иск удовлетворил, поскольку использование коммерческого обозначения приводило к недобросовестной конкуренции. [12]

Между защитой и охраной исключительных прав на коммерческое обозначение можно провести черту.

К защите исключительных прав следует отнести применение норм, с помощью которых правообладатель может пресечь неправомерные действия третьих лиц. Существуют две формы защиты юрисдикционные (с использованием органов власти), неюрисдикционные (самостоятельная защита). Защита исключительных прав закреплена в статье 1252 ГК РФ. Обычными требованиями по защите являются: пресечение действий, признание права, возмещение убытков. Например, АНО «Институт региональной политики» обратилось к АНО «Московский урбанистический форум» о запрете использования коммерческого обозначения «Московский урбанистический форум». Истцом был осуществлен весь перечень работ по сопровождению и созданию деятельности организации. Суд отказал, так как отсутствовали надлежащее количество доказательств.

Нужно заметить, что институт интеллектуальной собственности в последнее время сильно развивается. На основе проведенного анализа норм материального права очевиден вывод, что интеллектуальные права субъектов предпринимательства не до конца защищены, что ведет к возможностям для недобросовестной конкуренции. Своевременное реагирование законодателя на проблемы фирменного наименования и коммерческого обозначения является первоочередной задачей.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4, от18 декабря2006 г. (с последующими изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы«Консультант Плюс».
  2. Как защититься от чужого товарного знака? (А. Бычков, «эж-ЮРИСТ», N 3, январь 2015 г.) Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883
  3. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 4819/10
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4, от «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  5. Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 27.08.2014 N С01–790/2014 по делу N СИП-435/2013
  6. Постановление ФАС МО от 01.08.2013 по делу N А41–31267/12
  7. Перспективы повышения эффективности судебной защиты исключительного права на фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания (М. О. Клейменова, журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации», N 2, февраль 2016 г.)
  8. «Фирменное право России» (Филиппова С. Ю.) («Статут», 2016)
  9. Ершова Е. А. Гудвилл бизнеса. М., 2013.
  10. «Настольная книга руководителя организации: правовые основы» (отв. ред. И. С. Шиткина) («Юстицинформ», 2015)
  11. Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2011 г. по делу N А40–29335/10–143–251
  12. Свищева Е. И.: Признаки охраноспособности коммерческих обозначений//«Вестник арбитражной практики», 2014, N 3
  13. Постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2009 г. N КГ-А40/1594–09 по делу N А40–18395/08–26–81.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческое обозначение, фирменное наименование, ГК РФ, товарный знак, заблуждение потребителей, защита, недобросовестная конкуренция, РФ, средство индивидуализации, юридическое лицо.


Задать вопрос