Фирменное наименование как составная часть предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 07.07.2016

Статья просмотрена: 363 раза

Библиографическое описание:

Хаджиев, У. К. Фирменное наименование как составная часть предприятия / У. К. Хаджиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 601-602. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32223/ (дата обращения: 22.12.2024).



Важной составной частью предприятия является права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги. В юридической литературе понятие «фирма» и «фирменное наименование» употребляется как синонимы [1, с. 86]. В Гражданском кодексе Республики Узбекистан не определяет понятие фирменного наименования. Однако приводятся то, что должно вбирать в себя понятие фирма. Например, ч. 6 ст. 54 ГК Республики Узбекистан юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Также в соответствие со статьей 3 Закона «О фирменном наименовании», принятого 18 сентября 2006 года, фирменное наименование считается индивидуальным наименованием коммерческого юридического лица, абсолютные права на которых возникают после государственной регистрации юридического лица [6]. Таким образом, исключительное право на использование фирменного наименования возникает у юридического лица в момент государственной регистрации самого юридического лица под данным наименованием. Фирменное наименование можно определить как имя или обозначение, позволяющее идентифицировать юридическое лицо, которому принадлежит предприятие.

Фирменное наименование можно разделить на обязательную и произвольную части. Гражданское законодательство Республики Узбекистан регламентирует обязательную часть наименования. В наименовании должно быть указание организационно- правовой формы юридического лица. Например, согласно статьи 60 Гражданского Кодекса Республики Узбекистан, если собственник предприятия (юридическое лицо) полное товарищество, должно быть указание а имя не менее, чем одного участника товарищества.

Название может быть придуманным. Чтобы избежать недобросовестной конкуренции, в соответствие со ст. 8 Закона Республики Узбекистан «Об ограничении монополистической деятельности и конкуренции на товарных рынках», может быть установлен запрет на использование уже известного названия.

В соответствии со ст. ст. 85, 489 ГК РУз. и ст. 27 Закона Республики Узбекистан «О частных предприятиях» фирменное наименование является наименованием коммерческой организации, которое входит в состав предприятия как имущественного комплекса, используемого для предпринимательской деятельности. Такое положение вызывает вопрос о наличии противоречия в том, что фирма — одновременно и средство индивидуализации юридического лица, и составная часть предприятия. Так Г. Е. Авилов считает, что противоречие здесь есть, так как законодательное определение фирменного наименования юридического лица лишает возможности законодательно включить его в состав предприятия и соответственно признать отчуждаемым объектом гражданских прав [4, с. 135]. Как отмечал А. И. Каминка, в юриспруденции существует два определения понятия фирмы. Одно признаёт фирму названием торгового предприятия, другое состоит в том, что фирма обозначает собственника предприятия. Х. Рахманкулов, Д. Карахаджаев придерживаются первой позиции [5, с. 125–128]. В частности Г. Ф. Шершеневич указывал: «Фирма есть название предприятия. Фирма составляет принадлежность торгового предприятия». Д. Карахаджаев тоже оценивает наименование фирмы как средство индивидуализирующие юридического лица [3]. Эта позиция основана на том, что фирма должно индивидуализировать предприятие, а не предпринимателя, для индивидуализации которого существует гражданское имя. В таком случае собственник нескольких предприятий стал бы носителем нескольких имён.

Основной экономической целью предпринимателя является извлечение прибыли. Достичь этого предприниматель может, производя продукцию, оказывая услуги. Наименование, под которым предприниматель осуществляет свою деятельность, привлекает клиентов. Законодательству известен такой договор как коммерческая концессия (франчайзинг). Франчайзинг основан на том, что один предприниматель за вознаграждение предоставляет другому предпринимателю право использовать свои средства индивидуализации, передаёт ему охраняемую коммерческую информацию (ноу- хау) и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса. Фактически франчайзинг позволяет пользователю выступать в обороте под чужим именем — под именем правообладателя, используя его наименование. Это сравнительно новое явление подтверждает возможность отчуждения фирмы.

Фирменное наименование тесно связано с правами на различные дипломы и медали, которые также входят в состав предприятия. Статья 3 Закона Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест их происхождения» к товарным знакам и знакам обслуживания относит обозначения, дающие возможность отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других физических и юридических лиц. Товарный знак наряду с фирмой служит задачей индивидуализации предпринимательской деятельности. Он принадлежит собственнику предприятия производящего продукцию или оказывающего услуги.

Товарный знак выполняет ряд функций, основными из них являются:

  1. Функция идентификации, которая обеспечивает выделение товара из числа себе подобных и указывает на источник его происхождения.
  2. Функция рекламы. Отрекламированный товар, выделенный из числа подобных товаров при помощи товарного знака, пользуется спросом у потребителей, способствует привлечению клиентов к предприятию.
  3. Охранительная функция. Она гарантирует, что никто кроме владельца зарегистрированного товарного знака не вправе пользоваться данным обозначением под страхом применения к нарушителю соответствующих санкций.

В составе предприятия, помимо материальных предметов, имеет место и так называемый нематериальный элемент, который влияет на деятельность предприятия. Передача предприятия предполагает переход в составе предприятия и имущественных прав и обязанностей продавца в том объёме, который имел место на момент передачи предприятия, если иное не установлено договором. Прямым указанием в состав предприятия включается фирменное наименование (ст. ст. 85, 489 ГК Республики Узбекистан). Однако следует признать, что фирменное наименование (фирма) индивидуализирует собственника предприятия, а не само предприятие. Под этим именем собственник осуществляет предпринимательскую деятельность. Назначение фирмы состоит в том, что оно точно указывает на собственника предприятия. Вместе с тем, наряду с другими нематериальными элементами фирма способствует достижению главной экономической цели предприятия — получения прибыли, а потому законодатель включил её в состав предприятия.

Литература:

  1. Брагинский М. И. Комментарий к части 1 ГК РФ для предпринимателей. — М.: Фонд правовая культура, 1995.
  2. Гражданское право. Часть 1. Учебник. /Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. – СПб.: ТЕИС, 1996.
  3. Карахаджаев Д. Проблемы развития и совершенствования законодательства о праве собственности юридических лиц в Республике Узбекистан. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. — Ташкент, 2008.
  4. Комментарий к ГК РФ, части 2. / Под ред. О. Н. Садикова. — М., 1996.
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Узбекистан. Т. 1 (первая часть). Минюст. — Ташкент, 2010.
  6. Сборник законодательных актов Республики Узбекистан. 2006, № 37–38, статья 370.
Основные термины (генерируются автоматически): фирменное наименование, юридическое лицо, состав предприятия, Узбекистан, собственник предприятия, фирма, предпринимательская деятельность, предприятие, товарный знак, государственная регистрация.


Похожие статьи

Фирменное наименование и коммерческое обозначение в деятельности организации

Фирменное наименование коммерческой организации как средство индивидуализации участников гражданского оборота

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации

Предприятие как важнейшее звено экономической деятельности

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Понятие, порядок формирования, преимущества и недостатки

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и исключительное право на фирменное наименование: вопросы соотношения и столкновения

Организатор и руководитель преступления: теоретическое и практическое разграничение понятий

Правовая природа унитарного предприятия и перспективы его развития

Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации в процессе разработки корпоративного сайта (на примере предприятия курортно-туристической отрасли)

Похожие статьи

Фирменное наименование и коммерческое обозначение в деятельности организации

Фирменное наименование коммерческой организации как средство индивидуализации участников гражданского оборота

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации

Предприятие как важнейшее звено экономической деятельности

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Понятие, порядок формирования, преимущества и недостатки

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг и исключительное право на фирменное наименование: вопросы соотношения и столкновения

Организатор и руководитель преступления: теоретическое и практическое разграничение понятий

Правовая природа унитарного предприятия и перспективы его развития

Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации в процессе разработки корпоративного сайта (на примере предприятия курортно-туристической отрасли)

Задать вопрос