Правовое регулирование доменного имени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 02.06.2021

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Гринажук, Е. Э. Правовое регулирование доменного имени / Е. Э. Гринажук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81923/ (дата обращения: 25.12.2024).



На данном этапе развития общество очень тесно связано с телекоммуникационными и информационными технологиями, а в частности, сетью Интернет. В свою очередь, и сама «всемирная сеть» характеризуется внутренним прогрессом и это наблюдается ежедневно.

Естественно, что с усовершенствованием глобальной сети необходимо подтягивать и другие сферы жизни, где немаловажную роль играют законодательство и правовое регулирование.

Неудивительно, что все информационные технологии не предусматривают хаотичности. Вся информация о глобальной сети содержится в определённых ячейках, то есть сайтах, они делятся на тематики, блоки и т. д. С каждым днем количество так называемых ячеек растет, только по усредненным данным на 2020 год количество сайтов превысило 354,7 млн [6]. Как раз-таки параметром поиска, выступает «адрес» сайта, что называется доменным именем.

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещённой в сети «Интернет» [1].

Простыми словами можно сказать, что доменное имя — это символьное обозначение адресации сайтов.

Но несмотря на всемирную известность данного термина, отношения, возникающие в телекоммуникационной сети-Интернет, очень слабо регулируются законодательством, что стало причиной многих злоупотреблений, например, неправомерным использованием средств индивидуализации при регистрации адресных наименований. В последнее время распространение получил бизнес, связанный с регистрацией в качестве доменных имён неизвестных или малоизвестных компаний фирменных наименований и товарных знаков всемирно известных фирм [5].

Из-за правовой незащищённости доменные имена очень известных компаний используются в мошеннических целях.

В особенности обороты набирают зеркальные сайты. То есть создаются одностраничные сайты, при этом доменные имена отличаются только одним символом. Таким образом, обыватель просто не может отличить ячейки, так как они схожи до степени смешения. Например, в 2010 году множество граждан РФ пострадало от зеркального сайта Сбербанка. Больше 10 млн рублей за пару часов было переведено мошенникам [7].

Со временем Сбербанк нашел способ защиты от тайпсквоттинга (регистрация доменных имен схожих до степени смешения). Банк просто начал выкупать сотни доменных имен с элементами sber.

На данном этапе развития нашего законодательства домен не является интеллектуальной собственностью. Поэтому можно предположить, что регистрация доменного имени не дает никаких прав на это имя.

Поэтому считаю необходимым определить и наделить доменное имя функцией индивидуализации товаров, работ, услуг юридических лиц.

Или чтобы защитить как-то свой бизнес, необходимо регистрировать домен как товарный знак. Так как согласно п. 5 ст. 1484 ГК РФ одним из способов использования товарного знака является размещение в сети Интернет, в том числе в доменном имени.

Также федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет доменное имя как «обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» [1, 2].

Эта позиция наглядно прослеживается в решении и постановлении по делу о доменном имени «хайгер.рф», где указывается, что доменные имена фактически трансформировались в средство, исполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц [4].

К примеру, если бы на тот момент Сбербанк зарегистрировал свое доменное имя как товарный знак, то законодательство бы защищало не только наименование банка, но и все варианты схожие до степени смешения.

Так в 2019 году компания «Крокус Интернэшнл», ранее зарегистрировавшая свой домен в качестве товарного знака (№ 345278), подала иск в суд против ООО «МТК Международная торговая компания». По решению суда был вынесен запрет на использование доменного имени crocus-tiket.ru, а также суд постановил выплатить компенсацию в размере 100 000 тысяч рублей и расходы на госпошлину в размере 13 000 тысяч рублей (Судебное дело № А40–281733\2019) [8].

Это касается контекстной рекламы (так называемой рекламы по конкурентам) и социальных сетей. За нарушения использования товарного знака лицом, у которого отсутствуют исключительные права на этот товарный знак, можно в порядке общего судопроизводства взыскать штраф за незаконное использования товарного знака и получить компенсацию в размере до 5 млн. руб. Также потребовать заблокировать сообщество и забрать права администрирования [3, ст. 1515].

Есть еще один распространенный способ обезопасить свое доменное имя от клонирования. При регистрации основного домена необходимо зарегистрировать несколько похожих доменных имен и таким образом риск мошенничества снизится вдвое.

Упоминание о доменных именах встречается и в п. 9 ст. 1483 ГК РФ, где устанавливаются ограничения в регистрации товарных знаков тождественных доменным именам: “Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные… промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака”.

Делая вывод из всего выше написанного, приходится признать, что на сегодняшний день не существует четкого законодательного регулирования как отношений по поводу доменных имен и их регистрации в частности, так и отношений, так или иначе связанных с Интернет-пространством в целом.

В законодательстве лишь мельком указано, что термин «доменное имя» не чужд, так как у каждого органа государственной власти имеется сайт с соответствующими «названиями», или отображает необходимость унификации вида доменных имен территориальных подразделений органа государственной власти, или описывая исключительно технические аспекты функционирования доменных имен. Группа законов, таких как федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестиционных фондах», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» употребляет термин единично в своих текстах, фиксируя существование прав подобного характера.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Федеральный закон от 28.07.2012 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018)
  4. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2011 г., постановление Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 20.02.2012 г. по делу N А40–73876/11–12–626
  5. Варфоломеева Ю. А., Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: монография — М.: Изд.: ОСЬ-89, 2008 — С. 80.
  6. Количество зарегистрированных доменов в интернете URL: https://ict.moscow/research/kolichestvo-zaregistrirovannykh-domenov-v-internete/ (дата обращения 20.05.2021 г.)
  7. Зеркальная ловушка. Российская газета 10 марта 2020 г. № 8104
  8. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 г. № 09АП-34983/2020-ГК по делу № А40-281733/19
Основные термины (генерируются автоматически): доменное имя, товарный знак, имя, адресация сайтов, ГК РФ, глобальная сеть, государственная власть, обозначение символами, цель обеспечения, этап развития.


Задать вопрос