Игровые формы обучения персонала организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 27.05.2014

Статья просмотрена: 1042 раза

Библиографическое описание:

Панфилова, М. В. Игровые формы обучения персонала организации / М. В. Панфилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 927-929. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11245/ (дата обращения: 17.12.2024).

Сегодня современный рынок труда, представляет собой один из самых динамично развивающихся рынков в Российский экономике. На данное развитие оказали влияние различные факторы, такие как: выход за рубеж отечественных производителей, вливание иностранных инвестиций, свободно сложившиеся экономические отношения, разработка государством программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, увеличившийся спрос на продукцию, товары и услуги со стороны физических лиц и др.

Сложившиеся благоприятные условия для развития бизнеса позволили значительно увеличить количество малых и средних предприятий и организаций в различных сферах деятельности. Что в свою очередь так же оказало влияние и на само экономическое развитие России, сокращая высокий уровень безработицы населения посредством увеличения численности привлеченного персонала, повышения уровня оплаты труда, отчисления налогов и сборов в Федеральный и Региональный бюджеты и внебюджетные фонды.

Но, помимо развития в экономике, произошли изменения и в сознании самого человека готового трудиться в данных организациях. Вкладывая свои силы, опыт и знания в выполняемую работу, он ориентируется не только на высокий материальный доход и возможности повышения по карьерной лестнице, но и рассматривает собственную трудовую деятельность как некий проект с позиции интересно ли ему этим заниматься или нет.

Из этого можно сказать, что традиционная система управления персоналом переживает кризис складывающихся отношений между самой организацией и ее сотрудником. Помимо того, чтобы привлечь необходимого сотрудника с высокой квалификацией, организация вынуждена создать такие условия труда, которые будут ему интересны. И в данных рамках сотрудник не только будет эффективно и плодотворно трудиться, принося прибыль организации, но и обучаться, понимая, что саморазвитие ему необходимо.

Сейчас, успех организаций в первую очередь зависит от ее сотрудников. От их умений, создавать, развивать и внедрять полученные знания, в собственную трудовую деятельность. Применять на практике существующие возможности обмена опытом и перцептивными, интеллектуальными и двигательными навыками. Такой подход требует от работодателей изменений в традиционной системе управления персоналом, в первую очередь связанных со сложившейся традиционной практикой обучения персонала в организации.

Обучение персонала в организации представляет собой планомерно организованный целенаправленный осуществляемый процесс, направленный на овладение персоналом необходимых знаний, умений, навыков, позволяющих применить их на практике, для достижения эффективного и плодотворного результата. Процесс обучения представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс обучения персонала в организации

Знания — это получение в процессе обучения теоретические и практические знания, позволяющие сотруднику наиболее эффективно выполнять свои трудовые обязанности;

Умения — это способность выполнения осознанных действий, выражающаяся в применении полученных в процессе обучения знаний в практической деятельности;

Навыки — это автоматизированный способ выполнения действий, основанный на применение полученных в процессе обучения знаний и умений в практической деятельности.

Так как организации представлены в основном многоуровневой иерархической системой управления, то, и ее сотрудникам необходимо проходить постоянное обучение в соответствии с занимаемой должностью в процессе развития собственной карьеры, что гарантирует участие в своем собственном саморазвитии.

Так же, обучение позволяет более динамично и быстро реагировать на изменения в окружающей среде, повысить уровень стрессоустойчивости, приобрести коммуникативные навыки, поддержать на соответствующем уровне профессиональную квалификацию, приобрести дополнительные знания вне рамках собственной профессиональной сферы, развить индивидуальные способности, овладеть инновационными технологиями и нововведениями, умениями позволяющие самостоятельно принимать необходимые решения, узнать для себя новые возможности и перспективы, открыть внешний мир, и придти к пониманию того, что обучение — это способ жизни. Вместе с этим обучение инициируют сотрудников организации на положительные изменения сложившихся отношений внутри коллектива, сформировать сплоченный коллектив и безболезненно адаптировать в нем принятого сотрудника.

Соответственно возникает вопрос, как заинтересовать сотрудников пройти обучение, как их привлечь, как совместить обучение и выполняемые обязанности так, чтобы получить максимальную производительность. Как сформировать новую и эффективную систему управления персоналом организации, посредством применения совершенно новых способов обучения.

Для успешного выполнения выше поставленных задач в условиях Российского рынка на сегодняшний день в организациях необходимо «отойти» от традиционных форм обучения и применить инновационные игровые формы обучения, с привлечением специалистов данной области. А именно психологов, позволяющих учитывать индивидуальные психологические особенности каждого сотрудника в условиях программы системы управления персоналом, прививая осознание значимости вклада общих усилий коллективной работы в развитие организации в целом и значимости каждого отдельного сотрудника.

В инновационной игровой форме обучения персонала организации особенную значимость приобретают актуальные задачи сопоставления индивидуальных психологических особенностей сотрудников, с учетом профессиональных характеристик. На основании которых можно разрабатывать комплексную программу по обучению персонала с прогнозом дальнейшего продвижения по профессиональной лестнице, и развития собственной карьеры, с различными вариантами психологической коррекции и тренингового обучения с применением наиболее эффективных психодиагностических средств.

Игровые формы обучения персонала организации выполняют ряд функций:

-          развлекательная функция позволяет пробудить интерес к процессу обучения;

-          обучающая функция позволяет развивать и усваивать полученные знания, умения и навыки сотрудников;

-          развивающая функция позволяет активизировать резервные возможности для собственного развития;

-          воспитательная функция позволяет применять психологические тренинги и психологическую коррекцию поведения сотрудника в моделированных ситуациях;

-          коммуникативная функция позволяет взаимодействовать с людьми и налаживать эмоциональные контакты;

-          релаксационная функция позволяет снимать возникшее эмоциональное напряжение;

-          самореализационная функция позволяет реализовывать себя в различной практической деятельности;

-          терапевтическая функция позволяет преодолеть возникающие трудности в трудовой деятельности;

-          диагностическая функция позволяет выявить в себе определенные черты характера;

-          коррекционная функция позволяет изменить или откорректировать собственное позитивное изменение и др.

Из перечисленных выше функций игровых форм обучения персонала организации можно сделать вывод, что, такая форма обучения персонала позволяет сотрудникам организации:

-          саморазвиваться, получая удовольствие от самого процесса происходящего;

-          ориентироваться не на конечный результат, а на активное участие;

-          применять творческий и импровизационный подход к каждому сотруднику;

-          разряжать положительным эмоциональным настроением, формируя чувство коллективизма или соперничества и др.

Вследствие этого игровая форма обучения персонала является одной из ключевых функций, реализующаяся в любой сфере деятельности в не зависимости от штата организации.

Литература:

1.                  Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под редакцией П. И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.

2.                  Слободской А. Л. Обучение персонала организаций: учебное пособие / А. Л. Слободской. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. -124с.

3.                  Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 456с.

Основные термины (генерируются автоматически): обучение персонала, процесс обучения, сотрудник, знание, игровая форма обучения персонала организации, обучение, практическая деятельность, процесс обучения знаний, собственная карьера, собственная трудовая деятельность, сотрудник организации, традиционная система управления, умение.


Задать вопрос